Рефераты. Генри Форд - основатель корпорации "Ford Motor Company"

p align="left">Социальная программа принесла ощутимые плоды. По данным социологического отдела, сумма сбережений и денег, вложенных в дома и земельные участки, в расчете на одного рабочего компании выросла за январь 1914 - январь 1917 гг. более чем в 3,5 раза. Процент англоговорящих поднялся с 64 до 88, получивших гражданство США - с 34 до 49, а лиц с нормальными жилищными условиями - с 47 до 88. Доля рабочих с “хорошими привычками” к 1917 г. превысила 79%, семейных рабочих - выросла с 59 до 70%. В начале 1917 году 4% рабочих имели собственные дома и 27% приобрели их в кредит.

В начале 20-х годов рост спроса на рабочую силу обусловил повышение постоянной части заработка, так что стимулирующая роль надбавки резко упала. После первой мировой войны инфляция обесценила дневной заработок даже в 6 долл., а платить более высокую ставку компания уже не могла. Форд решил, что при поточном производстве более важное значение имеет жесткая дисциплина. Рабочих стали увольнять за малейший проступок.

Но Форд не был бы Фордом, если бы ограничился только лишь карательными мерами. Компания Форда взять на себя расходы по обустройству быта горняков и лесозаготовителей, не снижая оплаты их труда. Она строила общежития и семейные коттеджи с отоплением, электричеством, водопроводом и канализацией, которые сдавала в аренду, а также магазины, школы, больницы, спортивные площадки, дороги (совместно с властями штатов).

В отличие от других предпринимателей Форд понял, что главное в производстве автомобилей не высокий уровень их технической оснащенности, а люди, работающие на предприятии. Он применил революционный для того времени метод: промышленник стал платить своим сотрудникам хорошую заработную плату, понимая, что именно они -- главное звено производственной цепочки. Предпринятые шаги выглядели не просто шокирующими - в то время они были настоящей революцией.

3.2 Создание «сельской промышленности»

В начале 20-х годов Форд стал расширять производство автомобилей и тракторов, интегрируя его с источниками сырья и энергии. Компания приобрела огромные земельные владения - участки для строительства ГЭС, лесные массивы (включая плантации каучуконосов в Бразилии), угольные шахты, рудники, песчаные карьеры, железную дорогу с подвижным составом, флотилию транспортных судов. Это привлекло внимание «автомобильного короля» к проблеме рационального размещения предприятий, транспортных путей, возможностям использования разнообразных сырьевых ресурсов. Форд хотел превратить сельское хозяйство в такую же развитую сферу экономики, как промышленность, и осуществить их интеграцию. «Нет ничего невозможного, если не считать что-то невозможным», - твердил он берясь за очередной эксперимент.

Фермерам Форд советовал наращивать производительность труда с использованием тракторов, грузовиков и минеральных удобрений, создавать перерабатывающие предприятия, а не кооперативы по сбыту, отказаться от банковских кредитов. Он снижал цены на тракторы «фордзон», обещал пустить на полную мощность завод по выпуску нитратов и ГЭС в долине реки Теннеси на условиях их приватизации или долгосрочной аренды. Оба объекта принадлежали государству и оценивались в 100 млн долл., в то время как Форд предлагал всего 5 млн долл., гарантировав при этом электрификацию и мелиорацию прилегающей местности, которая не считалась перспективной для хозяйственного развития. Однако в 1923 году Конгресс запретил передачу федеральной собственности такого размера в частные руки.

На собственных же землях Форд развернул свой самый длительный эксперимент - строительство мини-заводов (филиалов компании), использующих энергию малых рек. «Автомобильный король» считал неразумной концентрацию промышленности в городах и пытался мобилизовать даровую энергию воды для снижения производственных издержек. Фермеры, по его мнению, должны получать на местах оплачиваемую работу, для которой у них есть и время, и желание. Еще больше времени, полагал Форд, можно высвободить, если создать общинные коровники и свинарники, а лошадей заменить автомобилем и трактором.

Было принято решение вывести часть производства за город, подключить к местным источникам энергии и использовать работников из числа сельских жителей. С 1919 году до начала 40-х годов на малых реках в штате Мичиган построили 20 небольших заводов по выпуску автодеталей и приборов, где трудилось от десяти до нескольких сот человек, включая женщин. Самым крупным предприятием с 2,5 тыс. работников стала Hamilton Factory на реке Майами. Энергию давали малые электростанции, строившиеся на месте старых заброшенных плотин и водяных мельниц.

Достоинства «сельской промышленности» широко рекламировались. Подчеркивались ее роль в повышении благосостояния фермеров, экономичность и простота управления, высокая производительность, труд на свежем воздухе. Ставки заработной платы были не ниже, чем у остальных рабочих компании. Сельским жителям удавалось успевать и на завод, и на ферму на собственных автомобилях.

Малые предприятия стали любимым детищем Форда. Они не портили ландшафта, не загрязняли воду и воздух (только если река летом мелела, устанавливались вспомогательные паровые двигатели). Чистые цеха на фоне зеленых насаждений и водоемов выглядели очень привлекательно, став такой же достопримечательностью для туристов, как основной завод компании. Форд считал, что новая организация производства исключила безработицу, текучесть рабочей силы, стачки и профсоюзы, а благополучие занятых базировалось на совмещении двух видов труда.

Однако в масштабе всей компании эти заводики давали мизерную долю продукции и были убыточны из-за небольшого объема производства, ограниченных энергетических и людских ресурсов, необходимых затрат на перевозку сырья и готовой продукции. Весной, когда уровень воды в реках повышался, большинство фермеров занималось полевыми работами. Сельские предприятия не обладали хозяйственной самостоятельностью, хотя Форд и говорил о «децентрализации производства»; он лично контролировал их работу. Вряд ли мини-заводы существенно повысили доходы фермеров, так как размещались в зажиточных районах невдалеке от Детройта.

«Автомобильный король» не жалел денег и времени, чтобы овладеть даровыми источниками энергии и создать новую организацию труда. Он не исключал возможности возвращения к жизни домашних мастерских, если придать им современную техническую базу. Другие промышленники не последовали примеру Форда, а среди городских рабочих не нашлось желающих поселиться «на природе».

Преемник и внук основателя компании Генри Форд II закрыл пришедшие в упадок «деревенские заводы». В наши дни часть их отреставрирована и превращена в музеи.

Некоторые исследователи сравнивали этот эксперимент Форда с проектами социалистов-утопистов, проповедовавших создание общин, где люди занимались бы попеременно ремесленным, сельскохозяйственным и умственным трудом, или с китайскими коммунами 60-х годов.

Однако идея Форда не имела ничего общего с ручным трудом, самообеспечением и коммунистическим распределением. В пропагандируемой им сельской промышленности присутствовали новейшая техника, повышение производительности труда, работа на компанию.

В 30-е годы, увлекаясь сельским хозяйством, Форд стал одним из крупнейших землевладельцев в США. Он интересовался мелиорацией, селекцией растений, агрохимией, получением новых материалов «из того, что можно найти в лесу или в поле». По его заданию специалисты инженерной лаборатории переработали сою в прочный материал типа пластмассы, построив из него экспериментальный автомобиль, на котором можно было ездить.

Форд предлагал заменители традиционных материалов - пластмассу из органических веществ вместо металла, молоко из сои, этиловый спирт из зерна и картофеля вместо бензина, формовку кирпичей из земли, извлекаемой при рытье котлована.

На лесных промыслах он создал практически безотходные, экологически чистые производства, а служба утилизации использовала почти без остатка старые автомобили, металлический и деревянный лом, опилки, разнообразный мусор.

Собственные фермы Форда стали площадками для самых различных опытов, окупаясь продажей продуктов питания.

Он уделял внимание благоустройству местности, где располагались его владения.

Десятки миллионов долларов жертвовались на частные школы с практическим уклоном (механика для мальчиков, домоводство и уход за больными для девочек).

Оценивая социально-экономические эксперименты Генри Форда, необходимо иметь в виду, что в период становления индустриального общества предпринимательская благотворительность и патернализм в разных странах преследовали, прежде всего, одну цель - интегрирование рабочих в систему капитализма. Расходы на улучшение жилищных условий, школы и больницы промышленники считали в первую очередь производственной необходимостью, а затем уже моральным долгом. Недаром основоположник научного менеджмента Ф.У.Тейлор назвал заботу фабричной администрации о быте и досуге рабочих «дополнительным фактором управления».

Особенность действий Форда состояла в том, что он сделал упор не на благотворительность и бесплатные социальные услуги, а на более высокий заработок и индивидуальную ответственность рабочего за свое благополучие. Контролируемая надбавка не просто увеличивала доход, но и прививала навыки рационального потребления, отвечавшие условиям жизни в индустриальном обществе.

Таким образом, хотя Форд и не был в прямом смысле слова изобретателем массового производства, повременного контроля над запасами, вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версии маркетинговой концепции крупной автомобильной компании в качестве мультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами или корпоративной филантропии.

Однако он первым сумел практически реализовать эти идеи, значительно усовершенствовать их и эффективно объединить большинство из них вместе.

Фордистская система производства имеет 4 отличительных ключевых элемента:

1) Разделение труда - процессы разбиты на небольшие операции, которые могут выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицирован-ные кадры заняты управлением, разработками и совершенствованием процесса.

2) Высокая стандартизация узлов, агрегатов и запчастей.

3) Организация не вокруг станков с определёнными свойствами, а станки размещены в необходимом для производства порядке.

4) Лента конвейера связывает различные стадии процесса.

Пытливость ума при неограниченных финансовых возможностях позволила ему стать незаурядным рационализатором и естествоиспытателем.

Какими бы драматическими не были изменения, произошедшие с «Ford Motor Company» с момента ее создания в 1903 году, она была и остается семейным предприятием и до сих пор принадлежит наследникам основателя. Причем, в отличие от других известных династий промышленников и бизнесменов, Форды до сих пор сохраняют самую активную роль в управлении своей компанией. Им удалось внедрить и сохранить такую систему, при которой, владея менее 10% всех акций «Ford Motor Company», они обладают 40% голосов на собрании акционеров, то есть, обладают почти неограниченной властью над компанией.

В октябре 2001 года у руля корпорации встал представитель семьи Фордов - Уильям Клэй Форд-младший, правнук Генри Форда-старшего. И будучи сейчас единственной на свете фирмой, прошедшей вместе с мировым автомобилестроением весь его тернистый путь - от зарождения до сегодняшней зрелости - компания Форда имеет полное право утверждать, что история века - это и ее история.

Ford Motor Company вступила в новый век в качестве четвертой по величине корпорации в общем рейтинге мирового бизнеса и второй в составе «большой тройки» лидеров автомобилестроения.

Сегодня у компании есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Форд ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки.

Заключение

Резюмируя вышеизложенный материал об основателе корпорации «Форд» кратко отметим следующее.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье эмигрировавших из Ирландии фермеров; обучался на слесаря в Детройте; в 1896 году собрал первый экспериментальный автомобиль; в 1903 году основал Ford Motor Company. Сумел предвидеть будущее автомобиля как массового средства передвижения.

Генри Форд был важнейшей творческой силой, обеспечившей создание массового высокопроизводительного сборочного конвейерного производства в целом и развитие автомобильной отрасли и автомобилизации населения в частности. Он помог освобождению зарождавшейся автомобильной отрасли США от финансовой зависимости от Восточных штатов и добился сочетания высокопроизводительного масштабного и вертикально интегрированного производства с высоким уровнем зарплаты и низкими ценами на продукцию. Его нововведения широко копировались в других отраслях и странах, хотя автомобили Ford пользовались исключительной известностью, прежде всего, благодаря применению в них передовых технических достижений.

Достижения Форда способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, развитию сельского хозяйства и сферы обслуживания, не говоря уже о промышленном производстве.

Оценка его личности и его деятельности по-прежнему вызывают много споров. Им восхищались скорее в развивающихся странах, чем в таких богатых традициями высококвалифицированного труда государствах, как Германия или Великобритания. В его способе использования паблисити было много не только смелости, но и откровенной корысти.

В первые годы после смерти его во многом основанная на интуиции практическая управленческая деятельность и методы внедрения инноваций активно критиковалась, но затем получили широкое признание у исследователей проблем менеджмента как неотъемлемая составляющая эффективного поведения руководителя.

А.Невинс и Ф.Хилл рассматривали его карьеру «как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самую удивительную в истории американской промышленности».

Основные принципы производства, сформулированные Г.Фордом гласят:

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т. е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна, позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.

2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела -- преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно давать большой доход и будет делать это. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основе.

4. Производить -- не значит дешево покупать и дорого продавать. Это скорее -- покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно -- это значит только затруднять указанный процесс.

Несмотря на все ошибки, жизнь Генри Форда -- выдающийся пример осуществления смелых и во многом позитивных перемен.

Список использованных источников

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б.Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

2. Васильева Е.К. 50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX вв. / Е.К.Васильева, Ю.С.Пернатьев. - Харьков: Фолио, 2004. - 510 с.

3. Вощанова Г.П. История экономики: Учеб. пособие / Г.П.Вощанова, Г.С.Годзина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 255 с.

4. Ишутина Е. Генри Форд -- человек, которого избрал успех / Е.Ишутина. - 2004. - Деловой мир. - №8. - С.16.

5. Клевалина Н. Генри Форд, король всея Америки / Н.Клевалина // Вокруг света. Рубрика «Люди и судьбы». - 2005. - №2. - С.22.

6. Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX веке: Учеб. пособие / О.С.Сороко-Цюпа, В.П.Смирнов, А.И.Строганов. - М.: Дрофа, 2004. - 304 с.

7. Столяров Г. Места хватит для всех. Найджел Брэкенбери, управляющий директор и президент Ford в России / Г.Столяров // Ведомости. - 2008. - №35. - С.27.

8. Тучков В. Генри Форд - кризисный менеджер / В.Тучков // FinTimes.ru. - 2009. - №10. - С.17.

9. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г.Форд. - М.: АСТ, 2005. - 340 с.

10. Форд Г. Сегодня и завтра / Г.Форд. - М.: Альфа, 2000. - 300 с.

11. Шпотов Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес / Б.М.Шпотов. - М.: КДУ, 2005. - 384 с.

12. Википедия. Свободная энциклопедия. Форд Генри. Корпорация Ford Motor Company. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

13. Энциклопедический ресурс «Рубрикон». Генри Форд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rubricon.com

14. Ford. Официальный сайт в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ford.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.