Рефераты. Геополитические особенности исторического развития России

p align="left">Бронетанковые войска.

С января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила более семи тысяч танков, в 1941 году промышленность уже могла дать около 5,5 тысячи танков всех типов. Учитывая количество бронетанковых войск в германской армии, в марте 1941 года было принято решение о формировании 20 механизированных корпусов.

Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16,6 тысячи танков только новых типов, а всего около 32 тысяч танков. Такого количества машин в течение одного года практически при любых условиях взять было неоткуда, недоставало и технических, командных кадров.

Артиллерия.

По уточненным архивным данным, с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила от промышленности 29 637 полевых орудий, 52 407 минометов, а всего орудий и минометов, с учетом танковых пушек,- 92 578.

Военно-Воздушные Силы.

По уточненным архивным данным, с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила от промышленности 17 745 боевых самолетов, из них 3719 самолетов новых типов.

Военно-Морской Флот.

Всего накануне войны в строю флота было около 600 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 49 эсминцев, 241 подводная лодка, 279 торпедных катеров, свыше 1000 орудий береговой обороны, более 2500 самолетов.

32. Людские и материальны потери СССР в ВОВ.

Наибольшие людские потери во 2 мировой войне понесли вооруженные силы Советского Союза. Официальные же цифры общих демографических потерь были фальсифицированы. В начале 1946 года было объявлено, что общие потери (армии и населения) в только что окончившейся войне составили около 7 миллионов. 15 лет спустя, в 1961 году, была названа цифра более 20 миллионов. По результатам подсчетов, за годы Великой Отечественной войны общие безвозвратные демографические потери (убито, пропало без вести, попало в плен и не вернулось из него, умерло от ран, болезней и в результате несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 миллионов 668 тысяч 400 человек. При этом армия и флот потеряли 8.509.300 человек, внутренние войска - 97.700 человек, пограничные войска и органы госбезопасности - 61.400 человек. В число общих безвозвратных демографических потерь не вошли 939.700 военнослужащих, учтенных в начале войны как пропавшие без вести, но которые в 1942-1945 гг. были вторично призваны в армию на освобожденной от оккупации территории, а также 1.836.000 бывших военнослужащих, возвратившихся из плена после окончания войны. Эти военнослужащие (2 миллиона 775 тысяч 700 человек) из числа общих потерь исключены.

33. Влияние победы В ВОВ на послевоенное развитие СССР

Историческая заслуга советского народа и его вооруженных сил состоит в том, что они, разгромив фашистские полчища, ликвидировали опасность распространения агрессии на другие страны и континенты. Советский Союз стал главной силой, преградившей германскому фашизму путь к мировому господству. Народы Советского Союза на своих плечах вынесли основную тяжесть войны и сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.

В послевоенные годы в роли мирового жандарма все более открыто и нагло выступает американский империализм. Порождением его политики явились навязанная миру так называемая “холодная война”, непосильное бремя гонки вооружений, многочисленные войны и военные конфликты, развязанные империалистическими агрессорами. Под эгидой США вскоре после второй мировой войны был создан агрессивный военный блок НАТО и другие военные блоки и союзы. Империализм готовит самое страшное преступление против человечества -- мировую ядерную войну, острие которой направлено против Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Империалисты Соединенных Штатов Америки объявили “крестовый поход” против стран социалистического содружества, открыто провозгласили свой преступный план уничтожения социализма как общественной системы. Именно этим целям служит размещение в ряде западноевропейских стран американских ядерных ракет средней дальности, которые создают огромную опасность для народов Европы и для всего человечества.

Однако классовую сущность своих преступных замыслов и действий империалисты стремятся скрыть от народных масс, обмануть их, распространяя миф о так называемой “советской военной угрозе”, искажая существо миролюбивой внешней политики Советского Союза и стран социалистического содружества.

34. Послевоенная внешняя политика СССР: «холодная война»

Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав. Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации. Это настораживало Сталина, подталкивало его к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов. Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии. Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы; создать военно-политический союз западных стран под эгидой США; разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР. Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США.

35. Проведение политики «перестройки» в СССР

Характер перестройки 1985 - 1991 года определяется стремлением реформировать советское общество к началу 80х, вступившее в затяжной, социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют 3 этапа.

1 этап - 1985 - 1986 годы

2 этап - 1987 - 1988 годы

3 этап - 1989 - 1991 годы

1 этап: ПЕРИОД УСКОРЕНИЯ. Избранный в марте 1985 года генеральным секретарем ЦККПСС М. Горбачев, исходил из того, что во-первых, реформы необходимы, во-вторых они должны реализовать огромные экономические и политические возможности. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 году удвоить производственный потенциал в СССР, реализовывая человеческих фактор, использование скрытых резервов, резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий, ужесточение административных мер. Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Итоги политики ускорения малоутешительные. Добиться повышения темпов роста не удалось.

2 этап: «ГЛАСНОСТЬ И ПЕРЕСТРОЙКА». Идеологической основой нового курса стала концепция хозяйственно-расчетного социализма. Государственный заказ устанавливался на пределе возможности предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 году был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство в рамках так называемого кооперативного сектора. Уже в январе 1987 года акцент был сделан на политике гласности. Тираж журналов перевалил за млн. В 1987 году была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общие человеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решением между народных проблем признавали баланс интересов противоречащий балансу сил.

3 этап: ПОЗДНЯЯ ПЕРЕСТРОЙКА. В 1989 году состоялись выборы съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Между тем в 1990 - 1991 годах ситуация приобрела кофликтно-социальный взрывоопасный характер. Уже в 1989 году возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против КПСС. В 1989 году часть депутатов создала межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ. Резко обострились отношения центра из союзных республик. 1990 - 1991 годы были отмечены так называемыми парадом суверенитетов, когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. В 1991 году состоялись выборы президента России. Им стал Ельцин. Летом 1991 года был подготовлен договор о реформе федеративного государства расширение полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства. 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента, распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в 20 веке. Попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела прах.

36. Распад СССР.

Распад СССР 8 декабря 1991 года является одним из самых значительных событий мировой истории 20 века. Это единственная оценка, которая прилагается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы связаны с анализом причин и значением распада СССР остается предметом острых дискуссий.

Причины распада:

1. СССР создавался в 1922 году, как федеративное государство. Однако с течением времени он все больше превращается в государство унитарное, управляемое из центра. Проблема межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. Накопленные противоречия сделали распад СССР неизбежным.

2. СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному принципу. Конституция 24, 36, 77 содержит нормы о суверенитетах республик, входящие в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов.

3. сложившийся в СССР единый народно-хозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи стали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий.

4. сложившаяся политическая система базировалась на тесной централизованной власти, реальным носителем, в которой было ни сколько государство, сколько коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата его руководящему роли вели к распаду страны.

5. единство и целостность союза значительной степенью обеспечивалось его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы, ценности создавали духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями..

6. политический, экономический, идеологический кризисы, которые переживал СССР в последние годы своего существования привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических верхов. Парад суверенитетов 1990 гола ясно показал настроение и намерение партийно-государственной элиты.

Значение распада.

Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств, коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе м во всем мире, разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах. Возникли проблемы, связанные с судьбой русских оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

37. Политический кризис 1992 - 1993 годов в России.

Противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны -- Президент России Б. Н. Ельцин, и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны -- руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов.

1 декабря 1992 года -- в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов

9 декабря 1992 года -- Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства

10 декабря 1992 года -- Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

11 декабря 1992 года -- по инициативе Председателя Конституционного Суда прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета

12 марта 1993 года -- Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»

20 марта 1993 года -- Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управлении»

26 марта 1993 года -- в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов

21 апреля 1993 года -- Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме

1 мая 1993 года -- в Москве состоялась демонстрация противников Президента

20 мая 1993 года -- Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве

5 июня 1993 года -- Конституционное Совещание начало работу

30 сентября 1993 года -- Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу

5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы

9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.

11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации

15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции

22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления

24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года. Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.