Рефераты. Германская социал-демократия на пути к власти (1949-1972)

о внешней политике и политике безопасности были намечены следующие основные задачи: сохранение численности бундесвера, то есть сохранение военной обязанности граждан; усиление готовности к обороне и одновременный контроль за вооружениями; контакты и кооперация с народами Восточной Европы; разумная помощь развивающимся странам.

На заключительном этапе избирательной борьбы произошло событие, которого никто не мог предвидеть.13 августа 1961 г. по распоряжению правительства ГДР в Берлине была построена стена между восточной и западной частями города.

Внимание к В. Брандту как правящему бургомистру Западного Берлина возросло. Но оно могло иметь двоякие результаты, так как заговорили о "кризисе Вилли". Но все же впервые такое важнейшее международное событие в период предвыборной борьбы было не в пользу ХДС, лидер которой К. Аденауэр из-за его сдержанности и пассивности в отношении проблемы Берлина потерял прежний авторитет.

В конечном итоге симпатии к Брандту возросли и неокончательно определившиеся избиратели, склоняющиеся к СДПГ, утвердились в своих намерениях. Не достигла своей цели и предпринятая в последние недели избирательной кампании попытка ХДС дискредитировать В. Брандта посредством опубликования книги, касающейся его интимной жизни, под названием "Здесь были также и девушки".

Выборы в сентябре 1961 г. внесли значительные изменения в соотношение политических сил в ФРГ. ХДС/ХСС получил 45,4% голосов избирателей, потеряв таким образом абсолютное большинство в бундестаге. Самого большого успеха в своей истории достигли свободные демократы - 12,8% голосов. СДПГ получила дополнительно почти 2 млн. голосов (5,4%), а всего - 36,2% голосов.

В условиях продолжающегося экономического процветания и стабильного внутриполитического положения это был крупный успех СДПГ, и он был по праву оценен руководством партии как подтверждение правильности его внутрипартийных и программно-политических реформ.

После выборов СДПГ предложила сформировать правительство из представителей всех партий, прошедших в бундестаг. Начались сложные переговоры. ХДС вела их с СДПГ, главным образом, чтобы запугать СвДП. После месяца переговоров была создана правительственная коалиция из ХДС/ХСС-СвДП.

Участие СДПГ в коалиционных переговорах принесло ей пользу, ибо отпала прежняя оценка партии как "естественной оппозиционной партии", и ее начали рассматривать как в перспективе правительственную партию.

После смерти Э. Олленхауэра в 1963 г. председателем СДПГ был избран В. Брандт, его заместителями - Г. Венер и Ф. Эрлер. Эту тройку называли представителями "нового стиля". Отличительная черта этого стиля - стремление пересмотреть политическую стратегию СДПГ как в вопросах внутренней, так и внешней политики. Во всех важных политических сферах СДПГ выдвигала фундированные, привлекательные концепции. Она стремилась предстать в глазах будущих избирателей в качестве мотора перспективной и прогрессивной политики.

В ходе следующей избирательной кампании (1965 г) СДПГ неоднократно демонстрировала стремление к интеграции различных интересов в рамках государства, готовность к диалогу с различными политическими силами.

Социал-демократы учитывали, что у избирателей в целом пользовалось доверием предлагаемое ими решение общественно-политических и берлинской проблем, а в отношении экономической и внешней политики избиратель больше поддерживал ХДС/ХСС. Поэтому СДПГ избегала нападок на внешнюю и экономическую политику христианских демократов и концентрировалась на социальных задачах: здоровье, образование, забота о престарелых и т.д.

Накануне выборов 1965 г. была создана правительственная команда из компетентных, популярных, пользующихся доверием населения социал-демократов. Они выступили с предложениями, конкретизирующими реформистские цели СДПГ, например, с концепцией "народного страхования".

Широко пропагандировались успехи в социальной области, достигнутые в землях и общинах в результате деятельности СДПГ.

Социал-демократы активизировали работу во всех 248 избирательных округах, кандидатов от округов обучали ведению избирательной кампании.

На заключительной фазе избирательной борьбы были определены группы избирателей, с которыми следовало вести активную работу: впервые пришедшие к урнам молодые избиратели, работающие по найму, близкие по своим воззрениям к СДПГ, особенно не принимавшие до сих пор участия в выборах рабочие и члены их семей, а также лица свободных профессий и служащие в индустриальных регионах, работающие по найму в областях со слабым влиянием христианских демократов и приверженцы ХДС/ХСС, для которых стала привлекательной общественно-политическая программа СДПГ.

Важное значение имели выступления в пользу СДПГ интеллектуалов и деятелей культуры. Так, компания Г. Грасса способствовала тому, что СДПГ поддержали левые либералы в мелких и средних городах.

Результаты сентябрьских выборов 1965 г. разрушили надежды СДПГ стать сильнейшей фракцией в бундестаге. За нее проголосовали на 3,1% избирателей больше, чем в 1961 г., и она получила 39,3% голосов, а ХДС/ХСС - 47,6%.

Вновь было сформировано коалиционное правительство из ХДС/ХСС-СвДП.

Однако еще за несколько недель до выборов 1965 г. теперь уже бывший канцлер ФРГ многоопытный политик К. Аденауэр опубликовал статью, в которой утверждал, что без участия СДПГ в правительстве не могут быть решены такие важные вопросы, как принятие чрезвычайного законодательства, финансовая реформа, модификация политики заработной платы и социальной политики, внесение необходимых изменений во внешнюю политику и политику безопасности.

Важнейшим позитивным для СДПГ моментом стало то обстоятельство, что в 1966 г. в ФРГ впервые за весь послевоенный период произошло абсолютное сокращение промышленного производства, начала расти безработица. Экономический кризис 1966-1967 гг. показал неспособность ХДС и канцлера А. Эрхарда вовремя перейти к методам хозяйствования, требовавшим более активного вмешательства государства в экономику. Преемник К. Аденауэра на посту канцлера Л. Эрхард, пишет известный немецкий политолог К. Зонтхаймер, оказался настолько же слабым канцлером насколько сильным он был министром экономики.

С уходом К. Аденауэра христианские демократы тогда потеряли своего единственного лидера государственного масштаба и оказались не в состоянии дать политике ФРГ необходимые импульсы на будущее. В этой связи ХДС предпринял меры организационного характера: Л. Эрхарда на посту канцлера сменил К. Кизингер.

Предложенные правительством К. Кизингера шаги для решения экономических проблем встретили сопротивление со стороны СвДП. Лидеры свободных демократов не хотели разделять ответственность за новый экономический курс и вышли из правительства.

Не имея большинства в бундестаге, правительство К. Кизингера оказалось недееспособным и предложило руководству СДПГ создать коалиционное правительство с ХДС/ХСС. Не менее важным было и то обстоятельство, что, в отличие от СДПГ, и ХДС и СвДП не могли тогда предложить реального курса, отвечающего изменившейся экономической ситуации.

В этой обстановке социал-демократические лидеры решили вступить в коалицию с христианскими демократами, несмотря на бурю протестов, которую вызвал этот шаг в СДПГ.

Условия вступления СДПГ в коалицию были сформулированы в 8 пунктах. Во внешней политике и политике безопасности это были новое регулирование отношений с США и Францией, отказ ФРГ от попыток обладания атомным оружием, нормализация отношений с государствами на Востоке. Во внутренней политике социал-демократы прежде всего настаивали на реорганизации системы финансов. СДПГ бралась продемонстрировать способность управлять экономикой более успешно, чем ХДС.

В результате переговоров в ноябре 1966 г. было образовано правительство "большой коалиции" из ХДС/ХСС и СДПГ, просуществовавшее до очередных выборов в бундестаг в 1969 г. СДПГ впервые вошла в правительство и играла в нем роль младшего партнера.

В новом правительстве социал-демократ В. Брандт стал вице-канцлером и министром иностранных дел, К. Шиллер - министром экономики. Министрами стали еще 6 социал-демократов.

К. Шиллер предложил принятые затем бундестагом законы "О стабилизации экономики" и "О финансовом планировании". Именно тогда социал-демократы ввели в употребление термин "глобальное регулирование экономики". Законы предусматривали пятилетнее планирование в области финансов и многолетнюю программу инвестиций. Суть этих новаций - обеспечить общее выравнивание различных сфер и регионов экономики в рамках рыночного хозяйства.

В результате названных и других мероприятий социал-демократам удалось в сравнительно короткий срок справиться с экономическим кризисом.К. Шиллера в те годы называли "суперминистром" и "экономическим гением". Социал-демократы на деле доказали, что они умеют решать экономические проблемы. Вместе с тем укрепилось представление об СДПГ как о национальной партии, которая не собирается менять существующий порядок вещей.

В области внешней политики к числу достижений СДПГ нужно отнести установление в 1967 г. дипломатических отношений с Румынией и восстановление в 1968 г. дипломатических отношений с Югославией. Обе эти акции были проведены вопреки действовавшей еще тогда "доктрине Халынтейна", нацеленной на международную изоляцию ГДР.

ГДР была признана "феноменом", имеющем собственное правительство. В 1967 г. впервые в западногерманской практике произошел обмен письмами между канцлером ФРГ (К. Кизингером) и премьер-министром ГДР (В. Штофом).

В дальнейшем важную роль на пути социал-демократов к власти сыграло то обстоятельство, что в 1967 г. фракция СДПГ в бундестаге, политика которой прежде определялась партийным руководством, вышла из партийной тени и стала по существу сама вырабатывать политическую линию партии. Личности, которые теперь выступали от имени социал-демократии, не имели почти ничего общего с типом традиционного партийного функционера. Х. Поттхофф, известный специалист по истории СДПГ пишет: "Речь шла о людях, пригодных к деятельности в правительстве, отличающихся профессиональной квалификацией, обладающих собственным профилем, притягательной силой и популярностью среди населения".

Об укреплении позиций СДПГ в политической жизни ФРГ свидетельствовало то, что весной 1969 г. федеральное собрание избрало президентом страны социал-демократа Г. Хайнемана. При этом большинство депутатов от СвДП, руководимой новым лидером В. Шеелем, проголосовало за Г. Хайнемана. Многие тогда увидели в этом "частичную смену власти" и очевидное сближение СДПГ и СвДП.

На выборы 1969 г. партнеры по "большой коалиции" ХДС/ХСС и СДПГ шли как решительные противники.

В результате выборов социал-демократы получили 42,7% голосов, впервые перешагнув 40-процентный барьер. Успех социал-демократов объясняется несколькими обстоятельствами: умением преодолеть экономический кризис 1966-1967 гг.; стремлением к проведению политики реформ, которых хотели многие избиратели; большим вниманием к требованиям научно-технического прогресса; высказываниями и некоторыми практическими шагами в пользу разрядки в международных отношениях.

Несмотря на незначительное большинство в бундестаге (12 мандатов), СДПГ и СвДП сформировали правительство "малой коалиции". Впервые за послевоенную историю социал-демократы возглавили правительство ФРГ.В. Брандт стал канцлером, а В. Шелль - министром иностранных дел.

Важной предпосылкой вступления СвДП в коалицию с СДПГ стала растущая ориентация свободных демократов на средние и высшие слои наемных работников. Их позиции по ряду вопросов существенно приблизились к позициям социал-демократов.

Что касается СДПГ, то в ней росла оппозиция против участия в коалиции с ХДС/ХСС. В 1969 г. в партии впервые после 1950-х годов сформировалось левое крыло. Против участия социал-демократов в этой коалиции были профсоюзы, считавшие, что СДПГ стала "заложницей ХДС/ХСС" и все экономические тяготы перекладывает на плечи трудящихся. СДПГ нужно было возвратить доверие своих основных избирателей.

Обе партии полагали, что им удастся провести назревшие реформы, согласовав их по возможности с предпринимателями. Сформирование правительства социал-либеральной коалиции, полагает западногерманский исследователь В. Шланген, - это результат "совпавшего у СДПГ и СвДП представления о том, что для приспособления страны к внутриобщественному (в ФРГ) и всемирно-историческому развитию необходимы внутриполитические и внешнеполитические реформы". Эта коалиция, указывает другой западногерманский ученый А. Баринг, вновь продемонстрировала "выдающуюся способность ФРГ к образованию консенсуса": как в свое время К. Аденауэр интегрировал почти все политические силы справа от СДПГ, так на сей раз В. Брандт сумел интегрировать политические силы слева от ХДС.

После того, как В. Брандт возглавил правительство, он провозгласил активную политику реформ, призвал "отважиться на большую демократию" и "демократизировать все сферы жизни общества". Вместе с тем он заявил, что политика социал-либеральной коалиции будет вестись "под знаком преемственности и под знаком обновления". Преемственность нашла выражение в решении внутренних проблем, а обновление - внешних.

Во внешней политике произошли разительные перемены. Заключенные в 1970-1972 гг. договоры ФРГ с СССР, ПНР и ГДР означали отказ от применения силы во взаимоотношениях этих стран, признание сложившихся между Востоком и Западом границ в Европе.

Во внутренней политике наиболее заметными были два принятые бундестагом закона: новый закон об уставе предприятия (1972 г) и закон о расширении сети социального обеспечения. Затем экономический кризис середины 70-х годов перечеркнул многие из социал-демократических начинаний.

С 1970 г. основную энергию правящая коалиция тратит на то, чтобы сохранить большинство в 12 мест в бундестаге. ХДС/ХСС, используя недовольство некоторых депутатов от СвДП новой восточной политикой и отдельных социал-демократов провозглашенным курсом на демократизацию общества, переманили в лагерь оппозиции 6 депутатов (среди них оказался даже "суперминистр" К. Шиллер).

В бундестаге возникла патовая ситуация, в которой христианские демократы попытались устранить правительство В. Бранд-та-В. Шееля, не дожидаясь новых парламентских выборов. В мае 1972 г. по инициативе ХСС оппозиция в связи с ратификацией договора ФРГ с СССР и ПНР поставила вопрос о конструктивном вотуме недоверия В. Бранду, выдвинув на пост канцлера кандидатуру Р. Барцеля.

Казалось, что он должен был получить большинство. Однако какие-то два депутата от оппозиции (имена которых до сих пор неизвестны) не проголосовали за Р. Барцеля, и коалиция СДПГ-СвДП осталась у власти.

Однако вследствие патовой ситуации и недееспособности правительства В. Брандта - В. Шееля бундестаг был распущен и были объявлены новые выборы.

СДПГ приняла избирательную программу, в основу которой была положена весьма привлекательная для большинства избирателей концепция "качества жизни".

Досрочные выборы принесли социал-либеральной коалиции убедительную победу - большинство в 36 мест в бундестаге. СДПГ добилась самого значительного за послевоенный период избирательного успеха - 45,8% голосов, благодаря чему социал-демократы образовали в бундестаге самую большую фракцию.

Как парламентская партия СДПГ усилила свои позиции благодаря расширению своей избирательной базы, состоящей теперь из трех основных групп: традиционно из рабочих, далее - молодых избирателей и, наконец, из представителей новых средних слоев (служащих и чиновников). В 1972 г.70% всех рабочих проголосовали за СДПГ - результат, который не достигался ни до, ни после этого. Молодых избирателей, голосовавших за социал-демократов, было в процентном отношении больше, чем представителей других возрастных групп. В 1972 г. из числа новых средних слоев за СДПГ проголосовали 48%. В дальнейшем доля этой группы в избирательном корпусе СДПГ стала падать.

Все это свидетельствует о том, что 1972 г. означал высшую фазу в политической деятельности СДПГ как правительственной партии.

В дальнейшем на протяжении 10 лет социал-демократы возглавляли западногерманское правительство.

Резюмируя, нужно отметить, что в приходе СДПГ к власти сыграл роль целый ряд факторов. Отметим наиболее значимые из них. Важнейшее значение имели программные установки партии и их отражение в ее предвыборных программах. Далее - умение партийного руководства учитывать при выработке предвыборной стратегии динамику социальной структуры общества, изменение социальной, экономической и политической обстановки в стране и на международной арене. На результатах выборов отчетливо проявляется дееспособность партийных организаций на всех уровнях как в предвыборной борьбе, так и в реализации предложенных электорату программ. Важно также правильно определить союзников и конкурентов в предвыборной кампании и проводить хорошо продуманную политику по отношению к ним. Необходим реальный учет настроя общественного мнения по отношению к партии, ее политике и ее лидерам. Позиции партии значительно улучшает наличие популярного, пользующегося авторитетом среди населения кандидата в канцлеры. Кроме того, важны правильный выбор центрального лозунга в избирательной кампании, формы и методы пропаганды и агитации и многое другое.

Так, Годесбергская программа устранила препятствия, которые стояли перед СДПГ на пути к власти. Но сам путь она нашла в проведении активной кейнсианской политики в области экономики и "новой восточной политики" в сфере внешней политики. Исходя из этих позиций, СДПГ пришла к власти и достигла значительных успехов в экономике, социальной и внешней политике.

За годы существования ФРГ у СДПГ никогда не было достаточно голосов для формирования однопартийного правительства. Поэтому для привлечения широкого круга избирателей она должна была менять свой политический профиль. Это было необходимо также для того, чтобы стать в глазах других партий такой политической силой, которую будущие партнеры сочли бы приемлемой для создания правительственной коалиции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.