Рефераты. Гетман Сагайдачный

следующие дни (5 и 9 сентября) накал сражения не спадал. И снова казаки, возглавляемые П. Сагайдачным, показывая чудеса храб-рости и героизма, врывались в лагерь врага, уничтожали живую силу противника, овладевали оружием, боеприпасами и провиантом. Осо-бенно успешной была ночная атака казаков и польской обозной челяди 9 сентября. В расположении турецких войск началась паника -- бежали султан и рядовые воины, мурзы и многочисленная челядь.

Только нерас-торопность К. Ходкевича воспрепятствовала окончательному разгрому врага. События этой ночи оказали деморализующее влияние на турок. Я. Собеский пишет, что «…после неожиданного вторжения запорожцев в лагерь Османа турками овладела паника: люди всех званий и сословий были в неописанной тревоге; сам Осман, еще так недавно думавший, что нет никого в мире могущественнее его, теперь собственными глаза-ми увидел всю шаткость своего положения и прежняя надменность сменилась женскими жалобами, когда он убедился в неосновательности своих надежд…» Субтельный О. История Украины.- К.: Лебедь, 1994.- С.357..

Потеряв всякую надежду на скорое завершение войны, турки нача-ли длительную осаду польского и казацкого войска. В течение несколь-ких недель продолжались локальные бои между обеими сторонами. И только после прибытия в турецкий лагерь 20-тысячного подкрепле-ния Осман II решился на новое сражение. 28 сентября отборные сул-танские войска начали наступление. Почти целый день длилась эта кровопролитная битва.

«Более 60 пушек греме-ло беспрерывно, небо пылало, а воздух омрачался от дыма, земля дрожа-ла, стонали леса, скалы распадались в куски. Что видел глаз к течение целого дня, того не описать на одной или двух страницах; нельзя выра-зить в точности, с каким пылом и мужеством или скорее отчаянием сражались обе стороны» Мельничук Я.Д. Казацкие вожаки и гетманы Украины ю-Львов .: Украина,1991.- С. 64.

.

Однако все атаки турецких войск были отби-ты. И снова находчивость П. Сагайдачного, который ударом с тыла вынудил турок к бегству, решила исход этого сражения.

Вклад казацкого войска и его предводителя гетмана Петра Сагай-дачного в разгром турецких войск в Хотинской войне 1621 г. воистину. неоценим. По существу, Польша была спасена от иноземного порабо-щения, утраты своей государственной независимости, а польский на-род -- потери своего этнического лица. Медлительность К. Ходкевича и других шляхетских военачальников, их попытки достичь победы над противником за счет пролитой казацкой крови не могут затмить друго-го, исторически значимого аспекта этих событий. Впервые после Грюнвальдской битвы представители двух великих славянских народов про-демонстрировали на поле брани свою готовность к совместной борьбе против иноземных поработителей во имя идеалов свободы и независи-мости родной земли. Немаловажен и тот факт, что в сражении под Хотином принимали участие молдаване, местное украинское население, а также отряд донских казаков.

Значение событий под Хотином не ограничивалось локальными рамками. Оно вышло далеко за пределы Украины и Польши. С уверен-ностью можно утверждать, что победа в войне остановила дальнейшее продвижение султанской Турции в другие европейские страны и стала предвестником ее упадка.

Сражение под Хотином явилось последним эпизодом на богатом ратными подвигами жизненном пути П. Сагайдачного. Раненный в од-ном из сентябрьских боев, гетман тяжело и долго болел. В середине ноября 1621 г. его перевезли в Киев «...на томже пляцу тот наш гетман постреленый приехал до Киева, наполы умерлый» Смолий В.А. Владельцы гетманской булавы. -К.: Варта.- 1994.- С.323-324.

.

Однако будучи уже смертельно больным, гетман не устранился от общественно-политической жизни. В числе своих главных забот он считал необходимым добиться признания королевским правительством церковной иерархии, восстановленной иерусалимским патриархом Фео-фаном на Украине. С этой целью в начале 1622 г. в Варшаву выехало особое казацкое посольство, которое должно было ходатайствовать перед сеймом об уничтожении унии и «успокоении православных». Одновременно гетман написал два письма польскому королю. Выдер-жанные в лояльной форме, они, тем не менее, содержали требование прекратить преследование и «озлобление» казаков, а также положить конец распространению униатства на украинских землях. Одна-ко П. Сагайдачному уже не суждено было пережить горечь разочарова-ния результатами казацкой миссии. Он скончался 10 апреля 1622 г. в Киеве.

За несколько дней до смерти в присутствии киевского митрополита Иова Борецкого и своего преемника на гетманском поприще Олифера Голуба при доброй памяти и здоровом умысле, П. Сагайдачный соста-вил духовное завещание, согласно которому передавал полторы тысячи золотых на школу «…братства Львовского, на науку и на цвиченья бакаларов учоных... на выхованье ученого майстра, в греческом языку бегло-го...» Там же.-С. 328.

. Значительную сумму он передал Киевскому братству, в которое ранее вписался со всем Войском Запорожским, а также завещал де-нежные вклады ряду церквей, монастырей и школ. Погребение П. Са-гайдачного состоялось в церкви Киевского братства. Во время похорон двадцать студентов один за другим декламировали стихи, в которых славили и возвеличивали покойного гетмана, воспевали его заслуги в борьбе против султанской Турции, вклад в развитие наук, утвержде-ние казацких вольностей и поддержку православной церкви.

В целом, канва жизненного пути П. Сагайдачного соткана как бы из нескольких противоречивых, но тем не менее тесно связанных между собой начал. Никто из современников гетмана или историков нового времени не оспаривал выдающегося военного таланта этого человека. Что касается его политического кредо, то оно вызывало (и продолжает вызывать) споры, совершенно противоположные оценки и мнения. Гет-ман был осторожным и прагматичным политиком. Открытой военной конфронтации с польско-шляхетским правительством П. Сагайдачный предпочитал переговоры и компромиссы. Иногда они приводили к определенным успехам, но гораздо чаще -- к разочарованиям, а то и попросту к неудачам. В конечном счете, такая политика являлась тупиковой, поскольку не была ориентирована на широкие народные массы и свержение власти Речи Посполитой на Украине. В социальных вопросах П.Сагайдачный всегда оставался на жестких позициях подавления «своеволия черни» и испо-ведовал правовые принципы феодального государства.

«Вместе с тем мы не вправе игнорировать большой роли П. Сагайдачного в развитии освободительного движения на Украине. При его непосредственном участии в 1620 г. возобновила свою деятельность иерархия православной церкви, что представляло собой далеко идущую политическую акцию. В том же году он предпринял организацию в Мо-скву посольства Войска Запорожского -- шаг, который можно считать этапным в налаживании русско-украинских отношений. Значительны также вклады гетмана в успешное развитие Киевского и Львовского братств -- наиболее крупных и влиятельных на Украине, его материаль-ная поддержка школ, стремление дать образование молодым людям. Так, переплетаясь, дополняя или входя в противоречие друг с другом, эти главные черты характера создавали цельный и самобытный образ Петра Сагайдачного -- крупного политического деятеля первой половины XVII в., воина, человека» . Аблицов В.Гетманат //Голос УКраины.-2 ноября 2002. -С.8.

.

2.3. Защита Польши, предотвращение турецкого наступления на Европу

В 1620 году состоялась Цецорская битва, в ходе которой польские войска были на голову разгромлены турками. Погиб коронный гетман (главнокомандующий) С.Жолкевский (бывший победитель с.Наливайко), часть польских военачальников попала в плен.

Украинская летопись объясняет причины поражения поляков тем, что себялюбивый украинофоб Жолкевский заявил: «Не хочу я с Грицями воювати, нехай ідуть до риллі або свині пасти».

Хотя турки наступали и вели военные действия против Польши, но имели в виду дальнейшее наступление на европейские страны. Весной 1621 года султан Осман II со 150 тысячной армией, к которой присоединилась 60-тысячная крымская орда, снова выступил на Польшу.

Оказавшись в катастрофическом положении, польское правительство наконец обратилось за помощью к украинским казакам, обещая расширить их права и привилегии. Сейм принял казацкий реестр в 20 тысяч человек с зарплатой 100 тысяч золотых в год.

Забегая вперед, следует отметить, что обещания не были выполнены, наоборот, поляки обязались перед турками взять казаков в жесткий режим и к тому же не разрешать морских походов.

Сагайдачный понимал, что речь идет об угрозе не только Польше, но и Украине да и всей Европе. Угрозе мусульманского мира славянскому. Совершенно логичным был его шаг - вступление в 1618 году вместе с Войском Запорожским в «Лигу христианской милиции», целью которой была борьба против турецкой экспансии. Кстати, это было сделано вопреки польскому запрету казакам выступать против Турции и Крымского ханства.

«Международным признанием полководческого таланта гетмана Сагайдачного было назначение его главнокомандующим объединенными вооруженными силами Европы в борьбе против турецко-татарского нашествия» Там же.-С.8-9

.

«Казаки отправились в направлении Молдовы, а гетман П.Сагайдачный вместе в эпископом И.Курцевичем-Кориятовичем - в Варшаву на переговоры с польским правительством, целью которых было, в частности, восстановление высшей православной иерархии в Украине».

Противники встретились у крепости Хотин. Турецко-татарская армия в два раза превосходила казацко-польскую. Сначала казаки уничтожили турецкую артиллерию, а потом почти 80 тысяч живой силы. Турецкое командование вынуждено было пойти на заключение мирного договора. Победа союзников (казаков и поляков) развеяла миф о непобедимости турецкой армии.

Европейские поэты панегиристы сравнивали украинских казаков со спартанцами, защищавшими Фермопилы от персов.

Например, далматский поэт Гундулич посвятил Хотинской победе поэму «Осман», в которой отдав должное запорожцам, все же больше внимания уделил полякам.

Сагайдачный был ранен во время Хотинской битвы ядовитой стрелой и вскоре умер. Перед смертью он почти все свои средства пожертвовал на восстановление Богоявленского монастыря и содержание Киевской, Львовской и Луцкой братских школ. Похоронен в Киево-Братском монастыре.

На похоронах гетмана 20 учеников братской школы провозгласили составленный ректором школы К.Саковичем панегирик «Стихи на погребение П. Сагайдачного» . Аблицов В.Гетманат //Голос УКраины.-2 ноября 2002. С.8.

2.4. Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения

«Славу и авторитет Сагайдачный завоевал не только своими ратными подвигами. Он был выдающимся культурно-просветительным деятелем своего времени. При его содействии в Киеве была создана ячейка, к которой принадлежали И.Борецкий, Е.Плетенецкий, К.Сакович, М.Смотрицкий и другие» . Сюндюков И.,Махун С. Счастливый вождь казацкий // Рыночная площадь.-2002.№46.-С.13.

Известный историк М.Грушевский подчеркивал, что Е.Плетенецкий «открыл новую эру в жизни этой твердыни украинского аскетизма и сделал из Печерского монастыря перворядную культурную силу»

В 1615 году Е.плетенецкий приобрел во Львове типографию и перевез ее в Киев. За 15 лет типография выпустила более тридцати изданий - больше, чем все украинские типографии, вместе взятые.

Благодаря поддержке П.Сагайдачного Иерусалимский патриарх Феофан освятил И.Борецкого на митрополита Киевского.

В 1620 году гетман, заботясь о развитии национально-образовательного движения в Украине, вместе со всем Войском Запорожским записался в Киевское Богоявленское братство.

Сагайдачный первым из украинских гетманов объединил военную деятельность казачества с деятельностью других сословий украинского общества: духовенством, шляхтой, мещанами. Но самой большой его заслугой в этом направлении было объединение казацкого движения с тогдашней украинской интеллигенцией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.