Рефераты. Государства раннего средневековья Казахстана

p align="left">Таким образом существовавший около 200 лет Карлукский каганат распался.

4.3. Культура и быт каганата Карлукского каганата.

Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое - полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе - полуоседлое земледелие.

Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.

По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.

Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.

Второе направление хозяйства - полуоседлое земледелие являлось как бы продолжением первого. Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появилься на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукском каганате город Тараз стал второй столицей. Населением в основном состояло из оседлых жителей - тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источник. Так, например, неизвестный автор исторического труда “Худуд аль-алам” писал, что на территориях, населённых карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и др. Как писал арабский автор аль-Идриси: “В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия”.

В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.

Культура населения каганата этого периода представлена двумя направлениями. Первое - материальная культура и второе - духовна культура.

Материальная культура состоит из предметов и изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудие труда. Наряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.

В результате тесных связей кочевых карлуков с оседлым населением Средней Азии в их материальной культуре произошли значительные изменения. Кроме того, большое влияние оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата.

К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У карлуков была распространена такая традиция, устанавливать каменные изваяния на могилах предков.

Огузское государство (конец IX - начало XI вв.)

5.1. Образование Огузского государства.

В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течение Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент.

Тюркоязычные огузские племена в раннем средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В XII веке огузские племена жившие в западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племён канлов и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенги были вынуждены перекочевать на запад.

О происхождение слова “огуз” имеются различные мнения. Одни считают, что оно произошло от слова “уыз” (“молочная основа”), другие - от слова “ок” (“стрела”), третьи - от слова “огиз” (“вол”). В “Письменах Культегина” говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюрко-язычных племен участвовал и “главный хранитель печати огузкого правителя”. Это свидетельствует о значимости одного из высших деятелей Огузского государства среди других тюрко-язычных племен. В письменах “Письменах Культегина” есть слова “народ тогуз-огузов подчинятся мне”, что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях между собой.

В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселение огузов вместе с другими тюрко-язычными племенами Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.

5.2. Племенной состав и общественный строй огузов.

В состав огузов входили часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Это были племена индоевропейского и финно-угорского происхождения, перенявшие тюркскую культуру и язык.

Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и каев, арабские свидетельствуют также о вхождение в состав огузов некоторой части кимакских племен. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази - из 12. Из этого можно сделать вывод, что огузы в пору своего первоначального формирования состояли из 24 племен, а со временем, объединившись друг с другом, когда уже был создан их союз, количество племен снизилось до 12.

Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть Джабгу передавалась по наследству. Выборы правитель происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались специальные наставники - атабеки. У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управление государством. Они носили титул “хасун”. Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, они назывались “сюбаши”. У Джабгу были советники, так называемые “хатун”. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. С расцветом общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаю.

Огузы делились на группы племен и родов. Называвшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы - общины. Судя по “Огузнаме”, джабгу поделил свои владения на 12 аймаков.

5.3. Политическое положение.

Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе племена печенгов. В летописном сказании “Огузнаме” повествуется о походах огузского кагана на запад. А тюркских легендах и летописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию, Восточный Тюркестан и китайские земли.

Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангыстау и Устюрт.

Многолетние войны, все возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен. В период правления хана Али в конце X и начале XI веков внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В это время огузский город Дженд захватили сельджуки. Позднее горожане сумели изгнать их.

Расцвет Огузского государства начался в период правления наследника хана Али - Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. Повторное нападение сельждуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огузское государство пало под ударами кыпчакских племен. В XI веки кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского . В начале XI века Огузское государство перестало существовать.

5.4. Хозяйство, помыслы и ремесла огузов.

Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. У полукочевых племен огузов были свои постоянные сезонные пастбища. Огузы перемещались с одного места в другое, на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Они выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупного рогатого скота).

Огузы занимались не только скотоводством, часть из них и полуоседлым земледелием. Расселялись огузы общинами. Как свидетельствуют письменные источники, у огузов было много городов, они тянулись один за другим в северном и восточном направлениях. Археологические раскопки и письменные источники полностью подтверждают оседлый образ жизни некоторой части огузов, что они занимались поливным земледельем. На месте этих древних огузских городов найдены следы каналов, арыков и плотин, установлены места постоянных поселений огузов.

Основным, относительно высокоразвитым, видом промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь и посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую и т.д. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрт, ковры и т.д.

Огузы предметы повседневного быта, в том числе инструменты, орудия труда, оружие и другие предметы обихода изготавливали сами. По письменному свидетельству арабского историка аль-Жахиза, “тюрки все предметы кустарных промыслов делают сами… изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую, колчаны для стрел, копья и другое”. Судя по находкам огузы занимались и гончарным делом. Вместе с тем аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали из железа и других металлов ювелирные украшения.

Кимакский каганат (конец IX - начало XI)

6.1. Племенной состав и образование Кимакского каганата.

Судя по китайским летописям, племена кимаком сформировались и проживали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середи VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западно-Тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, среди кимаков живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Это лишнее доказательство того, что тюркоязычные племена мирно соседствовали друг с другом.

Живший в XI веке персидский историк Гардизи писал, что в состав населения страны кимаков входили 7 племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Во второй половине VIII века и начале IX веков у тюркоязычных племен Средней Азии произошли большие исторические перемены. С этого времени кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. Об этом осталось много сведений в арабских письменных источниках IX века. В 766-840 годах кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков, кыпчаков составили объединение кимакских племен. Эти 7 племен составили основное население Кимакского каганата.

Таким образом, в конце IX века по названию кимакских племен был создан Кимакский каганат. Каганат занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Он был защищен глинобитными стенами, имел железные ворота. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь.

6.2. Общественный строй каганата.

Кимакского правителя называли каганом. На две ступени ниже был титул джабгу. Титулы ”имак байгу” и “кимак джабгу” носили вожди нескольких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени носил титул “шад-тутик”. Высшие ступени власти - “великий каган”, “малый каган”.

Вся полнота власти находилась в руках кагана. Он единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана передавался по наследству.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины. За образцовую службу наместники получали новые земельные уделы.

Население каганата в основном занималось скотоводством. У которого было мало скота или ничего не имелось, те не кочевали, а вели оседлый образ жизни. Как писал Махмуд Кашгари, их называли “жатаками”

6.3. Политическое положение каганата.

Защищая свою территорию от внешних врагов и совершая завоевательные походы с целью расширения границ своего государства, каганат постоянно находился в состоянии войны с соседними странами. Например, имеются сведения, что в IX веке кимаки захватили часть земель “девяти огузов”, а в X веке - город Жамлекес в Восточном Туркестане. Вместе с тем кимаки совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегах Енисея. С присырдарьинскими огузами они находились то в дружественных отношениях, то вторгались в их земли. Видимо, это наложило отпечаток на схожесть языка, быта, культуры, обычаев и традиций кимаков, кыпчаков и огузов.

Однако со второй половины X века на кимакские земли стали часто нападать войска государства Караханидов. По некоторым сведеньям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Такие походы в XI веке повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Падение Кимакского каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен, во-вторых, главная угроза исходиля от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

6.4. Культура, хозяйство и ремесла кимаков.

Кимаки в основном были скотоводами. Персидский историк Гардизи (XI в) писал об этом : “кочевники пасли скот своих господ”, а также заметил: “на зиму они заготавливали сушенное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств ”. Вяленье мяса на зиму бытует у казахов и по ныне. Отсюда видно, что кимаки являлись далекими предками казахского народа. Схожесть характера хозяйствования и жизненного уклада у тюркоязычных племен доказывает их общее происхождение.

Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым путям такие поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращая их в крепости.

Кимаки были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду, кошмы, арканы и т.д. Вместе с тем кымаки изготавливали необходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лука и т.д. Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи. В их захоронениях часто встречаются и гончарные изделия. Они сделаны вручную и на вид не очень привлекательны, грубо выполнены. Это говорит о том, что гончарное ремесло было развито очень слабо.

Ювелирные женские украшения очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен.

Материальная культура любого народа характеризуются видами его хозяйства. Это в основном домашние промыслы и ремесла, связанные с продукцией и сырьем кочевого скотоводства, к ним относятся изготовления одежды, оружия, инструментов и орудия труда, других предметов домашнего обихода, являющихся составными компонентами материальной культуры.

О духовной культуре кимаков можно узнать из двух источников. Первый из них - различные предметы и вещи, найденные в ходе археологических раскопок. Второй - письменные источники.

У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри (небо) и культ духов предков. Они поклонялись огню, солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.

О наличии у кимаков письменности свидетельствуют сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (X в): “у них растёт тростник, которым они пишут”.

В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Доказательство тому может служить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам.

Таким образом, говоря об общественном строе Кимакского каганата IX-XI веков, следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим своеобразный путь историко-политического развития.

Список используемой литературы.

1…“История средневекового Казахстана” - Жолдасбаев С., Бабаев Д. (2003 г.)

2…”История Казахстана” - Кан Г. (2002 г.)

3…”Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана” - Берденова К. (1997 г.)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.