Рефераты. Государственная символика России

ерно-желто-белый флаг был государственным всего 25 лет, с 1858 по 1883 год. Русофил Александр III перед своей коронацией 7 мая 1883 года "высочайшим поведением... дозволил" украшать здания исключительно русским флагом. "Борьба флагов завершилась 5 апреля 1896 года, когда было определено, что для всей империи, включая и Финляндию, государственным должен "окончательно считаться бело-сине-красный цвет и никакой другой".

Вся февральская революция 1917 года прошла не под национальным, а под красным флагом. Трехцветная символика стала шире применяться лишь с июня 1917 года, когда нужно было вдохновить армию к продолжению борьбы с противником на фронтах первой мировой войны. Неизмеримо выросло значение трехцветного символа в период гражданской войны. Белая идея отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем. Знаком, отличавшим новую (Добровольческую) армию от старой царской и Красной, стал нарукавный угол - шеврон из лент национальных цветов. Понятно поэтому, что большевистские власти стремились как можно быстрее покончить с российской национальной символикой и утвердить свои идеологизированные символы. Уже в апреле 1918 года на заседании большевистской фракции ВЦИКа, в связи с приближением Первомая, по предложению Якова Свердлова было принято решение считать красный флаг национальным российским флагом. В июле 1918 года Пятый Всероссийский съезд Советов утвердил красный флаг как единый - торговый, морской и военный. В ноябре 1918 года на Лобном месте Красной площади состоялась символическая публичная казнь - сожжение "эмблем старого строя", в том числе и трехцветных флагов, и над "пеплом старого строя" были подняты "эмблемы нового социалистического строя III Интернационала". Соотечественники, осмелившиеся хранить у себя "дворянско-империалистическую символику", теперь в полном смысле слова рисковали жизнью. Ее прятали в тайниках, вывозили на юг России. Каждого, у кого под подкладкой одежды обнаруживали старые знамена, расстреливали на месте. Вся русская эмиграция продолжала считать бело-сине-красный флаг национальной святыней.

Согласно Конституции СССР, флаг СССР представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1: 2. Цвета и эмблемы флаг СССР не являются произвольными, они имеют определённое символическое значение. Например, согласно Положению о Государственном флаге СССР от 19 августа 1955 флаг "... является символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества". Красный цвет флага - символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР - символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.

Восстановление трехцветного российского флага в качестве государственного является в наше время вполне закономерным. Возрождающейся российской государственности необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, свободные от идеологий и классовых интересов, символы, объединяющие нацию. Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к подобной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого, когда трехцветный флаг окончательно приобретает статус государственного. При этом цвета русского флага имеют глубокий смысл, отражают духовные начала россиян: белый символизирует мир, чистоту, правду, непорочность, нетленное совершенство; синий - веру и верность, постоянство; красный - энергию, силу, кровь, пролитую за отечество. Поэтому цвета белый, синий и красный являются одновременно и государственными и народными, национальными. Во-вторых, российский флаг - деидеологизирован. Он не несет никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Наш флаг внесословен, внеклассов, внепартиен, а потому постоянен. Цветовая символика его не зависима от социально-классового и национального состава общества, характера общественного и государственного строя, оттого, какая партия является правящей. В-третьих, непременное условие любою государственною флага - его узнаваемость. Российский государственный флаг является единственным в мире (по цвету и их сочетанию). Поэтому он узнаваем и воспринимается только как государственный флаг Российского государства.

В целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам в августе 1994 года президентским Указом установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который принято отмечать 22 августа.

Гимн

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как:

1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;

2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.

Гимн (греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. Истоки гимна - в глубинах истории. Уже несколько тысячелетий назад у некоторых народов были созданы торжественные песнопения. Они славили красоту родной земли и ее богатства, подвиги предков. В Древней Греции гимн - культовая песня в честь божества (Аполлона, Диониса). В 7-5 вв. до н.э. гимны писали Алкей, Алкман, Пиндар. Под названием гимна до нас дошли поэтические произведения эпико-повествовательного характера; наиболее известны гомеровские гимны (приписывались в древности Гомеру), орфические гимны (эпоха позднего эллинизма). Утвердившееся христианство создало гимнографию, входящую в церковное богослужение и молитвенный обиход (гимны Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина в восточной церкви, "Те Deum laudamus" и др. на Западе). Социально-религиозные движения 15-16 вв. породили многочисленные духовные гимны: протестантский (лютеровский) хорал в Германии (выдающийся образец - "Наш бог - наша твердыня" - "Ein' feste Burg ist unser Gott"), гуситские песни в Чехии. Великая французская революция вызвала к жизни революционные гимны, в том числе "Марсельезу". Революционный пролетариат создал свой гимн - "Интернационал". До 1 января 1944 он был также государственным гимном СССР.

До наших дней дошел величайший памятник культуры Руси XII века "Слово о полку Игореве". В нем содержатся строфы, выражающие скорбь и гнев народа, восславляющие подвиги героев во имя Отечества.

Пели песню старым

князьям,

Молодых настало время

славить нам.

... Здрав будь князь, и вся

дружина здрава!

Слава князьям, и дружине

слава!

В России впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе появилась при Петре I.

В елизаветинские времена (1741-1761 гг.) музыка стала составной и непременной частью жизни двора и петербургского дворянства. Все торжества и праздники сопровождались вокальной и инструментальной музыкой.

В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) большое распространение получают ритуалы по случаю побед русского оружия. Они приобретают форму церемониалов - балов. Об одном из таких празднеств мы узнаем из "Описания торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потемкина Таврического". Оно примечательно тем, что выдающийся русский композитор И.А. Козловский написал по этому случаю специальную музыку гимнического характера, в форме полонеза для оркестра и хора на слова крупнейшего поэта екатерининской эпохи Г.Р. Державина. Называлось произведение "Русский победный гимн времен Екатерины Великой". Полонез приобрел исключительную популярность, став на некоторое время русским национальным гимном. Этой музыке была суждена и более продолжительная жизнь. П.И. Чайковский использовал полонез в сцене бала в опере "Пиковая дама".

С 1816 года официальным в России стал английский гимн "Боже, храни короля". Русский текст его был написан в 1833 году известным русским поэтом В.Л. Жуковским. Однако такая держава как Россия, безусловно, нуждалась в собственном национальном гимне, музыкальная основа которого угрожала бы истинную душу и характер российского народа. Поэтому в том же 1833 году царствовавшим тогда императором Николаем I было дано указание близкому к придворным кругам композитору А.Ф. Львову сочинить музыку национального гимна на слова В. А, Жуковского. Вот как описывает эту историю сам А.Ф. Львов:

"... В 1833 году граф Бенкендорф сказал мне, что государь сожалеет, что мы не имеем своего народного гимна и поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспомнил о величественном гимне английском, оригинальном французском. Я почувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкови, годный для войск, годный для народа от ученого до невежды".

Композитор справился с этой задачей. Написанный им Национальный гимн впервые прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. А по Указу Николая I от 31 декабря 1833 года гимн, получивший название "Боже, царя храни!", был объявлен государственным.

Этот гимн звучал в России до 1917 года. В армии он исполнялся при проведении строевых и церковных парадов, почетных караулов, строевых смотров, вручении знамен и наград, при встречах государя и лиц царской фамилии. Гимн своей патетикой усиливал эмоциональное воздействие воинских ритуалов.

После февральской революции 1917 года Временное правительство отказалось от старого гимна. В период от февраля до октября 1917 года в России звучало вместо старого гимна произведение композитора В. Березовского под названием "Гимн свободной России" на слова Д. Ратгауза.

После октябрьской революции большевики утвердили в качестве своего гимна музыку известного "Интернационала". Но в годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна, что, несомненно, отвечало объективным требованиям времени. Новый государственный гимн СССР (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана) впервые был исполнен в ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио.

После войны сложилась парадоксальная ситуация. Существовал государственный гимн СССР. В каждой союзной республике звучал также свой собственный национальный гимн. И только РСФСР - единственная республика в составе СССР, не имела своего гимна. Поэтому в послевоенные годы началась работа над созданием гимна России. Нескольким ведущим композиторам было предложено попробовать это сделать, но все попытки оказались безуспешными. Гимн Российской федерации так и не был утвержден.

Идея создания российского гимна возникла вновь в 1990 году, что было естественным и закономерным в условиях начавшегося развала СССР, краха коммунистической идеологии, борьбы демократических сил за российский суверенитет, возрождения национальных традиций и государственных символов России. За день до открытия I съезда народных депутатов РСФСР была опубликована информация о создании комиссии из ведущих деятелей литературы и искусства, на которую была возложена обязанность провести организационную работу по созданию государственного гимна России. На одном из заседаний комиссии с предложением взять за основу гимна "Патриотическую песнь" М. Глинки выступил известный композитор Родион Щедрин. В свое время (в послевоенный период) это предложение не раз высказывали известные советские композиторы Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.

После прослушивания на комиссии полной оркестровой записи сочинение Глинки "Патриотическая песнь" было утверждено в качестве музыкальной основы будущего гимна России. Специалисты так аргументировали свои доводы: мелодии присущи величавость и лаконизм; она легко запоминается, изначально не связана словом, что дает свободу для создателей текста гимна, на который тогда же был объявлен профессиональный конкурс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.