Надо отметить, что расположение полос отражало древнее представление о строении мира: внизу - физический, затем - мир небесный, вверху - мир божественный. Цвета (сверху вниз) символизировали Веру, Надежду и Любовь. В XIХ в. трёхцветные полосы флага объяснялись как символ единения трёх восточнославянских народов - белорусского, украинского и русского. [1, с. 136]
Трёхцветный военно-морской флаг в самом конце ХVII века стал общепринятым, его поднимали на ботике Пётра I в 1668году, на судах переяславской флотилии, на белом море в 1693 году, на кормах военных кораблей Азовского флота в 1697-1700 годах. В начале ХVIII века его описывали так: «Флаг Его Царского Величества московского разделён натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короной венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием без змия».
«Флаг Его Царского Величества московского» развевался на корабле «Крепость», пребывшем из Азова в Стамбул в 1700 году для заключения перемирия с Османской империей, и в 1716 году на флагмане «Ингерманланд» с которого Пётр Великий руководил флотами Англии, Голландии, Дании и России, которые планировали высадку десанта на территории Швеции.
Пребывание трёхполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. Торговым же флагом 1693-1700 годов считался белый с двуглавым чёрным орлом посередине.
Трёхполосный флаг недолго удержался в качестве кормового в военном флоте. 10марта 1699 года в России был введён первый военный орден в честь её патрона св. Андрея Первозванного. Лазурный Андреевский крест на белом поле стал новым военно-морским флагом, окончательно утвердившимся в 1712 году.
2 мая 1703 года, на другой день после взятия шведской крепости Ниеншанц в устье Невы, Пётр писал о том, что русский флаг с крестом св. Андрея пробился наконец на Балтику. В течение 1692-1700 годов составил около тридцати разных видов морских флагов. Лазурный крест то «прорезал» с угла на угол бело-сине-красное полотнище, то полосы такого цвета обрамляли его сверху и снизу, то крест предварял полосы у древка, то включался в крыж адмиральских белых, синих или красных полотнищ, после того как Пётр разделил трёхполосный флаг на три части.
В первые годы Северной войны 1700-1721 годов трехцветный флаг был военным не только на море, но и на суше. Под ним, а также под Андреевским знаменем разных цветов сражалась русская армия в 1700 году у Нарвы.
Тем не менее бело-сине-красный флаг уступил место андреевскому, поскольку не только государственная власть, но и церковь поддерживали культ первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей. Уступил, но не исчез. 20 января 1705 года Пётр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Его следовало вышивать на «торговых всяких судах, которые ходят по Москва-реке и по Волге и по иным по всем рекам ради торгового промыслу». Подобно андреевскому флагу на военных судах, бело-сине-красный на коммерческих указывал на принадлежность корабля России. В дальнейшем, как и в большинстве государств мира, именно этот коммерческий символ стал государственным.
Кроме уже описанных флагов, в XVIII веке в употреблении был и штандарт царя, появившийся в 1699-1701 годах. Введение его и изображение на нем один из современников объяснял так: «Как известно, англичане считают себя хозяевами четырех морей. Чтобы походить на них и в этом, царь завёл себе большой жёлтый штандарт, который при всяком торжестве развевается над Петербургской крепостью. На штандарте изображены царский чёрного цвета герб и четыре моря, по одному в каждом углу, в знак того, что царь владыка четырех морей: Белого, Каспийского, Чёрного и Балтийского». На судном штандарте императора вплоть до 1917 года сохранялось изображение четырех морей, карты которого орёл держал в клювах и лапах.
Можно предположить, что символика четырех лучей Андреевского креста имела тот же смысл, и поэтому флаг св. Андрея казался Петру ближе, чем флаг трёхцветный.
Царский штандарт, который поднимали в обязательном порядке во время государственных праздников, современники-иностранцы называли иногда «императорским государственным флагом». И может быть, они были правы. Российскую империю, как и Российское царство, ярче всего символизировал «государев орлёный» флаг.
После смерти Петра I формирование государственной символики приняло другое направление: в армейскую униформу стали проникать сопутствующие цвета, принятые в Германии (точнее, в Пруссии), - чёрные, оранжевые, жёлтые. Даже офицерские шарфы, цвета которых раньше соответствовали русскому флагу, в 1742 году поменяли на чёрно-жёлтые. Боевой орден св. Георгия в 1769 году получил чёрно-жёлтую ленту, условно обозначавшую «порох и огонь».
При императоре Павле I не только банты на шляпах военных, но и другие детали головных уборов стали чёрно-оранжевыми. Его сын Александр I окончательно утвердил армейскую кокарду, перьевые султаны и офицерские шарфы чёрно-оранжево-белого цвета. Кокарды с императорскими цветами постепенно стали носить не только офицеры флота и армии, но и чиновники.
Получилось так, что союзные с 1815 года Россия, Австрия и Пруссия и в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета, за что именовались «монархиями чёрного орла». У Бранденбурга и Пруссии был чёрно-белый флаг; чёрные и жёлтые полосы имелись на флагах многих суверенных немецких княжеств; флаг единой Германии в ХIХ веке был чёрно-красно-жёлтым. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны и вплоть до Павла I на немецкие образцы, чёрно-жёлто-белые цвета сухопутной армии все более приобретали значение цветов государственных.
Жизнь «государственного» императорского штандарта первой четверти ХIХ века была малозаметной. Он, единственный из флагов, поднимался при коронации Николая I 22 августа 1826 года в тех местах, где находился царь. Цесаревичи присягали царю и Отечеству не под «орленым» и не под чёрно-жёлто-белым или бело-сине-красным флагом, а каждый под знаменем того полка, шефом которого он был.
Бело-сине-красные цвета, переданные Петром I торговому флоту, постепенно превращались в народные - ими украшали ледяные горки на масленицу и балаганы на ярмарках, причем далеко не всегда в должном порядке, с правильным расположением полос. Народная память связывала эти цвета с Петром I, и бело-сине-красные флаги появлялись всегда при праздновании юбилеев этого царя. «Гражданские» цвета поднимались и при открытии памятника Пушкину в 1880 году в Москве, и на Всероссийских художественно-промышленных выставках.
1858 год привел к крутым переменам в цветах русского флага. И на этот раз не обошлось без уже знакомого нам «Бориса Васильевича» - Бернгарда Кене. Он разработал, а Александр II утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых при торжественных случаях». Господствующими были признаны цвета «палеологовского» орла (за каковые Кене счёл чёрный, оранжевый, белый); каждый из этих цветов возводили к прежним царям (чёрный и жёлтый - к Павлу I, белый или серебряный - к Петру Великому и Екатерине II).
«Знаменное» самодержавие романовских цветов распространялось на правительственные учреждения и административно-казённые здания. Частные владельцы на суше и воде могли пользоваться лишь бело-сине-красными флагами. «Золото, серебро и земля», как официально истолковали чёрно-жёлто-белый флаг Кене - Александр II, должны были принадлежать только царям. Гражданское общество не считало эти цвета своими.
При Александре II начала возрождаться традиция гербового знамени - появился обычай «строить» новое знамя и новую государственную печать при воцарении нового императора. На полотнище из дорогой золотой парчи вышивались государственный черный орел и гербы вновь завоеванных земель. Это знамя воспринимали как символ единения «царств, княжений, племен и народов, вошедших в состав единого государства Русского», и их «привета Белому царю» Перед коронацией царя его знамя освещалось, и сам будущий государь, равно как и другие члены императорской фамилии, приносили на нем клятву верности России. [3, с. 124-132]
3. Борьба флагов во второй половине ХIХ века
Чёрно-жёлто-белый флаг был государственным всего 25 лет - 1858 по 1883 год. Русофил Александр III перед своей коронацией, 7мая 1883 года «высочайшим повелением» «дозволил» украшать здания исключительно «русским» флагом, состоящим из трех полос: верхней - белого, средней - синего, нижней красного цветов. Инна следующий день он смог насладиться «исконно русскими» флагами, перемежавшимися вдоль всей Тверской улицы в Москве с портретами государей романовского дома.
«Борьба флагов» конца ХIХ века завершилась в 1896 году, когда Особое совещание при Министерстве юстиции накануне коронации Николая II ответило на вопрос, какого цвета флаг следует считать «народным» (национальным), или «государственным». 5 апреля 1896 года оно определило, что для всей империи, включая и Финляндию, таковым должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Все имевшиеся в запасе чёрно-жёлто-белые флаги должны были заменены бело-сине-красными.
Торжество по случаю коронации последнего царя Николая II и его супруги Александры Фёдоровны - «праздник праздников русского народа» - символически завершившееся трагедией на Ходынке, проходило в обеих столицах и городах империи «в море» бело-сине-красных полотнищ, протянутых на шнурах поперёк улиц и вдоль фасадов домов. Однако за несколько лет до 300-летнего юбилея дома Романовых, в 1910 - 1912 годах, снова развернулась полемика по поводу государственного флага. Циркуляр Министерства иностранных дел 1914 года предусматривал употребление бело-сине-красного флага «в частном быту», но с размещением на двух верхних полосах жёлтого щита с чёрным орлом, что должно было символизировать «единение подданных с государем». Монархисты, опасаясь примера «конституционной Голландии и республиканской Франции», упорно отстаивали идею возвращения чёрному орлу «Палеологов» и чёрно-жёлтому флагу. Они не заметили, что безнадёжно отстали от жизни. В неё властно вторгся красный флаг, введённый социалистическими партиями во времена Парижской коммуны 1870 года. Он возвышался над толпами рабочих в 1905 году и заполонил улицы столицы во время следующей буржуазно-демократической революции. [3, с.133-134]
Заключение
Путь России к суверенитету , а её жителей - к гражданству и свободе, отнюдь не гладкий и не ровный , лишь постепенно фиксировался, отражался, закреплялся государственными символами.
500 лет назад первым в соответствии со средневековой практикой появился герб. Двумя столетиями позже его дополнил флаг, в судьбе которого ясно отразились противоречивые тенденции развития страны - упрочнения самодержавия, с одной стороны, и формирование буржуазных тенденций, приведших к февральской революции 1917 года, с другой.
В ходе написания работы последовательно решались задачи, поставленные в самом её начале.
В процессе работы чётко даётся определение флага в целом, а так же приводятся предпосылки его появления. Приводится история зарождения триколора Российской империи - бело-сине-красного, в том числе и его противоборствующего, так называемого «самодержавного», чёрно-жёлто-белого триколора, а так же описывается проблема их соотношения в русской государственной символике.
Список использованной литературы
1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш.учеб.заведений / Под ред. Г.А. Леонтьевой. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.: ил.
2. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208с.: ил.
3. Хорошкевич А. Герб флаг и гимн: Из истории государственных символов Руси и России. - М.: Время, 2008. - 192с.
4. Початкина Т. Старый друг - праздник флага: история флага//Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с.84-88.
Страницы: 1, 2