Рефераты. Государство и церковь в истории России

p align="left">4. Литература, музыка и театр

Литература петровской эпохи носит переходный характер, основная тенденция её развития - интенсивный процесс обмирщения. Пётр I, чуждый церковным интересам, старался придать литературе светский, реально-жизненный и общественный характер. Изменилась сама «внешность» книги - гражданская азбука отделила светскую книгу от церковной книги. Если раньше книги издавались в основном «по благо- словению церкви», то теперь - по повелению государя. Литература, особенно публицистическая, служила пропагандистским целям. В произведениях этого жанра разъяснялись необходимость и польза преобразований. Вместе с тем литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций смогла выполнить также функции развлекательные.

Изменяется и сам тип писателя - если раньше это был, как правило, монах, пишущий по обету, то теперь это - грамотей, пишущий по закону.

Характерная черта литературы Петровского времени - появление нового героя. В этом сказалось влияние западноевропейских рационалистических и гуманистических идей. В центре внимания литературы - человек-деятель, патриот, гражданин, слуга отечества. Это человек, верящий в свои силы и преодолевающий трудности и невзгоды. Не случайно особой популярностью в то время пользуются различные «гистории», в частности, «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Сюжет повести не нов - это похождение блудного сына. Но если в подобных повестях XVII века героя сопровождают несчастья и он, раскаявшись, возвращается домой, то Василию сопутствует удача благодаря его личной предприимчивости. Это история (и ей подобные) должна была убедить читателя, что уважение, почёт и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.

В поэзии преобладают «стихи на случай» - на победу, на знаменательные даты (рождение, брак). Получают распространение «канты», «виваты» (торжественная лирика), возникает любовная лирика, что опять-таки свидетельствует о проявлении интереса к человеческой личности, её чувствам.

Большой популярностью пользовалась перевозная западноевропейская художественная литература.

В среде простого народа сохранялось влияние традиционной литературы: духовно-учительной, «жития святых», сборники духовных стихов и т.д. По мере отдаления крупнейших военных и политических событий народная память запечатлевала их в традиционной форме былин, исторических писем, в форме сказок, притчей и т.д. В них отражены и Полтавская битва, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти, прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Особое место в русском фольклоре занимал образ Петра I.

В 1702 году в Москве был сооружён театр, открывший двери простой публике. Играли там немецкие актёры, репертуар состоял из немецких и французских пьес. Театры заводила и знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров был большой возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах отражались события современности. Театры ставили и чисто исторические по тематике пьесы (например, «Владимир» Ф.Прокоповича и др.). Основным центром театральной деятельности была Славяно-греко-латинская академия в Москве. Много сил театру отдавали Ф.Прокопович, доктор Бидлон, Ф.Журовский.

Что же касается светской музыки, то она продолжала оставаться такой же «потехой» двора, как и во времена Алексея Михайловича. Не видя в музыке средства решения практических задач, Пётр не уделял её развитию особого внимания, рассматривал её лишь как средство внесения в общественную жизнь большого блеска, разнообразия, оживления. Музыка сопровождала народы, балы непременным комплементом театральных представлений. В аристократической среде распространяется любительское музицирование. Некоторые вельможи заводят у себя оркестры. Появляются первые регулярные концерты. Таким образом, в Петровское время музыка входит в обиход высших слоёв общества.

5. Развитие изобразительного искусства и архитектуры

В области изобразительного искусства наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Очень многие книги имели гравированные изображения; гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными колоннами войск и т.д. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди наиболее искусных гравюр можно назвать Л.Бунина, Ф.Зубова, А.Ростовцева.

С конца XVII века интенсивно трансформируется живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое изображение мира и людей.

В первые годы XVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом - «царским волеизъявлением» - большую группу «мастеровых разных художников» переселили в новую столицу, где был обширный фронт работ (роспись церквей, дворцов, станковая живопись, мелкая пластика). За счёт казны наиболее талантливых художников посылали в поездку за границу.

Наибольшие успехи были достигнуты в области портретной живописи, самыми выдающимися представителями которой были И.Н. Никитин и А.Н. Матвеев. На их полотнах запечатлены энергичные, действенные люди Петровского времени.

Лучшие работы Никитина - «Пётр I на смертном ложе», портрет Г.И. Головкина, «Окальный гетман » и др. Из работ Матвеева сохранились «Автопортрет с женой», парные портреты супругов Голицыных. Оба художника в своих работах изображают различных людей Петровского времени, передавая в портретах современников образ бурной эпохи. В их работах были заложены основы русского народного и вместе с тем психологического портрета.

Наряду с портретной живописью в первых десятилетиях XVIII века получают своё развитие и другие жанры - историческая композиция, батальная живопись.

Рассматриваемая эпоха отмечена также достижениями в области скульптуры, которая не имела столь богатых традиций в допетровской Руси, как живопись и архитектура. В начале XVIII века постепенно начинают осваиваться все жанры станковой и монументальной скульптуры. Самой крупной фигурой этого времени в области скульптуры был К. Расорелли.

Особое распространение в это время получили также скульптурные композиции, что ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей (например, оформление Большого каскада Петровского дворца).

Бурное развитие в этот период получают архитектура, зодчество, которые, как и другие виды искусства, с одной стороны, опираясь на национальные традиции, сохраняют национальное своеобразие, с другой стороны, находящиеся в тесном контакте с искусством западноевропейских художественных стилей и классицизма.

Архитектура переживала в петровское время переходной период, тот или иначе отражавший западноевропейское влияние.

Наиболее заметно оно в становлении в конце XVII- начале XVIII века, так называемого «нарышкинского стиля» или стиля «московского барокко» церковной архитектуры. Прежде всего, здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы устремлённые ввысь, светлые и торжественные. Правда, нередко «запад» тонул в традиционном московском узорочье. Такова изящная церковь Покрова в Филях, церковь в Дубовицах, Меншикова башня (архитектор И.П. Зарудный).

Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны).

Начинается градостроительство со строгой планировкой улиц, площадей, административных зданий, дворцов, которое как бы воссоздаёт регламентированность и иерархичность жизненного уклада абсолютисткого государства.

Наиболее ярко новые веяния в градостроительстве отразились в строительстве Санкт-Петербурга, который стал олицетворением абсолютисткой империи с её идеей всеобщего порядка, символом новой культуры. Это был первый русский город, который строился по определённым правилам - прямые улицы, соблюдение требований высоты зданий. По существу, здесь была заложена новая эстетическая концепция - строгая архитектурная дисциплина, отсутствие русской живописности. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремление к максимальной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор Петра и Павла. Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии). В создание Петербурга вложили свой труд такие архитекторы, как Жан Батист Леблон, Варфоломей Растрелли, А.Д.Захаров, И.Коробов и другие.

6. Трансформация придворного быта

Со свойственной ему энергией Пётр I насаждал во всех сферах жизни общества, в том числе и в быту, западную светскую культуру. Перемены в бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными. Но все новшества касались в основном дворянства и самых богатых купцов. Крестьянство, мелкий городской люд, духовенство они почти не затрагивали. Ношение европейского платья, бритьё бороды было обязательным для дворян и чиновников. Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф.

Особенностью общественного быта петровского времени было появление новых форм общения, развлечений, многочисленных светских праздников иллюминацией, фейерверками и маскарадами. С этого времени берёт начало новогодний праздник с наряженной ёлкой и «огненными потехами».

Для дворянства и верхов городского населения Пётр I в 1718 году ввёл так называемые «ассамблеи», т.е. общественные собрания. Ассамблеи проводились у знатных лиц. На ассамблеях также должны были присутствовать и женщины, что явилось большим нововведением, так как по старым порядкам женщины не допускались в светское общество. Пётр I вёл ожесточённую борьбу с прежним обычаем держать женщин взаперти. Немаловажным явилось распоряжение царя, чтобы до свадьбы за шесть недель совершалось обручение, после которого жених и невеста могли свободно видеться, и если не понравятся друг другу, то имели право отказаться от брака.

Пётр I заботился о том, чтобы дворяне усваивали хорошие манеры, умели фехтовать, ездить верхом, танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, писать и говорить красноречиво. С этой целью издавались образцы «письмовников», справочники по этикету и т.п.

Безусловно, реформы Пётра I в быту и культуре вели, в конечном счёте, и обособленного дворянства, были направлены на его возвышение в феодальном обществе. Там не менее они способствовали интеграции российского правящего класса в элиту европейских держав.

Заключение

Таким образом, культурные преобразования первой четверти XVIII века определяли основное направление историко-культурного развития.

Доминирующая тенденция развития культуры в России начала XVIII века была сходна с европейской: отделение нации от религиозно-мифологического мировоззрения, создания новой картины мира и новых источников знания. Обмирщение, секуляризация культуры одновременно с обожествлением Разума - вот что характеризует культурные процессы начала XVIII века. Культура рассматривается не как таинственная область духа, но как средство решения просветительских пропагандистских задач.

Главная особенность российской культурной политики того времени - исключительно большая роль государства и лично Петра I. Поэтому просветительская политика государства имела ярко выраженный волевой, а то и насильственный характер.

Новая русская культура создавалась в условиях активного усвоения западноевропейской культуры, её программ и концептуальных схем. Новая русская культура строилась как более или менее самобытный слепок с культуры Европы, творчески перерабатывая и усваивая опыт передовых стран.

Культура нового времени представляла ещё своеобразный сплав новаций и традиций (появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и представление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом переходный ещё характер литературы и искусства). Новая светская культура ещё довольно ограниченно проникала в среду дворянства и купечества; крестьянство же вовсе было лишено возможности приобщения к ней. Тем не менее, культура России в своём развитии поднялась на новую, более высокую ступень. В это время были созданы предпосылки для возникновения в следующем столетии «золотого века русской культуры».

Список использованной литературы.

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры, - М: ВЛАДОС, 2002. -400с.

2. Георгиева Т.С. История русской культуры. - М: ЮРАИТ, 1999. -576с.

3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. - М: Высшая школа, 1990. -432с.

4. История России: с начала XVIII века до конца XIX века/ Под ред. Сахарова А.Н. - М: Издательство АСТ, 1197. -542с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.