Рефераты. Государство и право Украины XVI-XVIII в

p align="left">По Мартовским статьям Левобережье, Слободская Украина и Запорожье пользовались правом самоуправления и сохраняли особенности в административном, судебном, военном устройстве. Территория Украины делилась на 16 военно-административных округов или полков. Сохранялось гетманское правление, гетман избирался на казацкой раде из лиц, заранее выдвинутых старшиной и после утверждался царским правительством. Так же гетман стоял во главе войска запорожского; в руках гетмана сосредотачивалась вся военная, политическая, судебная и административная власть. Во главе округа стояли полковники - одновременно главные администраторы и полковая старшина. Полки делились на сотни - сотник возглавлял сотню. Генеральный старшина помогала гетману в управлении. Генеральная старшина состояла из:

обозного - руководил артиллерией казацкого войска;

судии;

писаря - вел делопроизводство и занимался внешними связями;

подскарбия - ведал финансами;

бунчужных, хорунжий и есаулов - отвечали за формирование и боепитание войска, обучали казаков военному делу.

Центром управления выступала генеральная войсковая канцелярия, во главе с генеральным писарем.

По мере необходимости гетман собирал казацкую раду для обсуждения важнейших вопросах. Административно-военные должности считались выборными, однако, замещались по усмотрению вышестоящих властей.

Переяславкое соглашение по-разному оценивалось Россией и Украиной. Московский царь старался укрепить свое влияние на внутренние дела Украины, тем самым постепенно превращая Украину в провинцию Московского государства. Б.Хмельницкий же стремился к расширению и упрочению украинской автономии.

Надо отметить, что благодаря присоединения к России Левобережье стало центром политической и культурной жизни Украины. Левобережная Украина была густо заселена, хорошо развита экономически, столицей ее стал город Батурин.

3. Ликвидация автономии Украины. Присоединение Правобережной Украины

После воссоединения с Россией более чем столетия Украина имела определенное самоуправление.

Организации и деятельности администрации на Украине при избрании нового гетмана каждый раз подтверждались в новых статьях и грамотах царского правительства России. Царское правительство сохраняя самоуправление предоставляла старшине, шляхте, духовенству феодальные привилегии, тем самым укрепляя свою власть на Украине. Войсковые рады широкого состава перестали созываться совсем, возрастает значение старшиной рады и органов гетманской администрации. Роль стала играть Генеральная войсковая канцелярия, в которой сосредоточилось политическое, административное, военное, судебное и финансовое управление. К концу XVII в. выборы генеральной старшины и полковников приобрели процедурный характер, так как эти должности замещались по назначению гетмана.

В начале XVIII в. царским правительством России был установлен новый порядок избрания гетманского старшины: по представлению гетмана старшина назначался царским указом. В 1715 г. отменяется выборность полкового и сотенного старшин. Царским правительством России проводится активная политика ограничения гетманской власти. При гетмане назначается резидент. Со временем царское правительство начинает полностью контролировать деятельность гетмана. На пост гетмана старались подобрать кандидатов, которые бы содействовали правительству в ликвидации автономии Украины. В 1764 г. гетманство было ликвидировано. В процессе сужения и ликвидации самоуправления Украины царизм создал новые российские административные учреждения. Вся власть сосредоточилась в руках президента II Малороссийской коллегии генерал-губернатора П.Румянцева.

Россия стремилась колонизировать черноморские степи и в связи с этим не могла оставить на нижнем течении Днепра вольное, практически самостоятельное поселение, Запорожскую Сечь. Политика Запорожской Сечи была изменчива и импульсивна, в этом была постоянная опасность внутренних и международных волнений для России. В 1775 г. русские войска взяли Запорожскую Сечь и положили конец ее существованию.

Во второй половине XVIII в. Россия продолжала проводить активную внешнюю политику, оставаясь не только частницей, но и значительной степени творцом европейской политики. При этом русская дипломатия добивалась решения трех главных национальных задач. Одной из них была завершение процесса воссоединения украинских земель с Россией. Этому препятствовала Польша, продолжавшая удерживать за собой значительную часть украинской территории, так называемое Правобережье.

К второй половине XVIII в. Польское государство переживало политический и экономический кризис. Кризис, постоянные войны ослабили Польское государство и были причиной раздела Польши в 1772 г., 1793 г., 1795 г. - вследствие чего Речь Посполитая перестала существовать. К России по второму разделу Речи Посполитой отошла Правобережная Украина.

Таким образом, 1796 г. из Украины была образована Малороссийская губерния. На Украине введено крепостное право. Украинская знать от изменений выиграла, по «Жалованной грамоте дворянству» старшины получали все права российского дворянства и поэтому отнеслись спокойно к ликвидации Украинской автономии.

Надо еще заметить, что если Левобережная Украина присоединилась к России добровольно, то Правобережная Украина была присоединена по принуждению.

4. Источники, кодификация и основные черты права Украины XVII-XVIII вв.

Источниками Украинского права были:

Обычное казацкое право - применялось в суде, в установлении военно-административного порядка, определяло порядок владения землей, купли-продажи движимого имущества, в определении некоторых преступлений и наказаний.

Городское право - использовалось в городах, в основном в тех которые пользовались правом самоуправления, в форме магдебурского права и его разновидностей (хелмское право).

Переработанные сборники магдебурского права (сборник «Порядок») применялся в судебной и административной практике.

После воссоединения Украины с Россией источником права так же стали законодательные акты царского правительства и правовые нормы местной украинской власти. Это царские грамоты, договорные статьи, акты гетманской власти и Войсковой канцелярии. К примеры, несмотря на изменение содержания статей и грамот при избрании нового гетмана формально оставались юридическими актами, которые регламентировали общее положение Украины.

III Литовский статут - действующие нормы польско-литовского права на территории Украины.

Значительную трудность в деятельности административных и судебных учреждений создавало неупорядоченность и противоречивость норм права. Освобождение от польского господства, развитие феодализма с учетом интересов казацкой старшины потребовали глубокого изменения права, кодификации. Царское правительство России кодифицируя украинское право стремилось приблизить его к нормам единого общероссийского законодательства.

Царский указ 1728 г. «Решительные пункты гетману Даниле Апостолу» положил начало над работой кодификацией украинского права. На основе указа в Глухове из представителей казацкой старшины была образована специальная кодификационная комиссия. Работа комиссии над проектом сборника законов, под названием «Права, по которым судится малороссийский народ», закончилась 1743 г. Основой этого документа стали ранее действовавшие на Украине правовые нормы, которые были переработаны с учетом интересов украинских феодалов и закрепляли за феодалами экономическое и политическое господство. В 1744 г. свод законов «Права, по которым судится малороссийский народ» был представлен на рассмотрение и утверждение в Сенат. Свод состоял из трех книг - статута Литовского, Зерцала саксонского, книги «Порядка»; разделялся на 30 глав, 531 артикул и 1716 пунктов.

К Своду был присоединен перечень должностных воинских и гражданских чинов на Украине. Свод так и не был утвержден. Не смотря на то, что Свод не был официально признан в судопроизводстве, им нередко пользовались как авторитетным источником.

В 1763 г. были созданы земские градские и подкоморские суды по образцу литовских, действовавшие на основе Литовского статута. В 1767 г. издан «Экстракт Малороссийских прав» - сборник нормативных материалов государственного и административного права и судопроизводства. С 1783 г. на Малороссию распространяется действие Учреждения о губерниях 1775 г. с соответствующей системой судов, которое было отменено в 1796 г. и восстановлено прежнее судоустройство, существовавшее до 1783 г.

После воссоединения Украины с Россией в собственность украинских феодалов перешли земельные участки польских магнатов и шляхты. В связи с этим одним из важнейших институтов права на Украине становится институт права феодальной собственности на землю. Расширяются и укрепляются крепостнические отношения - это влияет на то, что преобладающей формой земельных владений становится вотчинная форма. Другой формой земельных владений была держания земель. К этим землям относились - ранговые. Ранговые земли были жалованы служащим лицам на срок их официальной деятельности. В конце XVII в. с изменением потребностей старшины и других украинских феодалов происходит постепенное сближение обеих форм землевладения, а XVIII в. полное их слияние.

На Украине существовали договоры купли-продажи, займа, найма.

Воссоединение Украины с Россией, развитие феодальных отношений углубили и обострили классовую борьбу, что повлияло на развитие уголовного права. Государственные преступления стояли на первом месте - это измена гетмана и казацкой старшины Русского государству. Измена каралась смертной казнью путем отсечения головы или четвертованием. Члены семьи и другие родственники изменника подлежали вечному проклятью и ссылке в Сибирь, все их имущество конфисковывалось.

Должностные преступления казацкой старшины, рядовых лиц (взятки, растрата) карались телесными наказаниями, имущество преступника конфисковывалось или взыскивали денежный штраф.

Убийства различались простые и квалифицированные. Существовали преступления против личности - нанесение побоев, ран, членовредительство.

К имущественным преступлениям относились кража, грабеж, разбой. Была группа преступлений против чести и достоинства личности.

При рассмотрении судебных дел пользовались розыскной формой процесса.

Заключение

Воссоединение Украины с Россией имело важное историческое значение. Российское государство расширило свои территории, укрепило свое могущество, усилило свои внешнеполитические позиции. Народ Украины был избавлен от национального и религиозного гнета со стороны панской Польши, от угрозы поглощения Турцией. На Украине создаются благоприятные условия для экономического развития. Вовлечение Украинских земель во всероссийский рынок способствует развитию производственных сил.

В составе Российского государства Украина получила особый правовой статус, широкие права, но в течении последующих 100 с лишним лет постепенно упразднялось самоуправление Украины. Образовавшаяся феодальная верхушка Украины получила от царя желанные классовые привилегии и поэтому не очень сопротивлялась ликвидации автономии Украины.

В ходе освободительных войн против панской Польши начинает формироваться украинская государственность. В составе Российского государства формируется право Украины, делаются попытки систематизировать его. Но формирование украинской государственности и систематизация права Украины так и не были завершены.

Литература

Учебные пособия:

1. Исаев И.А. История государства и права России, Москва - изд. «Юрист», 1996 г. - 544 стр.

2. История отечественного государства и права/ под.ред. Чистякова О.И., часть 1, Москва - изд. «Юрист», 2001 г. - 428 стр.

3. Кузнецов И.Н. История государства и права славянских народов, Москва - изд. «Новое знание», 2004 г. - 587 стр.

Источники:

1. История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г./ под.ред. Кузнецова И.Н., Минск - изд. «Амалфея», 2000 г. - 640 стр.

Исследования:

1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история IX-середина XVIII в.в. ”, Москва - изд. “Мысль”, 1992 г. - 798 стр.

2. Пушкарев С.Г. «Обзор русской истории», Санкт-Петербург - изд. «Лань», 1999 г. - 431 стр.

3. Советская историческая энциклопедия, гл.ред. Жуков Е.М., Москва - изд. «Советская энциклопедия», 1973 г. - 1038 стр., 14 том.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.