Рефераты. Государство восточное Чжоу в период Чуньцю

Государство восточное Чжоу в период Чуньцю

16

Реферат по истории Китая

ГОСУДАРСТВО ВОСТОЧНОЕ ЧЖОУ В ПЕРИОД ЧУНЬЦЮ

(VIII-V вв. до н.э.)

План

1. Государство под руководством Пин-вана.

2. Внутрення и внешнеполитическая борьба.

3. Время широких административно-политических и экономических реформ.

4. Литература.

1. Государство под руководством Пин-вана.

Принципиально новый этап в истории чжоуского Китая на-чался с гибели Ю-вана и переноса его сыном Пин-ваном своей столицы на восток, в Лои (771--770 гг. до н.э.).

Хотя считается, что этот шаг был сделан, как о том сказано у Сыма Цяня, самим ваном «с целью укрыться от нападений жунов», т.е. тех самых племен, которые, действительно, положили конец Западному Чжоу, на деле решение о перемещении правителя чжоусцев при-няли влиятельные чжухоу, окружавшие юного Пин-вана. И при-чиной тому было вовсе не желание обезопасить западную столи-цу и самого вана от варваров, хотя они и беспокоили чжоусцев своими набегами. Ведь территория, освобожденная Пин-ваном и его подданными (древние чжоуские земли Цзунчжоу), оказалась под властью назначенного тем же Пин-ваном правителя нового удела Цинь, со временем ставшего наиболее могущественным в чжоуском Китае. Главное было в том, что переезд на восток при-водил статус вана в соответствие со всеми иными реалиями того Времени.

Ван давно уже перестал быть полновластным властителем Поднебесной, а ее делами распоряжались правители фактически независимых государств. Получив свой домен в Лои, Пин-ван превратился в своего рода первого среди равных, причем его пер-венство основывалось не на мощи стоявшего за ним государства или аппарата центральной власти -- то и другое осталось в про-шлом, -- но только на сакральной значимости его как сына Неба, владельца небесного мандата.

Пин-ван процарствовал около полувека, и за это время он и его домен окончательно перестали быть центром политической жизни страны. Такого рода центрами попеременно становились наиболее могущественные из царств, вчерашних наследственных уделов, -- сначала царство Ци на крайнем востоке Китая, в рай-оне устья Хуанхэ, затем очень большое и крепкое царство Цзинь на западе, на границе с новым и быстро усиливавшимся цар-ством Цинь. Но правильней было бы сказать, что в рамках Чжун-го в период Восточного Чжоу сложилось нечто вроде политичес-кого полицентризма -- явление, характерное именно для децен-трализованных структур. И хотя более слабые царства -- Вэй, Сун,

Чжэн, Лу и некоторые другие -- редко выступали в качестве са-мостоятельной силы, в составе коалиций каждое из них вносило свой вклад в политическую борьбу, что и создавало эффект по-лицентризма с его изменяющимися центрами сильной власти и влиятельного соперничества. Иначе говоря, перенос столицы чжоуского вана на восток означал отказ сына Неба от полити-ческого контроля за его вассалами, обретавшими тем самым ре-альную независимость. Более того, это ставило вана порой в уни-зительную зависимость от тех, кто обладал в стране реальной силой. И все же, несмотря на это, чжоуский ван оставался сыном Неба, всеобщим сюзереном (по крайней мере, в пределах Чжун-го), ибо только его власть в Поднебесной по-прежнему считалась легитимной. Это с особой силой проявилось и стало заметным после полувекового царствования Пин-вана, когда в Китае на-ступил период Чуньцю.

Начало периода Чуньцю датируется точно -- 722 г. до н.э. Это первый год знаменитой луской хроники «Чуньцю» (весны-осе-ни), отредактированной, по преданию, самим Конфуцием. Ко-нец периода чаще всего связывается с годом смерти философа (479), иногда -- с последними записями в комментариях к хро-нике (464). Обращает на себя внимание то, что провинциальная хроника царства Лу стала основой летосчисления целого периода китайской истории. Правда, Лу не обычный удел. В свое время он был пожалован самому Чжоу-гуну, и здесь свято хранились все записи, воспевающие деяния великого отца-основателя Чжоу. В Лу активно разрабатывались приписывавшиеся Чжоу-гуну пред-ложения и идеи, и в немалой мере именно поэтому там достигли высокого уровня совершенства и культура, и грамотность, и прак-тика историописания. Не случаен и тот факт, что Конфуций был лусцем, т.е. родился и вырос в царстве, где грамотность, образо-вание, культура и традиции старины, не говоря уже об историо-писании, были в большом почете. Но при всем том сам факт знаменателен: начиная с 722 г. до н.э. исторические события из-вестны главным образом по хронике «Чуньцю» и -- что очень важно -- по нескольким комментариям к ней, важнейшим из которых следует считать «Цзо-чжуань».

Здесь необходимо заметить, что «Цзо-чжуань» и беллетризо-ванный сборник эпизодов из чжоуской истории Го юй (который с некоторой натяжкой тоже можно считать комментарием к «Чунь-цю») не только написаны значительно позже, в IV--III вв. до н.э., но и несут на себе явственный заряд конфуцианской интер-претации ранней чжоуской истории, включая и период Чуньцю. А поскольку это практически основные источники, подробно повествующие о событиях того времени, важно критически относиться к сообщаемым ими сведениям, особенно если эти сведения по тем или иным причинам вызывают сомнения. И все же именно Цзо-чжуань и Го юй насыщают лапидарную хронику «Чуньцю» живым историческим материалом, о котором и пой-дет речь ниже.

2. Внутрення и внешнеполитическая борьба.

Этот материал свидетельствует о том, что в VIII--VI вв. до н.э. территория бассейна Хуанхэ к востоку от излучины реки, отде-лявшей срединные государства от Западного Цинь, была поделе-на между несколькими крупными царствами и десятком-другим средних и малых княжеств, число которых постоянно убывало. На северо-востоке было расположено быстро развивавшееся цар-ство Ци, рядом с ним к северу -- начавшее играть сколько-ни-будь значительную роль в политических отношениях лишь к кон-цу Чуньцю царство Янь, на северо-западе и западе располага-лось самое крупное царство Цзинь, чуть к востоку от него -- Вэй, а южнее Вэй, за Хуанхэ, -- домен вана и находившиеся неподалеку от него царства Чжэн и Сун. К востоку от Сун, не-сколько южнее Ци, было Лу. Между перечисленными (в основ-ном в южной части бассейна, южнее реки) располагались ос-тальные царства и княжества, часть которых граничила со счи-тавшимся, как и Цинь, полуварварским южным Чу, правители которого постоянно наращивали свою мощь и часто вмешива-лись в дела срединных государств. К юго-востоку от Чу, в ни-зовьях рек Хуай и Янцзы, размещалось государство У, начавшее играть значительную роль в конце Чуньцю, как и соседнее с ним на востоке государство Юэ. Такова в самых общих чертах была геополитическая карта периода Чуньцю. Важно заметить, что Для всех царств и княжеств, даже для таких явных аутсайдеров, как У и Юэ, не говоря уже о более тесно связанных с Чжунго царствах Цинь и Чу, чжоуский ван считался сакральным главой и сюзере-ном. Чуский правитель мог позволить себе присвоить титул «ван», что было неслыханной дерзостью с его стороны, но даже при этом он не становился равным чжоускому вану, ибо не бьл сы-ном Неба и не имел оснований претендовать на этот статус.

Рассматривая геополитическую ситуацию на расположенной рядом с Чжунго территории, важно учесть, что здесь было не-мало кочевых и полукочевых племенных образований варваров {жунов, и, ди). Эти варварские группы под влиянием Чжоу давно уже трибализовались, обрели своих вождей, многое переняли из шанско-чжоуской культуры. И хотя чжоусцы подчеркнуто отли-чали себя от них, правители чжоуских царств и княжеств, вклю-чая и самого сына Неба, в дипломатических и иных целях неред-ко брали себе в жены женщин из варварских племен (одной из них была Бао Сы, из-за которой, как считается, чжоуский Ю-ван

лишился трона и жизни). Эти женщины часто становились за-конными женами правителя того или иного царства. Сыном од-ной из них, женщины из племени ди например, был знамени-тый цзиньский правитель Вэнь-гун (Чжун Эр).

Домен Пин-вана с центром в Лои оказался одним из сравни-тельно слабых владений в Чжунго. Он был не в состоянии содер-жать и двор вана, и его администрацию, и еще значительные в недавнем прошлом (вспомним о 8 иньских армиях в Лои) воин-ские подразделения. Соответственно резко сократились возмож-ности вана не только вмешиваться в чужие дела, в дела его вас-салов, но и защищать собственные интересы. Неудивительно, что после смерти Пин-вана, явно смирившегося с потерей реальной власти в Чжунго, первое полу столетие периода Чуньцю оказа-лось временем прогрессирующего ослабления чжоуского Китая. Крупные царства, прежде всего Ци и Цзинь, в эти годы раздира-лись ожесточенными внутренними усобицами. На фоне создав-шегося таким образом политического вакуума проявляли свои агрессивные устремления царства второго разряда, такие, как Чжэн и Сун, враждовавшие друг с другом, пытавшиеся созда-вать коалиции и время от времени даже выяснявшие свои то и дело осложнявшиеся отношения с доменом вана.

Разумеется, такого рода безвластием или вакуумом власти на уровне центра в Чжунго энергично пользовались все царства и княжества, включая и те, которые считались варварскими (т.е. были населены не чжоусцами, а жунами, ди и иными народами). С каждым десятилетием прогрессирующее ослабление власти цен-тра, чжоуского вана, грозило все большими неприятностями для Чжоу. Постоянно растущие распри и междоусобицы вели к окон-чательному распаду той хрупкой чжоуской цельности, которая еще оставалась со времен У-вана и Чжоу-гуна. Создавалась реаль-ная угроза варваризации чжоуского Китая. Ситуация резко изме-нилась лишь после того, как усилилось и стало диктовать свою волю в Чжунго царство Ци.

Царство Ци в начале Чжоу было пожаловано в качестве удела одному из трех гунов -- знаменитому Тай-гуну из рода Цзян, сыгравшему весьма важную роль в победе над шанцами. Это был едва ли не самый отдаленный от столицы Цзунчжоу удел на да-леком востоке, в районе полуострова Шаньдун, близ устья Ху-анхэ и морского побережья. Тай-гун получил широкие полномо-чия по управлению восточными окраинами чжоуского государ-ства; его богатые рыбой и солью новые владения стали быстро развиваться, так что уже в IX в. до н.э. удел Ци был одним из самых сильных в стране. По-видимому, его побаивались ослабев-шие чжоуские ваны и завистливые соседи из числа влиятельных князей, чем, в частности, можно объяснить жестокую казнь цис-кого Ай-гуна по навету его соседа. Ни деталей события, ни при-чин казни источники не раскрывают, но сам факт наводит на предположение, что в основе конфронтации чжухоу с правите-лем Ци лежали главным образом зависть и страх. После этой каз-ни царство Ци почти столетие как бы приходило в себя, а в 731 г. до н.э. даже подверглось нападению жунов, от которых удалось спастись лишь с помощью соседних княжеств, в частности Чжэн. Затем в Ци начались междоусобицы, продлившиеся несколько десятилетий. Когда в 685 г. до н.э. циский трон опустел, двое пре-тендентов, братья Цюй и Сяо Бо, сошлись в решающей схватке. Цюй жил в эмиграции в соседнем и сравнительно крупном цар-стве Лу, Сяо Бо -- в более отдаленном и слабом Цзюй. Влиятель-ные циские сановники Го и Гао активно поддерживали Сяо Бо, но многие цисцы были за Цюя. Ближайший сподвижник Цюя Гуань Чжун с отрядом воинов выступил наперерез продвигавше-муся в Ци Сяо Бо. Была устроена засада, и во время короткой битвы Гуань Чжун меткой стрелой в живот сразил Сяо Бо. В Лу было послано донесение, что дело сделано и патрон ГуаньЧжу-на Цюй может ехать в Ци, где его ждет трон.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.