Рефераты. Градостроительное искусство В.П.Стасова

Градостроительное искусство В.П.Стасова

~ 19 ~

Министерство образования РФ

Урал ГАХА

Реферат на тему:

Градостроительное искусство В.П. Стасова

Выполнил: студент гр

Проверил:

Г. Екатеринбург, 2008

Содержание.

1. Биография В. П. Стасова.

2. Постройки

2.1. Павловские казармы на Марсовом поле (1817-1819гг.)

2.2. Спамсо-Преображемнский собомр (1827-1829гг.)

2.3. Ямской рынок на Разъезжей улице (1817-1819гг.)

2.4. Тромице-Измамйловский собомр (1827-1835гг.)

2.5. Нарвские Триумфальные ворота (1827-1834гг.)

2.6. Московские Триумфальные ворота (1834-1838гг.)

2.7. Ансамбль губернаторского дворца (1820-1832гг.)

2.8. Провиантские склады (1832-1835гг.)

Приложения.

Литература.

1. Биография В.П. Стасова

Годы жизни: 1769 г. - 1848 г.

Архитектор. Родился в Москве в семье мелкого чиновника. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 г. поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794-95 гг. - унтер-офицер Преображенского полка, в 1797 г. определен к строительству соляных заводов с чином коллежского секретаря.

Участвовал в конкурсе на проекты гостиниц при въезде в Москву на месте снесенной белокаменной стены (Бульварное кольцо). Произведен в губернские секретари. Участвовал в оформлении народных праздников при коронации Александра I. В 1802 г. по именному указу направлен для усовершенствования во Францию, Италию и Англию. Во время пребывания в Риме был принят профессором в Академию Св. Луки. В 1808 г. вернулся в Россию.

Определен в ведение "Кабинета Его Императорского Величества", с этого времени принимал участие в крупнейших работах по заказам двора и государства. Один из четырех главных архитекторов Комитета строений и гидравлических работ (вместе с К. Росси, А. Михайловым 2-м и А. Модюи). С 1811 г. - академик. Действительный статский советник. Профессор Академии художеств по классу архитектуры.

Крупнейший архитектор, представитель позднего классицизма. При огромной продуктивности и высоком профессионализме оставался эпигоном классицистической школы. В последние годы жизни пытался работать в "русском стиле".

Построенные им Павловские казармы на Марсовом поле (1817--21), Спасо-Преображенский (1827--29) и Троицкий (1828--35) соборы, Нарвские (1827--34) и Московские (1834--1838) триумфальные ворота, Ямской рынок на Разъезжей улице (1817--19) в Санкт-Петербурге; Провиантские склады в Москве (1821--35) отличаются представительностью, торжественностью архитектурных форм. В 1824--1832 годах по его проекту был перестроен бывший епископский дворец в Вильне, ныне Президентура.

Развивая идеи русского ампира, Стасов часто обращался к строгим формам дорического ордера. Он же -- первый по времени мастер русского национального стиля, предшественник К. А. Тона. Храм Александра Невского в русской колонии Александровка в Потсдаме (1826) работы Стасова -- первый из сохранившихся памятников русского стиля. Подобная по стилю Десятинная церковь в Киеве была уничтожена в советский период.

2. Постройки

2.1.Павловские казармы на Марсовом поле (1817-1819 гг.)

Казармы лейб-гвардии Павловского полка - одна из первых в Санкт-Петербурге значительных работ архитектора В. Стасова. Этот памятник высокого классицизма дышит суровым величием, опровергая расхожие представления о том, что казармы - это нечто унылое, серое и однообразное. Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

Здание Павловских казарм занимает большую территорию между Марсовым полем, Миллионной улицей и Мойкой. Длина главного фасада казарм, выходящего на Марсово поле, равна 155 метрам. Этот протяженный фасад оживляют три огромных портика с колоннами дорического ордера - центральный двенадцатиколонный портик и боковые шестиколонные. Фасад казарм, выходящий на Миллионную, оформлен десятиколонным дорическим портиком. Вдоль первого этажа под портиками тянется аркада. Крупная, подчеркнуто монументальная композиция здания, строгая мощь дорических колонн придают казарма подтянутый и мужественный вид, который задает тон всему ансамблю Марсова поля.

Внутренняя отделка Павловских казарм не отличается декоративной пышностью, поскольку этого и не требовало назначение здания. Примечателен только церковный зал с ионической колоннадой, отделанный по проекту В. Стасова в 1821 году, однако он претерпел значительные изменения с того времени.

Строительство Павловских казарм велось с 1817 по 1819 год. Возводились казармы на месте ломбарда, который был построен в 1770-х годах по проекту архитектора Ю. Фельтена, а также примыкавших к ломбарду домов князя Грузинского и князя Разумовского. Еще в самом начале 19 века архитектор Л. Руска разработал проект перестройки ломбарда и смежных с ним зданий, и В. Стасов учел в своей работе идеи этого проекта. От бывшего ломбарда архитектор сохранил аркаду первого этажа.

Павловский полк, для которого предназначались казармы, был учрежден по указу Павла I от 23 ноября 1796 года - на основе Тенгинского пехотного и Московского гренадерского полков. Этот полк принимал самое активное участие в наполеоновских войнах и особенно прославился в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году Павловский полк по представлению М. Кутузова был удостоен наименования "Лейб-гвардии Павловский полк" и награжден Георгиевскими знаменами. В 1819 году знаменитый полк возвратился из Москвы в Санкт-Петербург и сразу вселился в новые казармы. В те годы над аттиком здания, обращенным к Марсову полю, красовалась надпись: ""Казармы Лейб-гвардии Павловского полка".

Главный фасад Павловских казарм долгие годы служил величавым фоном для военной жизни столичного Санкт-Петербурга - перед ним проходили смотры, учения, парады, а также праздничные гулянья. (Приложение 1) В 1929 году здание казарм было занято "Ленэнерго". Казармы были частично переоборудованы для новых нужд. Бывший церковный зал в начале 1930-х годов был перестроен, и в нем разместился дом культуры "Ленэнерго". Это учреждение занимает Павловские казармы и в наши дни.

2.2 Спамсо-Преображемнский собомр (1827-1829 гг.)

Спамсо-Преображемнский собор (1827-1829 гг.) (официальное название -- собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге -- православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.(Рис. 12 )

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е -- 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка[1]. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825--1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел -- в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) -- в честь cвященномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название -- Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского) и с 1935 года до весны 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.В 1946--1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Архитектура

Площадь собора составляет 1180 м?, высота -- 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера (Рис 5). Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом (Рис. 6), по углам -- четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы (Рис. 7).

Высокие полуциркульные окна закомпонованны в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами (Рис. 4). Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами (Рис. 8).

Интерьер

В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) -- во имя священно мучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) -- во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.