Рефераты. Гродно в 1921-1939 гг.

p align="left">Важную роль в реализации политики полонизации имела деятельность римско-католической церкви. Она, согласно конституции 1921 и 1935 гг., не относилась к числу государственной, однако фактически заняла доминирующее положение в стране. При этом активная позиция части ксендзов-белорусов, направленная на пробуждение национального самосознания местного белорусского населения католического вероисповедования, рассматривалась властями исключительно как вражеская.

С целью расширения влияния католического костела на “крессах” проводилась т. н. “ревендикция”, т.е. возвращение католикам культовых зданий, которые раньше принадлежали им, однако во время вхождения белорусских земель в состав Российской империи были превращены в православные храмы. К июню 1936 г. на территории Западной Беларуси в костелы было превращено около 1300 православных храмов.

С 1926 г. римско-католическая религия вводилась в качестве обязательного предмета во всех школах страны. Выпускалось около 300 наименований католических газет и журналов, которые имели большие тиражи и должны были содействовать расширению сферы влияния католицизма. Большинство подобных изданий поддерживали курс правительства на осуществление ассимиляции населения Западной Беларуси. Отдельные белорусские католические издания, такие как “Криница” и “Христианская думка”, которые стояли на позициях белорусского национального возрождения, рассматривались властями как враждебные. Несмотря на доминирующее положение католической конфессии, имели возможность для развития православие, протестантизм, униатство, а также иудаизм и ислам. Религиозная жизнь в целом в Западной Беларуси в 20-30-е гг. отличалась динамичностью и не ощутила серьезных потрясений, характерных для БССР.

Культура Западной Беларуси 20 - 30-х гг. являлась фактически одной из форм национально-освободительной борьбы белорусского народа против денационализации. Она базировалась на белорусской идее и являлась выразителем идейных стремлений широких народных масс.

Важное место в культурной жизни занимала литература. Заметный вклад в развитие национальной литературы в Западной Беларуси внес Максим Горецкий (1893 - 1939). Им была написана первая литературоведческая книга “Гісторыя беларускай літаратуры” и целый ряд литературных произведений.

В начале 20-х гг. активное поэтическое творчество Леопольда Родзевича (1895 - 1938), Владимира Жилки (1900 - 1933), Игната Кончевского (1896 - 1923) нашло свое отражение на страницах белорусских периодических изданий, а также в форме отдельных поэтических сборников.

Плодотворно продолжали работать на литературной ниве поэты Казимир Свояк (Казимир Степович) (1890 - 1926) и Гальяш Левчик (1890 - 1944).

Роль первопроходца в жанре тюремной лирики в литературе Западной Беларуси принадлежит поэту Алесю Сологубу (1906 - 1934). Изданный в 1929 г. в Минске его поэтический сборник “Лукишки” включал стихи преимущественно тюремной тематики.

В середине 20-х - начале 30-х гг. происходило становление как поэта Михася Машары (1902 - 1976), дебютный сборник которого “Малюнкі” также отражал впечатления и мысли автора во время нахождения в Лукишской тюрьме.

В творчестве Хведора Ильяшевича (1910 - 1948) органически сочетались национально-освободительные идеи возрождения с социальными мотивами, что нашло отражение в сборниках поэзии “Вясна песні” и “Зорным шляхам”. Заметной фигурой на литературном поле был Михась Василек (1905 - 1960), для творчества которого были характерны национально-освободительная и крестьянская темы.

Весьма заметной и перспективной в 20-е гг. была литературоведческая работа Игната Дворчанина (1895 - 1937). “Хрестоматия новой белоруской литературы (от 1905 года)” имела огромное патриотически-воспитательное значение в условиях Западной Беларуси.

Во 2-й пол. 20-х гг. была сделана попытка придать литературному движению в Западной Беларуси организационные формы. В мае 1927 г. молодые писатели и художники создали в Вельно организацию “Веснаход”. Основатели данной организации в 1928 г. издали небольшой альманах “Рунь веснохода”, в котором были напечатаны стихи А. Сологуба, Х. Ильяшевича, П. Пестрака и др. поэтов. Однако устав организации не был утвержден польскими властями и организация была вынуждена прекратить свое существование.

В 30-е гг. литера Западной Беларуси продолжала опираться на предыдущие традиции белорусского литературного слова, несмотря на усиление авторитарного режима. В данный период литература пополнилась новыми произведениями М. Машары: сборниками поэзии “Наперад”, “На сонечны бераг”, “З-пад стрэх саламяных”, а также поэмами “Валачобнае” и “Смерць Кастуся Каліноўскага”. Сочетая литературню деятельность с крестьянским трудом, поэт черпал свои поэтические образы из деревенской жизни.

Тяжелыми тюремными дорогами пришлось прокладывать свой жизненный путь Валентину Тавлаю (1914 - 1947). Отдельные произведения поэта - поэма “Непераможаныя” и несколько стихотворений - воссоздают яркий образ революционера-политзаключенного, типичного для условий Западной Беларуси того времени.

Во второй половине 30-х гг. безусловным лидером западнобелорусской поэзии можно считать Максима Танка (1912 - 1995). Популярность его творчества среди широких слоев белорусского и польского общества, положительные отзывы литературной критики свидетельствовали о всеобщем признании поэта. В поэмах “Нарач”, “Казка пра музыку”, “Журавінавы цвет”, “Каліноўскі” произошло эстетическое осмысление революционной сущности и исторического прошлого Беларуси. Первый сборник поэта “На этапах”, изданный в 1936 г., был конфискован властями из-за революционной идейной направленности против существующего авторитарного режима.

Одним из эффективных средств массового воздействия на народное самосознание являлся национальный театр. В ноябре 1921 г. под руководством Л. Родзевича (1895 - 1938) участники музыкально-драматического кружка в Вильно поставили пьесу Я. Купалы “На папасе”. В октябре 1921 г. под руководством Ф. Олехновича был создан белорусский объездной театр, который начал свою деятельность постановкой в Лиде спектакля па пьесе Ф. Олехновича “Птица счастья”. Однако деятельность этого театра была недолгой.

С целью создания в Западной Беларуси основы для профессионального театра, а также для расширения национальной культуры, в марте 1922 г. в Вильно была основана театральная студия под названием “Беларуская драматычная майстроўня”. Руководителями студии были М. Красинский, А. Михалевич, А. Кончевский и Л. Родзевич. Репертуар театрального коллектива составляли острые по своей социальной направленности пьесы “Раскіданае гняздо” Я. Купалы, “В зимний вечер” Э. Ожешко, “Лес шумит” В. Короленко, “Апошняе спатканне” В. Голубка и др. БДМ работала с перерывами до 1925 г.

В 20-е гг. ХХ в. усилиями деревенских любителей сценического слова по всей Западной Беларуси были налажены театральные представления, которые кроме развлекательного характера несли в широкие массы идеи национальной и социальной свободы. Широкая география любительских театральных представлений позволяет утверждать, что театральная жизнь в пределах Западной Беларуси, несмотря на определенную стихийность, отличалась значительной активностью и динамизмом.

Однако главная проблема - создание профессионального национального театра в Западной Беларуси - не была решена по причине отсутствия финансовой поддержки со стороны государства.

C другой стороны, произведения, предназначенные для постановки, проходили жесткую цензуру и должны были переводиться на польский язык. В итоге в нужный день, несмотря на предварительную устную договоренность с властями, приходил письменный запрет на проведение представления.

Следующий этап в развитии театрального искусства в Западной Беларуси был связан с деятельностью таких культурно-просветительских организаций, как Товарищество белорусской школы (1921 - 1936) и Белорусского института хозяйства и культуры (1926 - 1936). Кружки, созданные этими организациями во 2-й половине 20-х - 30-х гг. ХХ в., покрыли густой сеткой всю Западную Беларусь. При кружках работали драматические и хоровые секции, которые организовывали представления по всему краю.

Проблема открытия профессионального театра в Западной Беларуси оставалась актуальной и в 30-е гг., однако ее положительному решению не содействовала политическая атмосфера довоенной Польши. Существенным препятствием на пути создания профессионального театра было и то, что большое количество деятелей театрального искусства Западной Беларуси (Л. Родзевич, М. Красинский и ряд других) были вынуждены выехать в БССР.

Важное место в культуре Западной Беларуси занимало изобразительное искусство. Значительный вклад в развитие изобразительного искусства внес Язеп Дроздович (1888 - 1954). В 1921 г. под воздействием Рижского мирного договора художник написал картины “Усяслаў Чарадзей у порубе кіеўскага князя” и “Пагоня Ярылы”. В данных картинах в символичных образах художник отразил актуальную идею борьбы за независимость и свободу Беларуси.

В 20-е гг. была создана целая серия графических работ художника, посвященных исторических местам. Работая преподавателем в белорусской гимназии в Новогрудке на протяжении 1927 - 1930 гг., Я. Дроздович по заказу Белорусского научного товарищества в Вильно создал 7 альбомов, в которых изобразил памятники древнего белорусского зодчества: “Мир” (1927), “Новогрудок и новогрудцы” (1928), “Троки”, “Крево”, “Лида”, “Медники”, “Гальшаны” (1929). В 30-е гг. в творчестве художника доминировала космическая тематика.

Работал Я. Дроздович и в области скульптуры. В 1933 г. вышла целая серия его скульптурных портретов, выполненных из дерева, посвященных западнобелорусским деятелям: поэту М. Машаре, собирателю фольклора А. Гриневичу, журналисту Я. Почопке. Продолжительное время работал художник и в качестве оформителя, в 20-е гг. в Вильно в “Беларускай драматычнай майстроўні”, а в начале 30-х гг. в Белостоке в местной окружной управе ТБШ.

Выдающимся представителем изобразительного искусства Западной Беларуси был график и живописец Я.М. Горыд (1896 - 1936). Его творчество было тесно связано с национальным освободительным движением Западной Беларуси в период его наибольшего подъема и массовости. Во время работы в сатирико-юмористическом журнале “Маланка” (1926 - 1928) особенно ярко проявился талант Я. Горыда как художника-сатирика, мастера острой политической карикатуры.

Определенный вклад в развитие изобразительного искусства Западной Беларуси внесли В. Сидорович (1905 - 1937), М. Василевский (1904 - 1935), Ю. Монвид (Ф. Олехнович) (1883 - 1944), П. Южик (1875 - 1944) и др.

Особое место в изобразительном искусстве 30-х гг. ХХ в. принадлежит западнобелорусским художникам П.А. Сергеевичу (1900 - 1984) и М.К. Севруку (1905 - 1979).

В тематических картинах П. Сергеевича отражал повседневный быт белоруса, а также обращался к национальной истории (“Выправа Усяслава Чарадзея на вайну”). Он создал первые картины, посвященные восстанию 1863 - 1864 гг. под руководством К. Калиновского. Работал П. Сергеевич и в качестве книжного графика, оформлял поэтические сборники М. Машары, журналы “Неман”, “Студэнцкая думка”, “Крыгалом”.

М. Севрук работал как живописец и график. Так он оформлял первый сборник М. Танка “На этапах”, в 1935 - 1939 гг. оформлял обложку журнала “Калоссе”, а также сборник белорусских народных песен “Наша песня”, подготовленный Р. Ширмой.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Накануне войны, 23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен договор о ненападении, т. н. Пакт Молотова-Риббентропа. Он был дополнен секретным протоколом, который определял сферы советских и германских интересов в Восточной Европе. Западная Беларусь, Западная Украина, Прибалтика и Финляндия признавались сферами влияния СССР, а остальная часть Восточной Европы - сферой влияния Германии.

За две недели боев немецкие войска заняли всю этническую территорию Польши, а 14 сентября 1939 г. заняли Брест и начали дальнейшее продвижение на восток от линии, определенной секретным протоколом Пакта Молотова-Риббентропа.

В этих условиях 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии получили приказ перейти бывшую польско-советскую границу, установленную в Риге в 1921 г. и взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Беларуси. Такое решение было воспринято с одобрением большинством населения этих территорий.

Западную Беларусь освобождал специально созданный Белорусский фронт, который состоял из четырех армий, в которых насчитывалось около 201 тыс. красноармейцев. Им противостояло примерно 45 тыс. польских солдат и офицеров. В то же время СССР не объявлял войны Польше. Правительство Польши также признало, что состояния войны с СССР нет, и поэтому в своем приказе главнокомандующий полесской армией Э. Рыдз-Смиглы отдал приказ не вступать в военные действия с частями Красной Армии. Данная ситуация привела к тому, что фактически значительных военных столкновений между польскими и советскими войсками почти не было. Исключением были бои за Гродно 20-21 сентября, в которых Красная Армия потеряла убитыми 47 человек убитыми и 156 раненными, а также было подбито 12 танков.

К концу сентября 1939 г. Красная армия освободила всю Западную Беларусь и заняла территорию, определенную советско-германским соглашением. На территории Западной Беларуси начали активно осуществляться общественно-политические и социальные преобразования.

В воеводствах, поветах и городах создавались Временные управления, а в местечках и деревнях - крестьянские комитеты. Определенную роль в создании временных органов власти сыграли освобожденные из тюрьмы бывшие члены КПЗБ и комсомола Западной Беларуси. В компетенцию Временных управлений и крестьянских комитетов входило решение вопросов административной, хозяйственной и культурно-просветительной деятельности. В городах действовали вооруженные отряды Рабочей гвардии, которые помогали Красной Армии охранять железнодорожные станции, предприятия, мосты и т.д. Они боролись против бывших польских офицеров, чиновников, полицейских, которые оказывали сопротивление новой власти. В сельской местности действовали отряды сельской милиции.

По распоряжению Временных управлений сразу после освобождения на предприятиях был установлен 8-часовой рабочий день, отменена плата за обучение в школах и введено бесплатное медицинское обслуживание.

С целью проведения социально-политических преобразований в Западную Беларусь было направлено с территории БССР 700 коммунистов и 800 комсомольцев. Обусловлено это было тем, что новая власть довольно подозрительно относилась к местным кадрам из числа бывших членов КПЗБ и КСМЗБ.

1 октября 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) в Москве приняло постановление, которым предусматривался созыв Народных собраний Западной Украины во Львове и Западной Беларуси в Белостоке. Народные собрания должны были решить вопрос территориальной принадлежности территорий Западной Беларуси и Западной Украины, а также закрепить полномочия на проведение широких социально-экономических преобразований на этих территориях.

В выборах в Народное собрание, которые проходили на основе всеобщего прямого избирательного права и тайного голосования 22 октября 1939 г. участвовало более 2 млн. 672 тыс. человек (96,71% от общего количества избирателей. За выдвинутых кандидатов проголосовали 90,7% принявших в голосовании выборщиков. В итоге были избраны 926 депутатов. В процессе работы Народного собрания Западной Беларуси 28-30 октября единогласно была принята Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, Декларация о конфискации помещичьих земель, Декларация о национализации банков и крупной промышленности.

30 октября Народное собрание избрало полномочную комиссию в составе 66 человек для отправки в Москву. Комиссия должна была передать решение по поводу вступления Западной Беларуси в состав СССР.

2 ноября 1939 г.5-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о включении Западной Беларуси в состав Союза ССР, о воссоединении ее с БССР.2 ноября 3-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла Западную Беларусь в состав БССР. В итоге территория БССР увеличилась со 125,5 тыс. км2 до 225,7 тыс. км2. После передачи Литве в ноябре 1940 г. части территории и населения площадь БССР составила 223 тыс. км2, а население - 10,2 млн. человек.

Таким образом, воссоединение Западной Беларуси с БССР положило конец территориальному разделу Беларуси, что оказало положительное влияние на дальнейшее историческое развитие белорусского народа. Несмотря на определенные политические особенности той неоднозначной эпохи, объединение Западной Беларуси и БССР было актом исторической справедливости.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.