Рефераты. Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

сновой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения. Поэтому любые посягательства на политический строй объявлялись не только не соответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными.

После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название "Священная дружина". Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П.П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники "Священной дружины" громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты "Вольное слово" и "Правда". В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.

Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882г. "Священная дружина" была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.

Так же существовали народники. Идеи "общинного" социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции - народничества. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

В эти годы среди приверженцев идей социализма получило распространение учение К. Маркса - марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти без социалистической революции, главной силой которой будет рабочий класс (пролетариат).

Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко критиковал его учение. Он считал необоснованным утверждение о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма отрицательно относился и к идее Маркса о диктатуре пролетариата, которая должна быть установлена после революции для построения коммунистического общества. По мысли Бакунина, государство диктатуры пролетариата будет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная и хорошо вооруженная армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам "заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму".

Сам Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, "бессмысленный и беспощадный". Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция - "умственный пролетариат". Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: "Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать "повивальной бабкой" самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий".

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое "народное"'

Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее "сверху вниз", он предлагал взамен государства свободную организацию "снизу вверх" - рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, - это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую в и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором "волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию".

В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была "расшатать" существующую власть путем террора. Выступая против анархизма. Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционны.

Главной целью народников являлась организация крестьянской революции в России. Представления о способах достижения этой цели у членов народнических организаций на протяжении 60 - 80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революционной деятельности.

В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" сложилась организация Н.А. Ишутина - И.А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865г. внутри этой организации стала действовать группа "Ад", которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866г. член "Ада" Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Покушение Каракозова привело к усилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты близкие народникам журналы "Современник" и "Русское слово", запрещены студенческие кружки, усилена цензура.

Однако, несмотря на то что выстрел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену "ишутинцам" пришли "нечаевцы". В 1869г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество "Народная расправа". Он составил "Катехизис революционера" - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева - это "обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией".

Одновременно с "чайковцами" существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень "долгушинцы" сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.

В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не. произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание "идеалы лучшего, справедливого общественного строя".

Состав пропагандистов был очень пестрым: "в народ" устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества. Власти ответили на "хождение в народ" всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников.

Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену увлечения идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальное внимание к доводам Ткачева. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация "Земля и воля", названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Позже в "Землю и волю" вступили В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно "только путем насильственного переворота".

Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее "вредных" чиновников (индивидуальный террор).

Организаторская работа среди крестьян являлась продолжением "хождения в народ". Но при этом "летучая" пропаганда сменилась "оседлой". Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такая работа часто отнимала столько времени и сил что до пропаганды просто не доходили руки.

Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудораживших всю страну. В январе 1878г. молодая революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.

В августе 1879г. "Земля и воля" разделилась на две самостоятельные организации - "Черный передел", куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г.В. Плехановым, и "Народную волю", объединившую сторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями "Народной воли" были А.Д. Михаилов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.

Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить причины кризиса народничества.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.