Рефераты. Индия в конце нового времени. Империя Великих Моголов и ее падение

Индия в конце нового времени. Империя Великих Моголов и ее падение

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-казахстанский государственный университет имени академика Манаша Козыбаева

факультет "Истории и права"

кафедра Всемирной истории и политологии

Дипломная работа

Индия
в конце нового времени. Империя Великих Моголов и ее падение

Допущена к защите:

Зав. кафедрой :

Козорезова Л. А.

Сембина Айгуль Нурсакимовна

заочное отделение

специальность "история, основы

права и экономики"

гр. ИОПОЭ - 02

Научный руководитель:

канд. ист. наук

Заитов В.И.

Петропавловск, 2007.

Аннотация

Дипломная работа Сембиной Айгуль Нурсакимовны - "Индия в конце нового времени. Империя Великих Моголов и ее падение". Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и перечня Литературы.

Целью Дипломной работы является освещение политической истории Индии ХУ1 - ХУП вв. в период складывания там государства Великих Моголов. В первой главе характеризуется процесс захвата Индии мусульманами в начале ХУ1 в. В отдельном разделе работы освещается история Индии в период правления шаха Акбара и его реформы в сфере управления, системы поземельных отношений и религиозных вопросах.

Глава вторая дипломной работы содержит материал по истории Индии ХУП - нач. ХУШ вв. Это время, когда в империи Моголов начинают фиксироваться отчетливые процессы децентрализации и складывания в некоторых регионах почти самостоятельных политических образований. Эти процессы ослабления центральной власти совпали с началом европейского проникновения, что и привело в итоге к падению Могольского государства.

Содержание

Введение

1. Индия в первой половине ХУ1 в. Образование Могольской державы

1.1 Складывание Могольской державы. Индия при первых могольских правителях

1.2 Расцвет Могольской Индии при Акбаре

2. Могольская Индия в ХVII - начале ХVIII вв.

2.1 Внутренняя и внешняя политика Могольской Индии в первой половине ХVII в.

2.2 Распад Могольской державы и начало европейского проникновения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Целью настоящей дипломной работы является изучение политической истории Индии от начала ХУ1 в. до начала ХУШ в. В это время на территории Индии существовала государство известное в истории как государство "Великих Моголов". Правящие верхи Индии этого периода были не местного происхождения и исповедовали ислам. Главные задачи дипломной работы состоят в освещении политической истории Индии в период расцвета и упадка империи Великих Моголов, их внутренняя и внешняя политика.

Древняя цивилизация Индии сложилась в пределах строго очерченного субконтинента, с севера ограниченного величайшим в мире горным хребтом-цепью Гималаев, которая вместе с её ответвлениями на востоке и западе отделяет Индию от остальной Азии и всего мира. Однако этот барьер никогда не был непреодолимым. Во все времена переселенцы и торговцы через высокие и безлюдные перевалы находили пути в Индию, а индийцы теми же путями несли за пределы страны свои товары и свою культуру. Индия никогда не была полностью изолирована. Влияние же горной стены на развитие её самобытной цивилизации часто переоценивают.

Значение гор для Индии скорее не в том, что они её изолировали, а в том, что именно с них берут две её великие реки - Инд и Ганг. На своём пути они пересекают небольшие плодородные плато долин Кашмира и Непала и выходят на огромную равнину. На территории, которую охватывала система Инда (теперь часть Пакистана), сложилась древнейшая цивилизация. Река же дала своё имя Индии. На плодородной равнине Пенджаба (Пятиречья), более чем за 2 тыс. лет до н.э. уже существовала высокоразвитая культура, которая распространилась до самого океана и по его побережью на юг, по крайней мере до Гуджарата.

Ныне низовья Инда проходят через бесплодную пустыню (одна из провинций Пакистана - синд), хотя когда-то здесь была богатая водами плодородная земля. Бассейн Инда отделён от бассейна Ганга пустыней Раджастхана, или пустыней Тар, и низкими холмами. Этот водораздел, находящийся к северо-западу от Дели, был ареной многих ожесточенных сражений, начиная по крайней мере с 1000 г. до н.э. Западная половина долины Ганга, от района дели до Патны, включая Доаб, т.е. территория, расположенная между Гангом и его великим притоком Джамной, всегда была как бы сердцем Индии. Здесь, в области, когда-то известной под названием "Арьяварта" ("Страна ариев"), сложилась классическая культура Индии.

К югу от великой равнины начинается Возвышенность, смыкающаяся с горами Виндхья. Они не производят столь же внушительного впечатления, как Гималаи, но всё же образуют барьер между северной частью, в прошлом называвшейся "Хиндустан", и полуостровом, часто именуемым "Декан" (что означает просто "юг"). Юго-Восточная часть полуострова образует более обширную равнину - Тамилнад. Когда-то здесь существовала самостоятельная культура, которая до сих пор ещё полностью не слилась с культурой севера.

Древне-индийские народы Южной Индии говорят на языках, ни в коем мере не родственных языкам народов севера. Они относятся к разным этническим группам, хотя северный и южный типы в значительной степени уже смещались один с другим.

Географически остров Цейлон (Шри-Ланка) является как бы продолжением Индии; его северная равнина похожа на равнину Южной Индии, а горы в центре острова - на Западные Гаты.

Протяженность Индийского субконтинента, от Кашмира на севере до мыса Коморин на юге, составляет около 2 тыс. миль, и климат его, естественно, весьма разнообразен. В районах Гималаев зимы холодные, изредка бывают заморозки и выпадает снег. На северных равнинах зима прохладная, температура воздуха в это время года резко меняется от дня к ночи, а летом нередко стоит почти невыносимая жара. Важнейшей особенностью индийского климата являются муссоны (так называемый сезон дождей). Довольно широко распространено мнение, будто особенности природных явлений в Индии и её полная зависимость от муссонов способствовали формированию национального характера населяющих её народы. Даже в наши дни трудно справиться с такими тяжелыми бедствиями, как наводнение, голод или чума, а в прежние времена защищаться от них было почти невозможно.

У создателей других древних цивилизаций - греческой и римской, - вынужденных бороться с суровыми зимами, будто бы вырабатывались такие черты, как стойкость и находчивость, Индия, наоборот, была награждена щедрой и изобильной природой, которая не требовала от человека больших усилий для добывания средств к существованию; зато он был не в силах успокоить её страшный гнев. Поэтому якобы индийцы склонны к фатализму и одинаково безропотному восприятию и удачи и несчастья.

Если климат и оказал влияние на национальный характер индийцев, то оно сказалось, по нашему мнению, в любви к покою и комфорту, в склонности к простым радостям и наслаждениям, столь щедро даруемым природой. Естественной реакцией на эту тенденцию были, с одной стороны, стремление к самоограничению и аскетизму, а с другой - это периодические вспышки бурной деятельности.

Достигая Индии европейцы, прежде всего португальцы, стали на рубеже 15-16 вв. сосредотачивать в своих руках контроль за торговыми путями и торговлей, затем строить многочисленные склады и фактории, создавать новые поселения и порты, и даже активно вмешиваться в политическую борьбу местных правителей. Вслед за португальцами в этом районе появились голландцы, которые вскоре, однако, сконцентрировали свои усилия на эксплуатации ресурсов богатой пряностями так называемой Голландской Индии, т.е. островов Индонезии. После этого пришла очередь французов и англичан, не считая остальных, занимавших более скромные позиции. Началась эпоха колонизации Индии и прилегающих к ней районов Азии.

Английская Ост-Индская компания, возникшая еще в 1600 г. и сконцентрировавшая в своих руках торговые, военные, дипломатические, политические и т.д. операции, была, пожалуй, наиболее удачной в тех условиях формой проникновения в Индию и закрепления в ней.

1. Индия в первой половине ХVI в. Образование Могольского государства

1.1 Складывание Могольской державы. Индия в период первых могольских правителей

Существование Делийского султаната, появление правящего класса феодалов-мусульман, длительное совместное проживание и взаимовлияние индусов и мусульман подготовили возникновение новой мощной мусульманской империи на севере Индии. Хотя прибрежные районы Южной Индии -- Малабар, Гуджарат, Коромандельское побережье, а также Бенгалия, издавна ведшие оживленную морскую торговлю пряностями и тканями с арабскими странами, Ираном, Малайей и Молукками, были более развитыми в экономическом отношении, они раздирались внутренними противоречиями и были ослаблены вмешательством европейских торговых компаний, постепенно вытеснявших индийцев из внешней, морской торговли.

БАБУР (1525 - 1530 гг.).

Тамерлан, который стремился превзойти жестокостью Чингисхана, выжег весь Ближний Восток и опустошил земли вплоть до берегов Ганга - так что после его ухода на руинах Дели два месяца "даже птица не пошевелила крылом". Обширная равнина обезлюдела, трупы лежали на дорогах и в развалинах домов, и джунгли наступали на заброшенные поля.

Наместники Тамерлана, Сайиды, после смерти своего господина стали независимыми ханами и поселились среди руин Дели. Пришедшие с ними афганские и тюркские племена поделили между собой выжженную равнину и собирали дань с уцелевших крестьян; они неохотно подчинялись власти Сайидов и воевали между собой и с раджпутами, потомками предыдущих завоевателей Индии. Города и деревни постепенно вставали из руин, крестьяне распахивали заброшенные поля, а завоеватели-кочевники перенимали культуру и обычаи побежденных. Мусульманские улемы учили, что государство основывается на самодержавной власти падишаха, дисциплине получающих икта воинов и справедливых налогах /Новая история Индии, 1961, с. 47/.

Основателем этой новой державы в Северной Индии был тимурид (потомок Тимура, иначе Тамерлана) Захируддин Мухаммад Бабур, бывший правитель Ферганы, изгнанный из Средней Азии узбеками, пришедшими из Сибири. Практически всю жизнь Захируддин провел в седле и битвах, за что получил прозвище - Бабур ("Тигр"). Мухаммаду Бабуру оказал помощь и поддержку другой тимурид, его родственник, правитель Герата. Бабур овладел, афганскими землями и укрепился в Кабуле, но считал, что, только завоевав Индию, он станет во главе богатого и мощного государства. В 1518 и 1524 гг. Бабур совершил нападения на Пенджаб, а в декабре 1525 г. вторгся в Индию еще раз во главе сильного войска, состоящего из воинов, прибывших из Средней Азии, а также афганцев и хакхаров.

Бабур знал о страшной силе турецких пушек, которые залили Чалдыранскую равнину кровью бесстрашных кызылбашей, - он сразу же пригласил к себе турецкого мастера-пушкаря Али и создал собственную артиллерию. В апреле 1526 года 12-тысячное войско Бабура встретилось с огромной армией Ибрахим-шаха на Панипатской равнине к северу от Дели; по обычаю турок, Бабур укрепил свой центр повозками и установил среди них пушки. В войске Ибрахима было 100 тысяч всадников и тысяча закованных в доспехи слонов - но его воины не знали, что такое артиллерия, и после первых залпов огромная армия в смятении остановилась. В это время особые отряды Бабура, сделав глубокий обход, зашли в тыл противнику; воинов Ибрахима охватила паника, и они бросились в бегство; их преследовали и рубили до захода солнца; погибло 40 тысяч человек - и в том числе сам шах, который мужественно сражался до конца. Перепуганные, брошенные погонщиками слоны бродили по полю боя, и их стадами пригоняли к Бабуру, который не мог поверить, что столь великая победа далась так легко.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.