Рефераты. Иран в средние века

ойны Тимура отличались жестокостью и несли большие разрушения, однако далеко не достигавшие тех масштабов опустошений, какие были при Чингиз-хане. В отличие от Чингиз-хана у Тимура был определенный экономический план. Желая установить полный контроль над караванными путями европейско-азиатской торговли, Тимур постарался овладеть Ираном, странами Закавказья и Передней Азией, через которые проходили главные караванные пути. Тимур не рассчитывал установить свою прочную власть, он хотел закрыть для торговли, для чего разрушил крупные города на этих путях - Ургенч, Сарай Берке, Астрахань, Азов и пр. За счет ограбления других стран Тимур старался развить экономику Мавераннахра, проводя там оросительные работы, переселяя туда тысячи, ремесленников, строя и украшая новыми постройками города, особенно свою столицу Самарканд.

Завоевание войсками Тимура Ирана началось в 1381 г. и было закончено в 1393 г. Тимур овладел в 1381 г. Гератом, а вслед за тем и устранил династию Куртов / Иванов, 1977, с.162/.

Тимур действовал в Иране не только как иноземный завоеватель, но и как кровавый усмиритель народных восстаний. Поэтому его поддержала часть феодалов, особенно монголо-тюркская кочевая знать, которая не могла справиться своими силами с народными движениями в Иране.

Западный Иран и страны Закавказья были также завоеваны войсками Тимура; были захвачены Тебриз в 1386 г. и дважды Багдад - в 1393 г. и 1401 г. Были завоеваны в 1393 г. и владения Мозаффаридов - Керман и Фарс. Западный Иран с Азербайджаном. Арменией и Ираком Арабским Тимур еще при жизни отдал в удел своему сыну Мираншаху.

После смерти Тимура в его государстве начались междоусобия. Джалаиридский султан Ахмед вернулся из Египта и вместе со своим союзником эмиром Кара Юсуфом вождем туркменского племенного союза Кара Коюнлу ("Чернобаранного" по изображению на знамени), владения которого находись в бассейне озера Ван, разбил при Сардруде войско Мираншаха, который в 1408 г, пал в битве / Иран, 1980, с.91/. Но вслед за тем между союзниками из-за дележа территории возникли споры, разрешившиеся в 1410 г. битвой близ Тебриза. Победитель Кара Юсуф велел удавить Ахмеда. Так на месте Джалаиридского государства возникла держава Кара Коюнлу (1410-1468 гг.), в состав которой вошли Азербайджан, Армения, Курдистан, Ирак Арабский; столицей был Тебриз. Падишахи Кара Коюнлу - Кара Юсуф (1410-1420 гг.) и Искандер (1420-1437 гг.) вели постоянные войны с Тимуридами. Другим врагом Кара Коюнлу и союзником Тимуридов был тукменский племенной союз Ак Коюнлу ("Белобаранный", по изображению на знамени), во главе с племенем баяндур. Обе конфедерации - Кара Коюнлу и Ак Коюнлу - образовались около 1375-1380 гг. из огузских кочевых племен, оттесненных монгольским нашествием XIII в. к западу. Владения Ак Коюнлу находились в верховьях р. Тигра, с городом Диарбекиром / Зайончковский, 1965, с. 198/.

Прочие области Ирана в первой половине XV в. оставались вместе со Средней Азией в составе государства Тимуридов. Сын и преемник Тимура султан Шахрох (1405-1447 гг.) перенес столицу из Самарканда в Герат, оставив Мавераннахр в удел своему сыну Улугбеку (1409 - 1449 гг.); Шахрох непосредственно управлял Хорасаном, а прочие области Ирана раздал в уделы тимуридским царевичам. Он отказался от новых завоеваний, с трудом поддерживал военно-административное единство Тимуридского государства, часто подавляя феодальные мятежи, порою организуемые самими тимуридскими царевичами. Шахрох опирался на иранскую гражданскую бюрократию и мусульманское духовенство. Вернувшись к внутренней политике Газан-хана - точной фиксации размеров податей, он в некоторой степени облегчил положение крестьян, однако это были лишь полумеры.

После ряда войн Шахроху удалось нанести сильное поражение Кара - Коюнлу; Джахан-шах Кара Коюнлу (1437 - 1467 гг.) признавал себя вассалом Тимуридов. Но после смери Шахроха Джахан-шах объявил себя независимым и принял титул султана. Между 1453 и 1457 гг. он, воспользовавшись междоусобиями в Тимуридской державе, завоевал весь Западный Иран, а в 1458 г. овладел Хорасаном и занял Герат, но, получив весть о мятеже своего сына Хасана Али в Азербайджане, был вынужден заключить с тимуридским султаном Абу Саидом мир, отказавшись от Хорасана, но удержав за собой Ирак Персидский, Фарс и Керман. Земли к востоку от пустыни Деште Кевир - Хорасан, Горган и Систан - остались под властью Тимуридов.

3.2 Государства Ирана во второй половине XVI в.

Долгая борьба между двумя туркменскими государствами завершилась тем, что в 1467 г. войска Кара - Коюнлу были разгромлены войсками Ак - Коюнлу близ г. Муша в южной Армении, где и сам Джаханшах погиб. После этого Узун Хасан Ак - Коюнлу (1453-1478 гг.), крупный полководец, овладел в 1468 г. Азербайджаном. Правда, на помощь сыновьям Джахан шаха выступил тимуридский султан Абу Саид, но Узун Хасан в союзе с ширваншахом Фаррох Ясаром окружил и блокировал тимуридское войско в Муганской степи; оно разложилось и рассеялось, и сам Абу Саид погиб. Весь Западный Иран теперь вошел в состав державы Ак - Коюнлу, а Восточный Иран остался под властью Тимуридов. Но Тимуридская держава после смерти Абу Саида разделилась на два султаната - Среднеазиатский со столицей в Самарканде и Хорасанский со столицей в Герате, где правил султан Хосейн Байкара (1469-1506 гг.), приближенным которого был великий староузбекский поэт Алишер Навои (1441 - 1501 гг.) /История Востока, 2002, с.437/.

Султан Узун Хасан Ак Коюнлу был выдающимся государственным деятелем. В целях точной фиксации податей и устранения незаконных поборов с райятов он издал "Канун - наме" - податной устав, уменьшив поземельную подать, по некоторым данным, до '/6 доли урожая. Но это было лишь временное облегчение; к концу XV в. положение крестьян снова стало очень тяжелым. Вынужденный идти на уступки в интересах кочевой знати, Узун Хасан не смог создать сильного централизованного государства.

Ведя упорную борьбу с экспансией османской Турции, он заключил союз с одним из ее главных противников - Венецией. При дворе Узун Хасана в Тебризе в 70-х гг. XV в. побывали венецианские послы Катерино Зено, Иосафан Барбаро, Амвросий Контарини, оставившие ценные описания Ирана и сопредельных стран. С Узун Хасаном вел переговоры и посол русского государя Ивана Ш итальянец Марко Россо. В войне с Турцией Узун Хасан сперва имел успех, но затем в 1473 г. потерпел поражение при Терджане на р. Евфрате.

3.3 Культура средневекового Ирана

Монгольское завоевание вызвало временный упадок культурной жизни. Монгольские ильханы, начиная с Хулагу-хана, не ценили персидской поэзии, не зная ее языка, но они охотно привлекали к себе на службу ученых: врачей, математиков, которых они использовали в финансовом ведомстве и в строительстве, астрономов в качестве придворных астрологов, историков, которым давали заказ - восхвалять завоевания и деяния Чингиз-хана и его потомков. При Хулагу-хане крупнейший математик и астроном Насир од-Дин Туей построил большую обсерваторию в Мараге с библиотекой, насчитывающей 20 тыс. книг; здесь работали наряду с местными, также индийские и китайские астрономы. На рубеже XIII и XIV вв. упомянутый уже министр-историк Рашид ад - Дин в принадлежавшем ему лично "Рашидовом квартале" в Тебризе создал библиотеку с 60 тыс. книг, ряд медресе с 6-7 тыс. студентов, госпиталь, бывший вместе с тем и научным учреждением, где работали 50 хирургов, окулистов н врачей других специальностей, в числе их - врачи из Сирии, Египта, Индии и Китая, а также госпиталь в Хамадане. Газан - хан, знакомый с персидской культурой и знавший несколько языков, также основал большой госпиталь и медресе в Тебризе / Иванов, 1977, с. 193/.

Иранская архитектура этой эпохи дала ряд образцов высокого искусства. По-видимому, к XIII в. относится недатированный мавзолей Алидов в Хамадане-Гонбаде Алавиян. В XIII - начале XIV в. были построены башнеобразные многогранные мавзолеи в Мараге, Салмасе, Исфагане (мавзолей Имамзаде Джафар) и в других городах.

В XV в. были сооружены великолепная мечеть в Мешхеде, носящая имя Гаухар Шад, жены султана Шахроха; медресе султана Хосейна в Герате и др.

Искусство миниатюры в Иране представлено высокими образцами. Многие рукописи XIII-XIV вв. иллюстрированы замечательными миниатюрами. Миниатюры XIII-XIV вв. обнаруживают некоторое китайское влияние, переданное через монголов. Персидские миниатюры этой эпохи имеют большое значение для изучения костюмов персов и монголов. В XV в. прославилась гератская школа художников-миниатюристов, ее величайшим мастером был Бехзад (род. ок.1455 г., ум. после 1535/36 г). Процветало также старинное иранское искусство - каллиграфия.

В этот период получила расцвет классическая поэзия на персидском языке. Гениальный персидский поэт Саади (1184-1292 гг.) - тончайший мастер стиха, автор всемирно известных сборников дидактических рассказов "Гулистан" ("Цветник") и Бустан" ("Плодовый сад"), сборников газелей, элегии на взятие Багдада Хулагу-ханом и др. / История стран Востока, 1969, с.94,96/.

Из произведений, написанных по заданию монгольских ханов-завоевателей, важное значение имеет трехтомный персидский труд служившего монголам хорасанского феодала Джувейни (1226-1283 гг.), содержащий историю Чингиз-хана и его преемников, а также хорезм-шахов и исмаилитов Аламута. Важнейшим историком Ирана был Рашид ад - Дин Фазлаллах Хамадани (ок.1247-1319 гг.) - медик, энциклопедист и мусульманский теолог, составил к 1311 г. вместе с целым коллективом сотрудников грандиозный труд на персидском языке по всеобщей истории "Джами от-таварих" ("Собрание летописей"). Очень содержательна также частная переписка Рашид ад-Дина с его сыновьями - наместниками областей и с разными представителями чиновной и духовной власти.

Рашид ад - Дин-идеолог одной из групп класса феодалов - иранской гражданской бюрократии, тесно связанной с мусульманским духовным сословием; он - сторонник сильной центральной власти в лице ильхана, поэтому враждебен к тенденции феодальной раздробленности и к ее наиболее упорной представительнице - монголо-тюркской военно-кочевой знати. И Джувейни и Рашид ад-Дин, несмотря на официальную промонгольскую направленность своих сочинений, отнюдь не замалчивали темных сторон монгольского владычества - опустошения городов и областей, массовой резни и тотального грабежа, хищнической налоговой политики, произвола властей.

Интересные материалы по политической и социально-экономической истории Ирана XIII-XV вв. содержатся и в трудах известных историков и географов этого периода - Вассафа, Хамдаллаха Казвини, Хафизи Абру, Мирхонда и др.

В историографии Ирана данного периода персидский язык почти вытеснил арабский.

В XIII-XV вв. влияние суфизма на поэзию, как и на общественную жизнь в Иране, было особенно сильным. Этому способствовали ужасы монгольского завоевания и беспросветный гнет завоевателей, побуждавшие многих людей искать выхода в "бегстве от мира", в уходе к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Влияние суфизма заметно и в поэзии Саади и Хафиза. Величайшим из суфийских персидских поэтов был Джалал од - Дин Руми (1207-1273 гг.)

В поэзии Руми крайний мистицизм и пантеизм сочетается с гуманистической проповедью свободы мысли, широкой веротерпимостью к протестам против угнетения человека человеком.

Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты этого времени, многда суфийская форма служила прикрытием для религиозного и философского вольномыслия, поскольку пантеизм мог быть маскировкой и для скрытого атеизма.

В связи с этим коротко остановимся на идеологии суфизма. В данную эпоху, как и раньше, суфизм был общим наименованием для целого ряда мистических систем как "правоверных" так и "еретических", суннитских и шиитских, представленных в ряде дервишеских орденов. Общим элементом идеологии всех направлений суфизма было учение о возможности для суфия путем бедности, нестяжания и самоотречения, долгой созерцательной и аскетической жизни, под руководством наставника - дервишеского шейха ("старца") достигнуть личного общения с богом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.