Рефераты. Исламский экстремизм

p align="left">Результатом этой войны стало присоединение к Израилю Западного берега реки Иордан и сектора Газа с соответствующим включением в государство нескольких сотен проживавших на этих землях арабов, не получивших, однако, израильского гражданства. Таким образом, эта война отторгла у арабов и ту территорию, которой они владели после предыдущей войны. В то же время эта война поставила на грань военного столкновения СССР и США, указала на опасность ближневосточного конфликта и необходимость разрешения затянувшегося узла сложных противоречий. Смерть Г. А. Насера в 1970 г. на время нейтрализовала египетскую политику на Ближнем Востоке. Новый президент сменил внутреннюю и внешнеполитическую ориентацию, став в русло американской политики. В 1972 г. премьер Египта известил представителей и военных советников СССР, что в их услугах больше не нуждаются.

Очередная война 1973 года началась в Судный день, самый священный день евреев. На этот раз Египет и Сирия внезапно предприняли нападение на Израиль. В этой войне много неясного. Пресса тех лет писала даже о секретных планах Садата и Киссинджера, после того как в октябре египетская армия неожиданно форсировала Суэцкий канал, а затем вдруг остановилась. Прорыв затем осуществил израильский генерал Шарон, который в результате марша создал угрозу Каиру. За три недели боев Армия обороны Израиля отразила наступление противника, захватив значительную территорию Египта, а на севере остановилась в 32-х километрах от сирийской столицы Дамаска. После трудных переговоров, продолжавшихся около двух лет, были достигнуты соглашения об отводе израильских войск с части захваченных территорий. Война стала поражением для арабских стран и нанесла существенный удар по престижу арабского мира.

Эта война показала необходимость смены стратегии отношений арабских стран и израильского государства. Непризнание государства Израиль арабами не давало никаких результатов, да и тяжело сказывались последствия войн для арабских стран. Первым, кто начал пересмотр отношения к Израилю, был Египет. Президент Египта Садат восстановил дипломатические отношения с Израилем, подписал с ним в Кэмп-Дэвиде соглашение, а затем на его основе в 1979 году заключил мир с Израилем. Арабские страны дружно осудили этот шаг Садата, обвинив его в предательстве общеарабских интересов, и даже исключили Египет из членов Лиги арабских стран. Это была серьезная альтернатива политике арабских государств по отношению к Израилю.

Выход Египта из войны и переориентация внешней политики несколько изменили общую ситуацию на Ближнем Востоке в вопросах его главных проблем, но нисколько не облегчили их разрешение. Прежде всего, с середины 70-х годов, центр тяжести противостояния переносится в сторону самих палестинцев, которые должны были сами добиться международного признания, сами разработать стратегическую линию своего возвращения на родину. Палестинцы, создавшие Организацию освобождения Палестины (ООП), начали свою политическую деятельность с террористических актов и, конечно, не могли рассчитывать на международное признание европейских государств и США. Начиная с 1972 г., когда мир потрясло сообщение об убийстве боевиками израильских спортсменов во время мюнхенской олимпиады, не проходило и года, чтобы очередной террористический акт не напомнил миру о нерешенных проблемах палестинцев. Являясь членом нескольких организаций ООН и получив поддержку СССР, ООП предприняла попытку военного воздействия на Израиль. Территориальной базой для организации боевых подразделений, а затем регулярной армии, стали Сирия и Ливан. Израиль не смог равнодушно взирать на организацию боевиков и учащение нападения террористических отрядов на северные города страны. Совершая упреждающий удар, армия Израиля пересекла границу Ливана в 1982 г. В результате операции «Мир Галилее» была практически уничтожена организационная и военная структура ООП в этом регионе. Небольшими группами боевые отряды могли эвакуироваться из осажденного Бейрута, в котором армия палестинцев была обречена, в соседние арабские государства. С этого времени Израиль стал удерживать у своих границ часть южного Ливана, зону безопасности.

После военных действий 1982 года в Организации Освобождения Палестины произошел раскол. Из нее выделилось ядро партии ФАТХ во главе с Ясиром Арафатом, которое стало на умеренные позиции урегулирования отношений с Израилем. Другая часть ООП резко осудила Арафата и осталась на позициях сохранения вооруженного давления на Израиль, и фактически сомкнулась с террористической организацией ХАМАС, ставившей цель военного воздействия в решении палестинских проблем.

Изменение политической линии ООП привело к поиску шагов мирного пути решения палестинского вопроса. В сентябре 1993 года произошла первая встреча противоборствующих сторон, которая закончилась неожиданным рукопожатием Ицхака Рабина и Ясира Арафата. ООП отказалась of силовых приемов в политике и осудила терроризм. Она исключила из «Палестинской хартии» пункты, отрицающие право Израиля на существование, заявила о переходе к мирному урегулированию конфликта между палестинскими арабами и евреями. Со своей стороны Израиль, признал ООП в качестве представителя палестинцев. Соглашение, подписанное Израилем и ООП в Вашингтоне в сентябре 1993 года, содержит ряд общих принципов, определяющих переход к палестинскому самоуправлению, осуществление которого распределено в несколько этапов. Первый этап -- переход к самоуправлению в секторе Газа и районе Иерихона -- был проведен в мае 1994 года. В августе того же года начался второй этап, включающий передачу палестинским представителям полномочий власти. С резкой критикой обновленной ООП выступили крайние палестинские группировки исламского толка ХАМАС, «Исламский джихад» и др., не пожелавшие сменить террористические акции на процесс мирных договоренностей. В этом и состоит одна из главных проблем палестинского урегулирования. Отсутствие единого подхода к палестинскому вопросу мешает разрядить обстановку на Ближнем Востоке.

Реакция на мирное соглашение с палестинцами не была адекватной и в самом Израиле. Израильские «ястребы» бурно отреагировали на подписание мирных соглашений и создание Палестинской автономии. Прозвучала не только критика в адрес руководства Израиля. В ноябре 1995 г. произошло убийство премьер-министра Ицхака Рабина, совершенное экстремистом-евреем. Это убийство повергло страну в глубокий траур. Конечно, убийство премьер-министра Рабина и постоянные террористические акции палестинских террористических организаций затормозили процессы мирного урегулирования. Избранный на волне национализма новый премьер Израиля Б. Нетаниягу категорически отверг поначалу основные требования палестинцев по созданию палестинского государства. Однако объективные реалии и нужды страны заставили и нового премьер-министра продолжить диалог с Ясиром Арафатом, с которым тоже нужно было считаться. В январе 1996 года прошли выборы в орган самоуправления -- Палестинский Совет (парламент), и Ясир Арафат, набрав 80% голосов, был избран президентом автономии. Похоже, что процесс мирных переговоров для разрешения арабо-израильских противоречий приобрел с конца 90-х годов необратимый характер.

Преодолевая серьезные препоны на пути мирного урегулирования, в ноябре 1998 г. был сделан новый шаг в дальнейшем развитии соглашений о палестинском самоуправлении. В ноябре при посредничестве США было подписано новое соглашение («мир в обмен на землю»), по которому Израиль обязался вывести войска с части земель Западного берега реки Иордан, при этом около половины данной территории попадало под контроль палестинской администрации. Переговорный процесс был продолжен следующим премьером Израиля Э. Бараком, который на выборах сумел победить своего противника только потому, что готов был продолжать диалог и идти на компромиссы с палестинцами. Очередные переговоры между Э. Бараком и Я. Арафатом состоялись в Кэмп-Дэвиде в 2000 году при посредничестве президента США Б. Клинтона. Эти переговоры велись по проблеме Восточного Иерусалима, который, по требованиям палестинцев, должен был стать столицей автономии. Но это требование было неприемлемо для Израиля, объявившего еще ранее единый и неделимый Иерусалим своей столицей. Окончательного решения эта проблема пока не находит. Нужно всегда помнить о том, что мирные процессы урегулирования проходят в острой борьбе против террористов, которые, постоянно совершая террористические акции, мешают миролюбивым соглашениям. На практике это даже во многих случаях приводит к срыву переговорных процессов.

События 11 сентября 2001 года серьезно повлияли на внутриполитическую обстановку в каждой из арабских стран и отразились на внешнеполитической стратегии большинства государств Ближнего Востока. С одной стороны, активизировали деятельность экстремистские группировки, почувствовав, что террористические акты могут нанести серьезный ущерб и вызвать шоковое состояние в обществе. Значительно увеличилось количество терактов в Израиле. Активизация террористических банд выразилась, прежде всего, не только в увеличения количества терактов, но и в масштабе их деятельности. С другой стороны, после событий 11 сентября арабские государства и Израиль значительно усилили нажим на ликвидацию террористических банд на своих территориях, и эти действия приносили успех. Война США в Ираке еще более подтолкнула к проведению антитеррористических мер. Стала заметна тенденция в арабских странах к нормализации отношений с израильским государством, к объединению их усилий по ограничению действий международного терроризма. Некоторая корректировка позиций арабских стран в сторону нормализации отношений с Израилем проходила на фоне усиливавшейся борьбы против экстремистских организаций в палестинской автономии. Ясир Арафат не мог утвердиться как президент автономии без помощи и поддержки израильского правительства и должен был обуздать деятельность непримиримых террористических группировок типа ХАМАС и др. Создание правительства, выборы в Национальный Совет автономии (палестинский парламент) были лишь первыми шагами к нормальному функционированию административных структур палестинского государственного образования. Но эти структуры, как и новая власть, разрушались активными действиями оппозиционеров и террористических групп. Арафат вынужден был сделать новые шаги к нормализации отношений с Израилем.

В условиях обострения борьбы против террористических организаций в 2003 году в Палестине, в иорданском курорте Акаба, премьер палестинской автономии Абу Мазен (Махмуд Аббас), президент США Дж. Буш, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон поставили подписи под новым планом мирного урегулирования -- «Дорожная карта». Этот план мирного урегулирования на Ближнем Востоке предусматривал приход к окончательному пункту назначения, а именно к созданию палестинского государства. Однако на этом пути должна быть свернута деятельность таких организаций, как ХАМАС и «Исламский джихад». Несмотря на подписанный план, Арафату не удалось справиться с террористами и поставить под свой контроль разрозненные группы боевиков из ХАМАС и «Исламского джихада». Эти организации чувствовали себя так же вольготно, как и прежде. Арафат менял правительства, но это не приносило успеха. Прошло немало времени, но десятки убитых и сотни раненых в результате террористических актов показывали, что ситуация с обузданием террористов не меняется. В этих условиях раздраженное правительство Израиля поставило вопрос о доверии палестинской администрации и Я. Арафату. Все большее число членов правительства Шарона требовали дальнейшей изоляции Арафата, который все-таки продолжал сохранять высокую популярность среди палестинцев, и высылке Арафата из Раммалаха (столица палестинской автономии). Многие политические деятели Израиля зачислили Арафата в лагерь врагов израильского государства и требовали его смещения с поста президента автономии. В ноябре 2004 года в Париже, в госпитале «Перси» скончался Ясир Арафат и был похоронен в Раммалахе, столице палестинской автомиии. Террористические группировки попытались сразу же обострить политическую ситуацию и извлечь выгоду из смерти великого палестинца. Появились новые группировки «Бригады мучеников Аль Аксы», «Бригады шахида Ясира Арафата» и др. Экстремисты попытались придать новый импульс исламистскому террористическому движению. Преемник Ясира Арафата -- Махмуд Аббас -- занял пост главы Палестинской национальной администрации (ПНА) демократическим путем на основании успешных выборов, проходивших в январе 2005 года. Он сразу же заявил о том, что «палестинцы готовы к миру». М. Аббас начал с попыток уговорить радикальные палестинские организации заключить хотя бы временные соглашения о перемирии с Израилем. Когда же такая организация, как ХАМАС, отвергла предложения нового президента Палестины, глава палестинской организации отдал необычный приказ сотрудникам палестинских сил безопасности: охранять израильтян на контролируемой палестинцами территории и пресекать провокационные действия боевиков. Став президентом палестинцев, М. Аббас прекрасно понимал, что в одночасье никак не удастся прекратить террор своих соплеменников, как и понимал факт того, что нормализовать отношения с Израилем при наличии террористических организаций, совсем не желающих подчиняться нынешней администрации, -- дело чрезвычайно сложное. По мнению ближайшего окружения президента, благосостояние палестинского государства и его безопасность несовместима с существованием ХАМАСА и др. террористических организаций.

М. Аббас приступил к поиску союзников и в этом смысле шел проторенной дорогой Ясира Арафата. В конце января 2005 года он нанес визит в Москву и встретился с В. В. Путиным. В России он не впервые. Еще в 1982 году он защищал в СССР докторскую диссертацию по тематике истории сионизма. С той поры ушло немало лет, однако он утвердился в последующем как умеренный политик и продолжатель дела Ясира Арафата. В основу общей позиции политики на Ближнем Востоке была положена идея о том, что мирный процесс в регионе должен вестись в рамках «дорожной карты», и в этом плане Россия вполне может осуществить роль одного из ведущих игроков на Ближнем Востоке.

Таким образом, ясно одно: создание мирной ситуации на Ближнем Востоке требует усилий многих государств, заинтересованных в нормализации международных отношений в этом регионе. Новому президенту автономии, конечно, нужна позитивная поддержка американских и европейских политиков, поддержка Израиля и арабских государств. Прекращение конфликтов на Ближнем Востоке зависит от согласия многих стран, определяющих политику этого региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.