Рефераты. Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке

p align="left">В значительной мере кадровый состав политического руководства палестинских партий начал пополняться за счет самых активных и способных представителей населения лагерей палестинских беженцев, вместе с тем и самых амбициозных и честолюбивых представителей более низких социальных слоев палестинского общества. Это во многом обусловило растущий радикализм вновь созданных партий и движений, чему в дальнейшем способствовала радикализация арабских режимов, на которые они были ориентированы изначально. Характерной чертой стал и преимущественно светский характер их идеологических платформ. Надо отметить значительное падение популярности исламистских организаций, вроде «Братьев-мусульман», что связывают не только с разочарованиями 50-х годов после поражений в войнах, но и целенаправленной борьбой лидера в то время арабского мира президента Египта с исламистскими сообществами. Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в палестинском национально-освободительном движении.// Политическая элита Ближнего Востока. М. 2000. С. 5-17. цит. по http://www.middleeast.org.ua/research/palestina3.htm

Кроме того, внутри арабского мира шло постоянно соперничество. К примеру, король Иордании Абдаллах, в чьих руках (до 1967 г.) находился Восточный Иерусалим, пытался использовать это преимущество, чтоб возвыситься в арабском мире. Он всячески препятствовал росту леворадикальных настроений в Иордании, за что и был застрелен 20 июля 1951 года у входа в мечеть Аль-Акса (схваченный охранниками короля террорист заявил, что убил Абдаллу за предательство общенациональных интересов) религиозным фанатиком из организации «Аль-Джихад-аль-мукаддас» («Священный джихад»). Палестинский национализм, хотя и нарастал с 50-х годов, но как движение не имел еще ни достаточных средств, ни организационной базы для эффективного отстаивания своих интересов, не пользовался он тогда серьезной арабской поддержкой. Носенко Т.М. Иерусалим. Три религии - три мира. М. 2003. С.371.

Известно, что после войны 1948-49 гг. появляются такие палестинские организации как Абталь-аль-Ауда ("Герои возвращения"), «Аль-Джихад аль-Мукаддас» («Священная война»). Однако эти организации были еще малочисленны и в них входили далеко не только палестинцы, а проводимые ими антиизраильские диверсионные и террористические действия «скорее выражали антиизраильские действия всех арабов, во многом являясь реакцией приютивших палестинцев элиты арабских государств на агрессивные акты Израиля». Ланда Р.Г. Освободительная борьба народов Палестины. // Народы Азии и

Африки. 1976. №1. С. 25. Можно ли говорить об исламском факторе в палестинском движении сразу после войны 1948-49 гг. и в течении 50-х. Вряд ли, поскольку за рейдами «федаинов» Арабское «федаюн» - смертник - боец, готовый пожертвовать жизнью ради святой идеи. Так называли себя палестинские бойцы, совершая вылазки в Израиль. Понятие самоубийцы-шахида подрывающего себя появилось позже и пришло из психологических практик в иранской армии во время ирано-иракской войны. Но и тогда, в 50-70-е гг. у палестинских боевиков, выходивших на операции против Израиля было мало шансов остаться в живых. из Газы, контролируемой Египтом, из Иордании, стоял, как полагают, Гамаль Абдель Насер (один из организаторов переворота в Египте в 1952 г., а впоследствии президент Египта), который относился к исламу также как Ататюрк. Поэтому федаины того времени были не столько воинами ислама, сколько леворадикальными бойцами, своего рода боевым крылом общеарабской партии БААС марксистской по духу, которая была образована в Сирии в 1947 г. (главные лозунги - за единство арабской нации и арабский социализм). Свищев А. О терроризме. // Еврейский обозреватель №4/95. февраль 2005. цит по http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=985 ; По израильским данным от рук «федаинов» только в 1956 г. погибло 256 человек, как военных, так и гражданских. См. Шмулевич А. Россия вступает в союз с мировым исламизмом // Агентство Политических Новостей от 2007.02.05 (цит. по http://www.apn.ru/opinions/comments11416.htm#comments).

Создание Всеобщего союза палестинских студентов считают важной вехой в развитии палестинского национального движения. Именно эта организация призвала к созданию «палестинской общности», сделала первые шаги по созданию Армии освобождения Палестины. Однако эти палестинские организации не были исламистскими, а скорее националистического и леворадикального толка. Пиком панарабизма, вероятно, можно считать объединение в одно государство Египта и Сирии в Объединённую Арабскую Республику (1958 г.), однако скоро распавшуюся (1962 г.). В регионе также вели активную политику США и Великобритания, навязывая свои интересы, что также не способствовало арабскому единству, один из эпизодов противостояния - это доктрина Эйзенхауэра и недолго просуществовавший Багдадский пакт, союз государств проамериканской ориентации (1955-59 гг.) см. Лемин И.М. «Доктрина Эйзенхауэра» - программа колониального закабаления Ближнего Востока. //Советское востоковедение №1. М. 1957. С. 20-21. Также надо учитывать политическую и экономическую помощь США Израилю см. Никитина Г.С. Израиль и американский империализм // Советское востоковедение. 1958. № 5. С. 78 - 79.

Такой же была и ФАТХ, самая сильная и авторитетная организация палестинского движения, основанная в середине 50-х Ясиром Арафатом.

28 мая 1964 года в иорданском секторе Иерусалима открылась 1-я сессия Национального Совета Палестины, по инициативе арабских государств была образована Организация освобождения Палестины. По мнению некоторых наблюдателей Организация Освобождения Палестины была задумана Насером как послушный инструмент панарабского национализма. Она была создана для того, чтобы выступать на международной арене с палестинскими лозунгами и осуществлять локальные воинские операции против Израиля. Лишь со временем ООП сумела избавиться от египетского контроля и выработать собственную стратегию. см. Нетаниягу Б. Место под солнцем. Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира. Иерусалим. 1996. (цит. по http://jhistory.nfurman.com/zion/netanjahu47.htm). По мнению других экспертов нельзя утверждать, что Палестинское Движение Сопротивления развивалось исключительно в русле политических интересов арабских стран, а наоборот с самого начала, с момента образования ООП в нем зрело чисто палестинское направление, получившее признание как «палестинская революция» см. Примаков Е.М. Проблема Палестины в ХХ в.: истоки, эволюция, перспективы // Палестинский Сборник. Вып. 27. Л. 1981. С. 18. Программным документом ООП стала Палестинская Хартия (см. Приложение 5). В 1968 году 4 сессия Палестинского национального Совета внесла изменения в Хартию. Новая трактовка:

Статья 1. Палестина является родиной арабо-палестинского народа и составляет неотъемлемую часть арабской родины.

Статья 2. Палестина в границах английского мандата является единым территориальным целым.

Статья 3. Арабо-палестинский народ имеет законное право на свою родину.

Статья 6. Евреи, которые жили раньше в Палестине, до начала сионистской агрессии будут рассматриваться как палестинцы.

Статья 9. Вооруженная борьба - единственный путь, который ведет к освобождению Палестины.

Статья 21. Арабо-палестинский народ отклоняет любое решение, которое заменяло бы полное освобождение Палестины.

Наиболее радикальные статьи Палестинской Хартии были отменены в декабре 1988 г.

Военным формированием ООП стала Армия освобождения Палестины, образованная из офицеров и солдат палестинцев. Официальное признание ООП арабскими государствами произошло в сентябре 1964 года, когда Совещание глав арабских государств в Александрии в своем специальном заявлении “приветствовало создание ООП как основы палестинского сообщества.

До 1964 года представительство палестинцев в ЛАГ носило символический характер, так как сами арабские государства до создания ООП рассматривали палестинцев не как исторически сложившуюся общность, а как большую массу разрозненных групп беженцев. В дальнейшем ООП стала принимать участие в работе ЛАГ в качестве полноправного члена этой организации. ООП направила Генеральному секретарю ООН послание, в втором информировала о том, что только ее представитель имеет законное право говорить от имени палестинского народа.

1 января 1965 года военная организация ФАТХ провела первую успешную вооруженную операцию против оккупационных израильских войск. Эта дата считается днем рождения Палестинского Движения сопротивления.

Перечислим крупнейшие организации, входящие в ООП (в том числе и террористические группы):

1. ФАТХ - крупнейшая фракция ООП.

2. Народный фронт освобождения Палестины (НФОП).

3. НФОП-Главное командование.

4. Аль-Сайка (авангард "Народно-освободительной Войны").

5. Фронт палестинской Народной Борьбы.

6. Демократический Фронт Освобождения Палестины.

Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих. Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими режимами и частными пожертвованиями палестинцев. Как ответная реакция на арабский терроризм на территории Израиля, появился еврейский контр терроризм - Организации "Ках" и "Кахане Чаи" объединяют экстремистски настороенных иудеев-фундаменталистов, которые стремятся насильственными методами воспрепятствовать борьбе арабов Палестины за равноправие и обретение суверенитета. Ках - базирующаяся в Израиле террористическая группировка, создана эмигрировавшим из США раввином Меиром Кахане. После смерти Кахане в начале 1980-х возглавлена Иосси Даяном. http://middleeast.org.ua/terorizm/12.htm

Ситуация изменилась, когда арабские государства потерпели поражение от Израиля в Июньской войне 1967 г., а Западный берег реки Иордан и Сектор Газа были оккупированы. В декабре 1967 г. был смещен бывший руководитель ООП Ахмед Шукейри.

На передовые позиции в ООП выдвинулись в основном представители радикально настроенной интеллигенции, связанные с Движением за освобождение Палестины (ФАТХ). Председателем Исполкома ООП в феврале 1969 г. был избран глава ФАТХ Ясир Арафат. С этого времени ООП стала стремиться к тому, чтобы играть роль самостоятельного выразителя интересов палестинцев и участника ближневосточного конфликта.

Состоялось закрепление определяющего статуса в разработке тактики и стратегии палестинского национального движения за Я.Арафатом в качестве его бессменного лидера. Одновременно это способствовало постепенному и все большему укреплению позиций палестинского освободительного движения сопротивления в отношениях со странами арабского мира. Этому не помешали даже успехи Израиля, которому удалось практически свести на “нет” к началу 1970 г. эффективность партизанской тактики, а также трагические события сентября того же года в Иордании, вынудившие ООП к переводу своей штаб-квартиры в Ливан. Признание ООП на общеарабском совещании в Рабате в 1974 г. “единственным законным представителем народа Палестины”, за что так долго боролся Я.Арафат, повлекло за собой возрастающее международное признание ООП: со стороны СССР, стран Западной Европы, ООН (предоставление статуса наблюдателя), не говоря уже о развивающемся мире (в том числе - Движение неприсоединения, Организация Исламская Конференция, Организация Африканского Единства и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.