Рефераты. Исторические предпосылки возникновения фашизма и особенности его развития в Германии на начальном этапе 1918-1923 гг.

p align="left"> "25 пунктов", п. 20

«Партия... ведет борьбу против еврейско-материалистического духа внутри нас и вне нас и убеждена, что длительное оздоровление нашего народа может последовать только изнутри на основе: общее благо выше личной выгоды».

"25 пунктов", п. 24

В большинстве пунктов программы содержались антисемитские выпады, требования исключения евреев из гражданской и экономической жизни страны. Подчеркивалось "превосходство" германской расы, как "носительницы высоких моральных чувств" по сравнению с другими народами.

«Гражданином государства может быть только тот, кто принадлежит к немецкому народу. Принадлежать к немецкому народу может только тот, в чьих жилах течет немецкая кровь... Поэтому евреи не могут принадлежать к немецкому народу.

Мы требуем, чтобы всех лиц ненемецкого происхождения, поселившихся в Германии со 2 августа 1914 г., немедленно заставили покинуть страну».

"25 пунктов", п. 4

Уже краткий перечень лозунгов этой программы позволяет сделать вывод, что фашисты с самого начала ориентировались на создание массовой базы своего движения. При этом содержавшиеся в "25 пунктах" требования были рассчитаны, прежде всего, на привлечение трудящихся в ряды сторонников гитлеровской партии. Фашисты спекулировали на послевоенных экономических трудностях и национальных чувствах немцев, ущемленных Версальским договором. Они обещали рабочим участие в прибылях предприятий, крестьянам - аграрную реформу, мелкой буржуазии - ликвидацию монополий и еврейских конкурентов, молодежи - работу и возможность выдвижения.

И все это было густо замешано на национализме, идеях безусловного единства немецкой нации, превосходства германской расы перед всеми другими народами, требованиях реванша для восстановления "справедливости, попранной Версалем".

"25 пунктов" сыграли важную роль в процессе дальнейшего развития фашистского движения в Германии и формирования его массовой базы. Антикапиталистические лозунги и использование некоторой социалистической терминологии вводили в заблуждение относительно подлинных целей гитлеровцев

Особый успех имела пропаганда тех пунктов, которые были направлены против Версальского договора. 24 февраля 1920 года "25 пунктов" были объявлены официальной программой партии, которая тогда же была переименована в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию (НСДАП). Введение в название партии слова "социалистическая" преследовало ту же цель, что и антикапиталистические пункты программы. В действительности нацистские идеологи видели в социализме своего самого лютого врага. Борьбу против революционного движения они провозгласили своей центральной задачей.

Небезынтересно в связи с этим, что они изо всех сил старались представить социализм как явление, ничего общего не имеющее с марксизмом.

«Марксизм совмещает идеи интернационализма, классовой борьбы, пацифизма с не имеющим с ними ничего общего принципом социализма».

А. Розенберг

Слово "рабочая" в названии партии также не отражало ни ее социального состава, ни политики, которая острием своим была направлена против коренных политических и экономических интересов рабочего класса. Завершив организационное оформление своего движения, гитлеровцы стали быстро обзаводиться соответствующим реквизитом.

Был утвержден партийный флаг - на красном поле, что должно было символизировать социализм, белый круг (национальные идеалы) с черной свастикой - изображением креста с загнутыми под прямым углом концами. Этот древний религиозный знак, который встречается на памятниках рабовладельческих государств - Египта, Индии и Китая - стал эмблемой фашизма, предназначенной символизировать борьбу за торжество арийской расы.

Глава III. Пропаганда и связи с реакционной буржуазией. Спонсоры

НСДАП. Концепция фюрерства. Социальная база национал-

социализма.

Национал-социалисты развернули широкую пропаганду своих идей. Гитлер в апреле 1920 г. уволился из рейхсвера, чтобы целиком посвятить себя партийной деятельности. Еженедельно он выступал на массовых собраниях своих приверженцев в мюнхенских пивных.

Пивные залы, в которых по вечерам собиралось до нескольких сот человек - лавочники и бывшие солдаты, отставные чиновники и владельцы ремесленных мастерских, представители дна богемы и недоучившиеся студенты, рабочие и мелкие служащие, пенсионеры, живущие на жалкую пенсию, и офицеры, уволенные из армии без пособия, - на первых порах предоставляли необходимую аудиторию нацистским ораторам. Выступления нацистов обычно длились долго. Хозяева заведений этому не препятствовали, так как внешне эффектные речи гитлеровских агитаторов выполняли одновременно роль бесплатного аттракциона и позволяли экономить на развлекательной программе для клиентов.

С учетом характера этой аудитории постепенно выработались ораторский стиль и внешние формы устной нацистской пропаганды. Эталоном при этом служили речи Гитлера, который требовал, чтобы другие ораторы нацистской партии ему подражали. Сам же он фиглярствовал на трибуне, закатывал глаза, подвывал, резко и много жестикулировал. Он производил модуляции голосом в очень широком диапазоне: громогласные истерические выкрики неожиданно сменялись почти трагически-слезливым шепотом. Речи Гитлера электризующее действовали на слушателей, привыкших к спокойной, благопристойной манере ораторов традиционных буржуазных партий и социал-демократов. Фашистские митинги сопровождались выкриками из зала, пением националистических, милитаристских песен, оглушительным ревом толпы.

Гитлер называл себя "национальным барабанщиком". Как оратор он апеллировал не к разуму, а к эмоциям слушателей. Он постоянно и рассчитанно играл перед своей аудиторией роль проповедника-фанатика.

«Масса подобна животному, которое следует своему инстинкту. Она не считается с логикой и рассудком... Массы только тогда поддаются влиянию, когда они фанатичны... Я экзальтирую массы для того, чтобы сделать их инструментом своей политики...»

А. Гитлер

При всем этом Гитлер учитывал социальную психологию основной массы своих слушателей - людей, почему-либо выбитых из привычной колеи, раздраженных неустроенностью и бесперспективностью своего существования, запуганных призраком революции и готовых безоговорочно следовать за "вождем" в обещанный им "национал-социалистский рай.

Расширение нацистской пропаганды ставило руководителей НСДАП перед необходимостью создания своего печатного органа. Они начали с расистского сатирического журнала "Auf gut Deutsch" ("Чисто по-немецки"), который редактировал один из первых фашистских идеологов антикоммунизма - Эккарт. На страницах этого журнала А. Розенберг впервые провозгласил лозунг: "Иметь влияние может лишь тот, в чьих жилах течет "чисто германская кровь".

В декабре 1920 г. Гитлер купил газету "Volkischer Beobachter", бывшую прежде (под названием "Munchener Beobachter") органом "Германского ордена" и "Общества Туле" и влачившую жалкое существование. Примечательно, что деньги на эту покупку, 120 тыс. бумажных марок, Гитлер получил от генерала фон Эппа из секретных фондов рейхсвера. Первоначально газета выходила два раза в неделю. Гитлеровский орган кроме регулярных субсидий от рейхсвера пользовался щедрой финансовой поддержкой ряда крупных фабрикантов.

В дни капповского путча в марте 1920 г. Гитлер и Эккарт по поручению мюнхенских военных кругов отправились в Берлин в качестве "наблюдателей". Вспышка активности реакционных сил внушила им определенные надежды. Помешал случай: самолет, на котором летели Гитлер и Эккарт, совершил вынужденную посадку в Ютеборге, где был задержан революционными рабочими. Нацистские главари прибыли в Берлин, когда путч уже был подавлен. Небезынтересно отметить, что среди бумаг Каппа, с которым баварские националисты поддерживали отношения, была найдена программа нацистов - пресловутые "25 пунктов".

В 1920-1921 гг. гитлеровцы укрепляют свой партийный аппарат. Растут расходы партии, при этом источники доходов тщательнейшим образом скрываются. B составе партийного руководства были произведены некоторые перестановки. 21 января 1921 г. первым председателем НСДАП был избран Дрекслер, вторым - Кёрнер, шефом пропаганды стал Гитлер.

Последний потребовал укрепить организационную сторону деятельности партии, которая пока представляла собой не более чем "чайный клуб". В мюнхенском пивном зале "Штернекерброй" было снято постоянное помещение для главной резиденции нацистов. Шюсслер был назначен управляющим делами, появились печать, сейф, мимеограф, пишущая машинка. Деньги на все эти мероприятия Гитлер получил через Рема в отделе "просвещения и пропаганды" штаба Мюнхенского военного округа рейхсвера.

Гитлер потребовал полной независимости руководящего комитета от рядовых членов партии. Разногласия по вопросу о методах деятельности в НСДАП обострились. Гитлер, поддерживаемый командованием рейхсвера, требовал энергичного "выхода в массы" - организации многолюдных собраний, применения новых методов агитации и пропаганды. Он был также сторонником установления твердой, полуказарменной дисциплины в партии. "70 или 70 000 членов?" - этот вопрос усиленно дебатировался среди руководства НСДАП. Харрер, который отстаивал метод дискуссий в сравнительно небольшом кругу единомышленников и не разделял линии на "массовость", вынужден был по требованию Гитлера отойти от руководства.

Фактически руководство организацией сосредоточилось в руках Гитлера. Нацисты быстро нашли общий язык с рейхсвером и монополиями. Точкой соприкосновения послужили, в частности, злободневные вопросы внешней политики. Куно и его предшественники всячески стремились уклониться от уплаты репараций по мирному договору.

При этом в порядке возмещения делались попытки предложить странам Антанты услуги по организации вооруженной интервенции против Советской России. Эта мысль по поручению генерала Людендорфа была высказана в докладной записке крупного промышленника Арнольда Рехберга, направленной руководителям США, Англии и Франции.

Аналогичную позицию занимали и нацисты. 1 января 1921 г. в "Volkischer Beobachter" появилась статья Розенберга с призывом организовать поход против Советской России и разгромить Красную Армию. "...Это и будет, - писал он, - собственно, началом нашего возрождения".

Руководители рейхсвера, а также некоторые крупные промышленники начали оказывать поддержку национал-социалистскому движению еще в то время, когда оно не представляло собой сколько-нибудь значительной политической силы. Уже первые акции новой партии привлекли их внимание. Существовавшие до тех пор милитаристские и националистические союзы страдали кастовой обособленностью, ярко выраженная классовая направленность ограничивала число их приверженцев. Программа же нацистской партии и ее социальный камуфляж, рассчитанные именно на создание широкой массовой базы, позволяли надеяться, что ей удастся со временем распространить свое влияние на трудовые слои населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.