Рефераты. Исторический ход перестройки

p align="left">Таким образом, к началу 1989 г. В СССР сложилась необычайно благоприятная социально-политическая ситуация и для перехода к рынку, и для развития государственного федерализма. Подписание нового Союзного Договора, на чём настаивали тогда республики Прибалтики, позволило бы не только перейти к осуществлению назревших политических и экономических реформ, но и сохранить единое государство.2

Межрегиональная депутатская группа, представлявшая оппозиционное меньшинство, объединила депутатов демократического направления. Ее лидерами являлись А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова. Группа выступала за радикальные реформы как в области экономики, в частности за введение частной собственности, так и в политической жизни.

Депутатская группа «Союз» во главе с Ю.В. Блохиным, Е. Коганом, полковником Н. Петрушенко и В. И. Алкснисом выступала за сохранение СССР против права народов, входящих в него, самим решать свою судьбу.

В аграрную группу входили руководители колхозов, совхозов, сельскохозяйственных бюрократических учреждений. Депутаты-аграрники требовали все новых и новых миллиардных вливаний в колхозный строй, доказавший свою неспособность обеспечить продовольственные потребности страны. Депутатская группа «Жизнь» решила отстаивать интересы женщин и детей. Были образованы и другие группы.

Верховный Совет СССР, работавший в промежутках между съездами народных депутатов, принял ряд важных новых законов: о въезде и выезде советских граждан за рубеж, ликвидировавший «железный зановес», об общественных организациях, постановления, определившие экономическое развитие страны.

Наиболее значимым, с точки зрения проводимых в стране реформ, стал внеочередной III-й Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в марте 1990 г. На нем М. С. Горбачев был избран президентом СССР. Фактически это явилось началом ликвидации государственной системы Советской власти, которая, как вы помните, не предусматривала пост президента страны как главы государства. На III съезде в Конституцию было внесено дополнение, по которому президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако тут было сделано исключение. М. С. Горбачев был избран на съезде народных депутатов. По новому закону президент выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Президент представлял Верховному Совету СССР на утверждение кандидатуры высших государственных чиновников, в первую очередь председателя Кабинета министров, главы правительства. Им, по настоянию М. С. Горбачева, стал Валентин Павлов. Несколько позже была введена должность вице-президента, который должен был замещать Президента в его отсутствие и выполнять отдельные функции президента страны. Вице-президентом, опять-таки по настоянию М.С. Горбачева, стал бесцветный функционер Геннадий Янаев.

Ш-й Съезд народных депутатов СССР отменил бою статью Кон-ституции СССР 1977 Г., которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.

Новые общественные движения и политические партии.

Отмена 6-ой статьи Конституции способствовала появлению в стране политических партий и движений. Однако еще до марта 1990 г. в стране начали оформляться политические организации.

Наиболее распространенной и массовой формой общественно-политического движения стали народные фронты. Большинство из них были созданы в течение лета-осени 1988 г. Программные документы различных народных фронтов были во многом схожи, отражали популярные в массах идеи про ведения решительных реформ в экономической, политической и социальной жизни общества. Значительную общественную поддержку получили народные фронты в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске, Пскове, Орле, Ярославле, некоторых других городах.

В деятельности народных фронтов выявилась и определенная специ-фика. На национально-культурное возрождение своих народов, на создание независимых государств, выход из Советского Союза была направлена работа народных фронтов Эстонии, Латвии - «Пробуждение», Литвы - «Саюдис» (Единство), Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Армянского общенационального движения, украинского - «Руха» (Движение), молдавского демократического движения за перестройку.

В противовес этим национальным движениям в Прибалтике, Молдове, Узбекистане возникли организации, состоящие в основном из русскоязычного населения, выступающие против права этих республик самостоятельно определять свою судьбу, против их выхода из состава СССР. Такие организации получили название Интерфронтов.

Летом 1989 г. в Ленинграде состоялся Учредительный съезд Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). Его ведущими организациями стали ОФТ РСФСР, Москвы, Ленинграда, интерфронты прибалтийских республик, Молдавии, других регионов страны. В Декларации об образовании ОФТ было подчеркнуто, что перестройка «пока - не принесла желаемых результатов», что она принесла такие негативные явления, как рост социального неравенства, углубление экономического кризиса, ослабление дисциплины, рост правонарушений и преступности, обострение межнациональных отношений. Своей целью ОФТ поставил осуществить на практике ленинскую «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», отстаивая фундаментальные социалистические ценности. Фронт фактически выступил против перестройки. Организация не пользовалась большой популярностью, собирая на свои митинги по несколько сот человек.

Известность получило националистическое общество «Память». Оно было расколото на отдельные группировки от сторонников монархии до приверженцев марксистско-ленинского учения. Общее, что их объединяло, это великорусский шовинизм и антисемитизм.

В мае 1988 г. на учредительном съезде в Москве был создан «Демократический союз». Его наиболее авторитетным лидером являлась В. Новодворская. Союз поставил своей целью коренное изменение существующей социалистической системы мирным путем. Однако скандальные приемы борьбы с властью: проведение несанкционированных митингов, грубые оскорбления в адрес руководства, нежелание идти на соглашения, компромиссы, как с властными структурами, так и с оппозиционными силами отталкивали от Демсоюза многих сторонников коренных перемен.

В мае 1990 г. в Москве прошел Учредительный съезд Социал-демократической партии России (СДПР). Партия по примеру аналогичных организаций западного мира ставила своей целью построение социализма мирным путем: через реформы, отвергая путь коммунистического тоталитаризма и насилия. Далекой предшественницей СДПР в дореволюционной России была меньшевистская фракция РСДРП.

Начало демонтажа социалистической системы и советской империи

Борьба за национальное освобождение.

Демократические процессы, начатые в стране, появление политических партий отказ советского руководства от демонстративной и грубой политики силы, позволило бывшим колониям России, включенным большевиками Советский Союз, начать борьбу за свое освобождение. Процесс был достаточно сложным и трудным. Многое в экономике, культуре, на семейно-бытовом уровне объединяло людей разных национальностей. Тем не менее, верх брала объективная закономерность раннего или позднего распада всех колониальных империй (и советская не могла быть исключением), обретения народами свободы и независимости.

Несмотря на серьезные межнациональные столкновения, ведущей линией в деле национального освобождения советских народов все же стал мирный политический процесс.

Во второй половине 1989 г. в национальных республиках были приняты законы о выборах в высшие республиканские органы власти. Эти законы были, как правило, более демократичными, чем союзные. В некоторых республиках были ликвидированы окружные собрания, квоты для депутатов от общественных организаций, съезды народных депутатов, напрямую избирались Верховные советы республик.

В декабре 1989 г. выборы состоялись в Казахстане, Латвии, Эстонии, Таджикистане; в феврале 1990 г.- в Узбекистане и Молдове. 4 марта 77% российских избирателей пришли к урнам для голосования. На одно депутатское место претендовало 6-8 кандидатов. На выборах убедительную победу, особенно в Москве, Ленинграде и других крупных городах, одержал блок «Демократическая Россия». В Свердловске его фактический лидер Б. Н. Ельцин набрал свыше 80% голосов избирателей. Состоявшийся в июне 1990г. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР избрал Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета республики и принял Декларацию о государственном суверенитете России. Новые руководящие органы союзных республик оказались настроенными более радикально, более решительно на перемены, на национальную независимость. Это объяснялось как настроением общества, ждущего от новой власти глубоких перемен, так и отсутствием специально выделенных мест для представителей общественных организаций, продолжающимся распадом Коммунистической партии и потерей ей своего влияния.

Союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. Литва 11 марта 1990 г. объявила о своей полной независимости и о выходе из состава СССР, что было признано в то время союзной властью незаконным. Новые власти заявляли о верховенстве своих республиканских законов над общесоюзными. Некоторые республики (Туркмения, Киргизия, Казахстан) приняли решение о введении поста президента как главы исполнительной власти. 12 июня 1991 г. впервые в России состоялись общенародные выборы президента России. В них убедительную победу над пятью своими соперниками, четыре из которых представляли коммунистическую партию, одержал Б. Н. Ельцин. Он победил уже в первом туре, набрав 57% голосов избирателей.

В результате всех этих процессов политическая власть начала уплывать из центра, все, более перемещаясь в республики.

Противостояние Центра и республик выразилось в «войне законов», то есть ситуации, когда имперский центр и стремящиеся к самостоятельности и независимости республики принимали законы, противоречащие друг другу, и взаимно отменяли законы друг друга. Противостояние проявилось также в срыве отдельными республиками воинского призыва весной 1991 г. В Литве план призыва был выполнен на 12%, в Латвии и Эстонии - на 30%, в Армении - на 16%. в Грузии - на 8%, причем в этих республиках на службу шла в основном русскоязычная молодежь. Молодежь коренных наций не желала служить в оккупационной, как она считала, советской армии, всячески уклонялась от воинского призыва.

Ряд республик пытался обойти Центр двусторонними соглашениями. Так, Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Украиной, Литвой, Молдовой, Казахстаном о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно в высших эшелонах власти, как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада Советского Союза, который мог вылиться в войну, принести неисчислимые бедствия народам. Все это заставляло преодолевать разногласия, искать пути к переговорам, компромиссам, соглашениям.

Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново - Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение по формуле «9 + 1 », т. е. 9 союзных республик (в соглашении не приняли участие Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения) и Центр в лице Президента СССР договорились об основах взаимоотношений друг с другом. Респуб-лики получили значительные права, но и Центр сохранял за собой важнейшие рычаги управления: вооруженные силы, финансовую систему, транспорт, энергетику и т. д. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечал ось на 20 августа 1991 г. Однако последующие события круто изменили ситуацию в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.