Рефераты. Историография Крымского ханства

p align="left">Проблема статуса хана в Крымском ханстве сегодня слабо изучена. Между тем без ее исследования невозможно познать со всей необходимой глубиной своеобразие формы правления Крымского ханства, его взаимоотношений с Османской империей.

Именно этому вопросу - происхождению и развитию института главы государства в Крымском ханстве XV - XVIII веков, порядку престолонаследия, а также полномочиям хана - посвящена работа Фатмы Аметка «Статус хана в Крымском ханстве»[ Фатма Аметка. Статус ханов в Крымском ханстве. - Симферополь., 2004. - С.67.].

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что интерес историков к Крыму и в частности к Крымскому ханству никогда не угасал. Так называемому татаро-турецкому пятисотлетнему периоду в истории Крыма посвящены множество книг, статей, публикаций как восточных, западноевропейских, так и отечественных исследователей.

В работах этих историков содержаться множество теорий, научных гипотез, догадок, домыслов, характерных взаимоисключающими оценками не только целого периода истории Крыма, но и отдельных событий и даже фактов.

Глава II. Проблема генеалогии крымских ханов в историографии Крымского ханства.

Одним из самых спорных вопросов в историографии Крымского ханства является вопрос о происхождении династии крымских ханов - Гиреев.

В 60-х гг. XVII века правителем Хивы Абу-л-Гази Бахадур-ханом написана «Родословная тюрок» («Шеджере-и тюрк»). Труд содержит наиболее важные политические события истории Монгольской империи, а впоследствии государств Чингисидов. Автором труда составлено также одно из самых полных описаний генеалогической истории потомков Чингис-хана. Вот - как изображает генеалогическую историю предков Хаджи-Гирей-хана Абу-л-Гази Бахадур-хан:

«Род Тукай-Тимура, царствовавший в Крыму. У Чингис-хана сын Джучи-хан, у него сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур (Уран-Тимур), его сын Сарича, его сын Кюньджек-углан, его сын Тук-Куль-Ходжа-углан, его сын Туй-Ходжа-углан, его сын Токтамыш-хан: у этого было восемь сынов...

Упомянутого выше Тук-Куль-Ходжи был младший брат по имени Тулюк-Тимур; у этого сын был Хине, его сын Хасан-углан, которого зовут также Ичкимий Хасан; у него сын был Мохаммед-хан, его сын Таш-Тимур, его сын Гыяс-эд-дин-хан, его сын Хаджи-Гирей»[Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 23. ].

Генеалогическая версия Абу-л-Гази Бахадур-хана, как видим, отличается от версии неизвестного а втора «Му'изз ал-ансаб...»

В 1832 году в Казани российским востоковедом Мирзой Казем-Беком издан труд известного османского историка Сейида Мухаммеда Ризы «Эс-суб'ус-сеййяр фи ахбари мулюки татар» («Семь планет в известиях о правителях татар») - одного из важнейших источников по истории Гераев и Крымского ханства. Следуя традициям восточных историков, после краткого вступления, Сейид Мухаммед Риза представляет картину сотворения мира, а затем переходит к описанию истории тюркских народов, Монгольской империи, Золотой Орды, где история Крымского ханства с династией Гераев во главе является основной темой его сочинения. Завершается повествование 1737 годом, когда на престоле в Крыму вторично утверждается Менгли-Герай-хан II. Сам автор отмечал, что в «Семи планетах» использованы труды арабских, персидских, турецких, и что для нас очень важно, крымских историков Хайри-Заде, Абдул-Вели эфенди и Масуд эфенди, сочинения которых до сих пор не найдены. Таким образом, автор непосредственно был хорошо знаком с крымской историографической школой, сложившейся при дворе ханов. Это обстоятельство имеет исключительное значение, так как в середине XVIII века в труде «Семь планет» Сейидом Мухаммедом Ризой представлена очередная, отличающаяся от версий вышеуказанных восточных авторов XIV - XVII вв., концепция о предках Гераев, которая выглядит таким образом:

Менгли-Герай-хан сын Хаджи-Гирей-хана сына Гыяс эд-дина сына Таш-Тимура сына Джатая сына Тула-Тимура сына Кунджека сына Рук-Тимура сына Тука-Тимура сына Джуджи сына Чингиса Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 23..

Известный крымскотатарский историк и поэт, потомок крымского династического дома Халим-Герай (1772-1823), родился в Румелии, отличился в русско-турецкой войне 1806-1812 гг., умер и погребен в городке Чаталджа. Халим-Герай является автором популярного исторического произведения по истории крымских ханов «Гюльбюн-и Ханан».

В главе, посвященной Хаджи-Гирей-хану, автор приводит генеалогический перечень предков крымских ханов, практически тождественный с перечнем, изложенным Сейидом Мухаммедом Ризой в «Семи планетах» (у Халим-Герая Джатай указан как Джанай или Джанса):

Мелек Хаджи-Гирей сын Гыяс эд-дина сына Таш-Тимура сына Джаная сына Тула-Тимура сына Кунджека сына Рук-Тимура сына Тука-Тимура сына Джуджи сына Чингисхана[Халим Герай. Розовый Куст ханов. - Симферополь.: Доля, 2001. - С.94.].

Итак, перед нами пять авторов и пять важнейших первоисточников, правда, в некоторой мере противоречащих друг другу, но объединенных одной версией, что крымская династия Гераев - это потомки по прямой линии Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи, старшего сына Чингисхана. Именно это направление в генеалогической истории предков Хаджи-Гирей-хана получило признание, существуют интересные исследования по этой проблеме.

В 1938 г. Хасан Ортекин издал брошюру «Кirim hanlarin ueceresi» («Генеалогия крымских ханов»), которая затем была перепечатана в 1968 г. в журнале «Эмель», издаваемом крымскотатарской диаспорой[ Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 24.

]. Автор, сравнивая генеалогические версии Абу-л-Гази Бахадур-хана, Мюнеджджим-баши, Халим-Герая и отмечая имеющиеся в них различия, пришел к выводу, подкрепленному им же выдержками из письменных источников, что наиболее достоверная, генеалогическая история предков Гераев выглядит таким образом:

Чингис-хан - Джучи-Тогай-Тимур - Оран-Тимур - Сарыджа - Тюлек-Тимур - Хабине - Хасан Джефан - Тащ-Тимур - Гияс эд-дин - Хаджи-Гирей.

Известный историк и нумизмат Нуреттин Агат родился в 1889 г. в деревне Мухалатка на Южном берегу Крыма. Закончил школу, открытую И. Гаспринским в городе Бахчисарае, а затем их семья в 1901 г. переезжает в Стамбул. В 1918 г. Нуреттин Агат, приехав в Крым, принял активное участие в национальном движении крымских татар, но спустя несколько месяцев, вновь был вынужден вернуться в Турцию. Все свое свободное время он посвятил изучению истории Крыма, поместив серию статей в журнале «Emel» под рубрикой «Badimsiz Kirim Hanlari» («Независимые крымские ханы»), в которых рассматривал историю правления Бек-Полат-хана (Бек-булата), Таш-Тимура, Гыяс эд-дина, Девлет-Берды, Улуг-Мухаммед-хана, Хаджи-Гирей-хана и др. Особое внимание Нуреттин Агат уделял нумизматике, изучал монеты, чеканенные в Джучиевом Улусе и Крымском ханстве. В 1976 г. им была издана работа «Каталог монет Золотой Орды (Джучидов) (1250 - 1502)», которой Нуреттин Агат посвятил десять лет своей жизни (1958-1968 гг.). В ней помещены генеалогические таблицы, в том числе и Джучидов, правивших в Крыму:

Чингис-хан - Джучи-хан - Тукай-Тимур - Оренг-Тимур - Сарыджа - Тюлек-Тимур -Хабине (Чине) - Ичкили Хасан -Таш-Тимур-хан - Гыяс эд-дин - Хаджи-Гирей[ Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 24.].

Нуреттин Агат умер в 1979 г., не успев закончить еще один свой труд «Золотая Орда - история Джучидов».

Турецкий историк Музаффер Урекли в первой главе своей книги «Kirim Hanliqin kuruluvu ve Osmanli himayesinde yukselivi (1441-1569)» («Основание Крымского ханства и возвышение его под защитой Османов (1441-1569)») также обращается к вопросам, имеющимся в генеалогической и хронологической истории предков Герай-ханов. Исследовав исторические источники, автор представил генеалогическое древо предков крымских ханов, практически совпадающее с данными, имеющимися в произведении Халим-Герая (в «Гюльбюн-и Ханан» отсутствует лишь имя Сарыджи):

Джучи-хан - Тогай - Тимур - Оренг-Тимур - Сарыджа - Кёнчек - Тюлек-Тимур - Джанай (Чагай) - Таш-Тимур - Гыяс эд-дин - Хаджи-Гирей[ Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 24.].

Другим турецким историком Йылмазом Озтуна составлена и издана поистине генеалогическая энциклопедия о мусульманских владыках, правивших от Испании до Филиппин со времен пророка Мухаммеда. Автором исследованы практически все турецкие, арабские, персидские хроники и первоисточники, публикации по нумизматике, работы современных исследователей. В его труде мы имеем возможность ознакомиться также не только с династией крымских ханов Гераев, но и с основанной, правда, на противоречивых источниках, историей правителей Крыма в золотоордынский период:

Чингис-хан - Джучи-хан - Токай-Тимур - Оренг-Тимур - Абай - Сарыджа - Кёнчек - Тюлек-Тимур - Хабине - Ичкили Хасан - Таш-Тимур - Гыяс эд-дин - Хаджи-Герай[ Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 25.].

Версия о том, что Хаджи-Герай-хан является потомком Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи, является основной и наиболее достоверной. Но в этой связи необходимо отметить, что в исторической науке эта версия не является единственной. Существует еще несколько гипотез по этой проблеме.

Турецкий историк Ахмед ибн Лутфаллах (ум. в 1702 г.). родом из Солоник, некоторое время являлся главным придворным астрологом, на что красноречиво указывает прозвище - «Мюнаджджим-баши»; Используя арабские, персидские и турецкие источники, Мюнаджджим-баши написал фундаментальный труд на арабском языке «Джами ад-дувал» («Собрание династий»), переведенный на турецкий язык в 1720-1730-х гг., уже после его смерти, и названный «Саха'иф ал-ахбар» («Листы известий»). Опираясь на сведения, изложенные в сочинениях Хафиза Мухаммеда Ташкенди, арабского историка ал-Джен-наби и турецкого историка Ахмеда Гаффари, Мюнаджджим-баши относит предков крымских ханов Гераев к потомкам старшего сына Джучи - Орде:

Чингис-хан - Джучи - Орда - Тулии - Сасык-Буга - Эберзен - Чимтай - Урус-хан - Тимур-Мелик - Тимур-Кутлуг - Тимур-Султан - Мухаммед-Султан - Хаджи-Герай-хан[ Алексеев С.Р. Исторические версии и факты // Кесавет. - Симферополь,2000. - С 25.].

Однако современные исследования по истории Джучиева Улуса (Золотой Орды) показали явную ошибочность этих утверждений.

В польской и российской историографической науке XVI - начала XVIII веков существовала еще одна версия о происхождении крымских ханов.

В 1687 и 1689 гг. были предприняты два бесславно закончившихся похода российских войск к Перекопу, в которых участвовал Андрей Лызлов (род. ок. 1655 - ум. в 1697), автор «Скифской истории», законченной им в 1692 г. Вся книга состоит из четырех глав, но особый интерес представляет глава третья: «О начале ханов крымских и ако под область султана турецкого приидоша...», в которой А. Лызлов повествует: «Народ сей татарский аще и от давних времён, яко поведашеся, в полях оных и в Таврике Херсонской за Перекоком житие своё имели, всяко же царей своих не имяху, даже до того времени, егда исчезе Темир Аксак, царь ординский, с ним же в воинстве бысть того же татарского народу царь имянем Едигай, имели под правлением свих сих татар крымских и перекопских.

По смерти же Темир-Аксаковой, иже умре 6950-го, той Едигай с татары поручными себе приде в Таврику за Перекоп у креписяжамо, и деже и престол царский урверди. его же едва достоит звати царский, но мучительский, и жительство своё той и прочие по нем будущие утвердиша в Бакшисарае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.