Рефераты. История Армении

p align="center">"Скорбные песнопения"

В поэме "Книга скорбных песнопений" средневековый армянский поэт и монах Григор Нарекаци (951 - 1003) описал страдания и горести, выпавшие на долю армянского народа, который веками угнетали чужеземные завоеватели. Спасаясь от гибели, многие армяне покинули родную страну и рассеялись по всему миру.

Но самая чёрная страница в истории армянского народа - массовый террор по отношению к армянам в Восточной Турции в 1915-1916 гг. Тогда 1,5 млн армян были убиты, а около 600 тыс. высланы в пустынные районы Сирии и Месопотамии, где большинство из них погибло. Сотни тысяч армян были вынуждены бежать из страны. В их числе и 300 тыс. беженцев, нашедших приют и защиту в Российской империи.

Однако и позднее, уже в советское время, часть армянского народа оказалась в центре межнационального конфликта. При проведении границ между республиками СССР в 20-х гг. XX в. армяне, жившие в области Нагорный Карабах, стали гражданами соседней советской республики - Азербайджана. На территории самой Армении также оказался район, в котором жили в основном азербайджанцы; его выделили в Нахичеванскую автономную республику. Начиная с 1988 г. в этих местах стали разгораться армяно-азербайджанские конфликты. В 1992 - 1994 гг., уже после распада СССР, здесь шла настоящая война между Арменией и Азербайджаном. После этих событий границы государств не изменились, однако почти все армяне, жившие в Азербайджане (кроме Нагорного Карабаха), были вынуждены бежать в Армению. В свою очередь почти все азербайджанцы покинули Армению. В итоге Армения стала ещё более мононациональной страной: армяне составляют свыше 93% её населения. В стране живут также русские, курды, грузины и ассирийцы.

Тяжёлые лёгкие камни

Эривань - старое (до 1936 г) название столицы Армении города Еревана (около 1,3 млн жителей). Ереван расположен в обширной межгорной котловине, недалеко от границы с Турцией. Это один из древнейших городов мира: он был основан в 782 г. до н.э. как крепость Эребуни.

Ереван сохранил черты восточного города - маленькие духаны (кавказские подобия русских трактиров или европейских кафе) в подвалах невысоких домов, смешение языков и культур на шумных улочках - чем так восхищался Осип Мандельштам:

Ах, Эриванъ, Эриванъ! Иль птица тебя рисовала, Или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала? Ах, Эриванъ, Эриванъ! Не город - орешек калёный, Улиц твоих большеротых кривые люблю вавилоны.

Но центр современного Еревана - это широкие площади и проспекты, величественный памятник Давиду Сасунскому - легендарному герою армянского эпоса. Многие здания в Ереване и в других городах Армении построены из туфа - красивого и лёгкого камня разных цветов: бледно-розового, кирпично-красного, чёрного.

Культура Армении

Культура Армении во многом уникальна. Прежде всего, она гораздо больше чем сама нация, культура доминирует надо всеми другими особенностями армянской этнической самобытности.

Во-вторых, она очень разнообразна. В течение больше чем 2 000-летней истории Армения подвергалась столь многочисленным изменениям в своем размере и политическом статусе, что оказала влияние многие другие культуры, попав, в тоже время, под влиянием других. Множество войн и другие бедствия в древности и в наше время раздробили страну на части, оставив глубокий отпечаток в её культуре. Но трагическое разделение имело и некоторые положительные последствия, например, постсредневековая армянская литература имеет две различных традиции, Западный и Восточный армянский языки, которые будучи частью первоначального литературного наследия, имеют собственные отличные друг от друга лингвистические и стилистические свойства.

Другие важные особенности армянской культуры - ее постоянство и долговечность. Всю свою историю, Армения сопротивлялась вторжению и ассимиляции, что проявлялось через ее искусство, как одно из самых ярких проявлений его идентичности.

И, наконец, когда мы говорим, например, армянское искусство, мы обычно не подразумеваем искусство из Армении, чаще обращаем Ваше внимание на искусство армян, которые несмотря на то, что рассеянны во всему миру упрямо держатся друг друга, своих традиций, культурного наследия, родного языка.

Армяне любят свою культуру, понимая ее важность для выживания маленькой нации. Не раз в длинной и трагической истории, во время очередного вражеского вторжения, армяне оставляли собственность и жертвовали своими жизнями, спасая библиотеки и церкви. Армяне, возможно, проиграли несколько войн в прошлом, но все еще говорят на том же самом языке, на котором наши предки говорили тысячи лет назад, и мы можем проследить четкий путь нашего наследия задолго до рождения многих цивилизаций.

Культура Армении

С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживанию армянского народа. Начиная с 17 в. устанавливаются контакты с Италией, затем с Францией и несколько позднее с Россией, через которую также проникали западные идеи. Например, известный армянский писатель и общественный деятель Микаэл Налбандян был соратником таких российских "западников", как Герцен и Огарев. Позднее завязались культурные связи Армении с США.

Образование. Проводниками народного просвещения до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Кроме того, развитию культуры в значительной степени способствовало создание армянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из ордена мхитаристов (учрежденного в начале 18 в. в Константинополе Мхитаром Себастаци для сохранения памятников древней армянской письменности), а также деятельность американских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-е годы. Организации армянских школ в местах компактного проживания армян помогали армянская церковь и просвещенные армяне, получившие образование в университетах Западной Европы и США. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли армянские школы, основанные в 1820- 1830-е годы в Ереване, Эчмиадзине, Тифлисе и Александрополе (совр. Гюмри).

Многие представители армянского народа в 19-20 вв. получали образование в России, особенно после создания в 1815 Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 в Лазаревский институт восточных языков. Из его стен вышли многие армянские поэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф М. Лорис-Меликов, проявивший себя на театре военных действий на Кавказе (1877-1878) и как министр внутренних дел России (1880-1881). Знаменитый художник-маринист И.К. Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств.

Система образования в Армении

Система образования в Армении была создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходит ее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализацию которой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения, печатаются сотни новых учебников. В Армении функционируют неполные средние школы, полные средние школы, гимназии, лицеи и высшие учебные заведения (колледжи, университеты и институты), в том числе 18 государственных вузов и 7 колледжей, в которых обучаются 26 тыс. студентов, и 40 негосударственных вузов с 14 тыс. студентов. До 70% учащихся средних специальных учебных заведений получают образование на коммерческой основе. Большинство вузов находится в Ереване. Наиболее престижными вузами являются Ереванский государственный университет (основан в 1920), Государственный инженерный университет Армении, Ереванский государственный народно-хозяйственный институт, Армянская сельскохозяйственная академия, Ереванский государственный лингвистический институт им. В.Я. Брюсова, Ереванский государственный медицинский университет, Армянский государственный педагогический университет, Ереванский государственный архитектурный университет, Ереванский государственный университет архитектуры и строительства, Ереванский государственный институт театрального искусства и кинематографии, Ереванская государственная художественная академия, Ереванская государственная консерватория. Высшие учебные заведения, в том числе филиалы некоторых ереванских университетов и институтов, имеются в таких городах, как Гюмри, Ванадзор, Дилижан, Иджеван, Горис, Капан, Гавар. В 1991 при поддержке Калифорнийского университета в Ереване был основан Американский университет Армении. В 1999 в Ереване был открыт Российско-Армянский (Славянский) университет, в котором обучаются ок.800 студентов, преимущественно армяне (90%).

Ведущий научный центр - основанная в 1943 Академия наук Армении с несколькими десятками научно-исследовательских институтов. Мировой известностью пользуется Бюраканская астрофизическая обсерватория (основана в 1946). В 1990 на территории Армении функционировало более 100 научно-исследовательских институтов (включая академические и другой ведомственной принадлежности). За период с 1990 по 1995 число научных работников сократилось почти в 4 раза (с 20 тыс. до 5,5 тыс). В настоящее время государство финансирует только приоритетные научные направления.

Литература и искусство. Наиболее ранние дошедшие до нас литературные памятники на армянском языке относятся к 5-6 вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци (История Армении), Корюна (Жития Маштоца), а также переводы на армянский язык богословских книг. В раннем Средневековье (11 в) творил Григор Магистр (Пахлавуни), автор трактата Письма, в котором поднимаются философские, политические, богословские и научные вопросы. Кроме того, известны его переводы на армянский язык диалогов Платона Тимей и Федон и Геометрии Евклида.

До нас дошли имена авторов исторических сочинений - Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци (История Армении и Хронологии армянских католикосов, конец 9 - начало 10 в), Товма Арцруни (960-1030), Стефаноса Орбельяна (13 в.) и др. Национальный эпос Сасунци Давид (Давид Сасунский), в котором отображена борьба армянского народа за освобождение, складывался на протяжении 7-10 вв. Образцы наиболее ранней лирической, нравоучительной и философской армянской поэзии мы находим в творчестве Григора Нарекаци (951-1003), Нерсеса Шнорали (Нерсес IV Благодатный, 1112-1173), Ованеса Тлкуранци (14-15 вв.), Фрика (13-14 вв.) и др. В 12-13 вв. творили такие армянские баснописцы, как Мхитар Гош и Вартан Айгекци.

Театральное искусство Армении имеет очень древние корни. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в. до н.э.) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате - второй столице Армении (1 в. н. э). Там показывали также Вакханок Эврипида.

В средневековой Армении развивалась архитектура, существовала церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрами, имеющими самостоятельную художественную ценность.

В 19 в. культура Армении развивались под влиянием русской и западноевропейской литературы и искусства. К этому времени относятся исторические повествования Гевонда Алишана, романы Хачатура Абовяна, Раффи, Мурацана (Григор Тер-Ованесян), Александра Ширванзаде, поэмы и стихотворения Петроса Дуряна, Сиаманто (Атом Ярджанян), Даниела Варужана, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна, драмы (Габриэла Сундукяна, Александра Ширванзаде, Акопа Пароняна). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Наиболее известны такие армянские композиторы, как Тигран Чухаджян (1837-1898, автор первых армянских опер, оперетт, симфонических и камерных произведений), Александр Спендиаров (Спендиарян, 1871-1928) и Армен Тигранян (1879-1950).

В Армении творили такие поэты, как Ваан Миракян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарьян. Популярна музыка армянских композиторов Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна. Среди армянских живописцев выделяются Вардгес Суреньянц, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян.

В Ереване в 1921 был открыт Театр им.Г. Сундукяна - крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов - Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.

Литература

1. http://www.krugosvet.ru/

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.