Рефераты. История архивного дела в Украине

сего приказов было около 80, каждый из них насчитывал от 3 до 400 «наказных людей». Во главе приказа стоял судья.

Для облегчения поиска документов в реестрах составляли алфавиты учреждений и лиц, которые имели к ним какое-то отношение. О своей работе учреждения отчитывались, а о количестве и составе прослушанных дел составляли срочные сводки. Таким образом, были произведены основы организации учета, прохождения и сохранения документов. Тогда же появилось название «архив».

Россия все больше ограничивала украинское самоуправление. В 1722 г. была образована Малорусская коллегия в Глухове, которая контролировала деятельность гетмана, старшины, ведала финансами и судопроизводством. С возобновлением в 1750 г. гетьманщины в Украине власть стала принадлежать киевскому генерал-губернатору и гетману. После окончательной ликвидации гетманства в 1764 г. она опять перешла к Коллегии. Но в до 1775 г. важную роль в жизни украинского народа играла Запорожская Сечь.

Зависимость Украины от московской царской, а впоследствии российской имперской власти предопределяет появление таких видов исторических источников, как документ российского правительства, которые касались Украины. Это документы российских учреждений, что действовали на территории Украины («Малороссийская коллегия», «Канцелярия министерского правления Малороссийских дел»). После отмены украинской автономии во второй половине XVIIIв.. появляются документы российских учреждений, которые руководили когда-то Гетманщиной (наместники, генерал-губернаторы и тому подобное). Среди документов следует выделить «Права, за которыми судится малоросийський народ» (1743 p.), а также «Полное собрание законов Российской Империи».

Одним из наипопулярнейших и самых важных произведений в XVIII ст. считается летопись гадяцкого полкового судьи Григория Грабянко, который вместе с наказным гетманом П. Полуботком ездил в Петербург добиваться отмены ненавистной Малороссийской коллегии и с требованием возобновить давнее казацкое право избирать гетмана. [2, с.31-32]

3. Архивная деятельность в XIX веке

В конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России проявляется кризис феодально-крепостнических отношений, в недрах которых зарождались элементы капиталистического уклада.

В начале XIX в. правительство Александра I (1801 --1825) было вынуждено под давлением объективных обстоятельств приступить к модернизации страны. В этой связи был проведен ряд реформ государственного управления.

В 1811 г. было принято «Общее учреждение министерств», которое регламентировало структуру и все направления деятельности министерств, в том числе и обязательное создание при министерствах архивов. Подразумевалось, что архивы будут существовать при каждом департаменте министерства и подчиняться непосредственно директору департамента. На практике это решение привело к созданию большого количества и дробности ведомственных архивов. Министерские архивы оказались без единого руководства, что и было зафиксировано в 1820 г. в указе Сената.

Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную войну 1812 г. Так, многие дела Коллегии иностранных дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое дело (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852 г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.

Реформирование судебной системы России привело к созданию специальных судебных органов.

Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.

Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли. [3, с.94-95]

4. Архивная деятельность в начале и середине XX века

В годы Первой мировой войны (1914--1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране.

После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь -- агентурные.

Таким образом, хотя в дореволюционном Россииском государстве и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными.

И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.

После Октябрьской революции на бывшей территории Российской империи образовалось 13 стран. Пять из них (прибалтийские страны, Польша и Финляндия) стали независимыми. В других, в том числе и в Украине после ликвидации УHP, сформировалась и утвердилась советская форма государственности. [4]

И в самом деле, за 74 года Советской власти был построен крепкий и консервативный административно-командный аппарат. Все основные вопросы решались под контролем Коммунистической партии. Республики, которые вошли в Советский Союз, формально были равноправными, но реально доминировала Российская. В 1969--1970 гг. была разработана и утверждена серия общесоюзных стандартов управленческой документации. С 1972 г. в СССР начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-предписывающих документов и единые правила работы с документами В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Основные положения». Согласно с ними определялись требования к унифицированным формам организационно-предписывающих документов. Общее научно-методическое руководство унификацией и стандартизацией документов, разработка соответствующих унифицированных систем документации (УСД) и унифицированных форм документов возлагалась на Госстандарт. Последним из этой пачки стандартов стал ГОСТ 6.38-90. Эти нормативные документы также сыграли позитивную роль.[5, с.30]

В 20-х годах разработки в отрасли теоретического судопроизводства осуществлял специально созданный в 1926 г. Государственный институт техники управления (просуществовал до 1932 г.). Наибольшим достижением деятельности ученых и практиков 20-х годов XX в. считается разработка ими правил организации архивной части судопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и организациях РСФСР (в 1928 г.) и проекта «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.), которые предусматривали внедрение единой организации судопроизводства для всех учреждений. [6]

5. Развитие архивного дела в независимой Украине

8 декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входивших в состав СССР, тайно собрались в Беловежской пуще и заявили, что СССР прекращает свое существование; соответственно была прекращена деятельность органов СССР. Так прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик и началась история независимой Украины.

Выражая волю и стремление украинского народа, Верховная Рада Украины 16 июля 1990 г. приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, в которой провозгласила неотъемлемое право украинской нации на самоопределение, верховенство и самостоятельность, полноту и неделимость власти правительства республики в пределах ее территории. После попытки государственного переворота в России 19 августа 1991р. Верховная Рада Украины, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, 24 августа 1991р. провозгласила независимость Украины и создания самостоятельного Украинского государства -- Украины.

В настоящее время на территории Украины действуют 32 архива. С заданием руководства архивным строительством справляется Центральное архивное управление (Укрцентрархив).

Сети архивных учреждений: а) Укрцентрархив; б) центральные архивы; в) местные архивные органы.

Таким образом, в настоящее время продолжается процесс развития архивного дела в Украине, Перестройка государства невозможна без возрождения и развития культуры документационного обеспечения управления. За годы создания новой Украины накоплен определенный опыт практического решения разнообразных по объему, характеру и значению управленческих задач. Получено немало оригинальных решений, обусловленных особенностями переходного периода управления, становлением экономики, внедрением разных форм предпринимательства. Введена в строй Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Украины, органах государственной власти, местного и регионального самоуправления, разработан Государственный стандарт Украины по делопроизводству и архивного дела, введено в строй государственный классификатор управленческой документации, государственный классификатор профессий, декретами Кабмина Украины представлено законодательство о нормативных документах (технические нормы), Минстатом Украины утвержденные новые типовые формы документов, приобрел силу Закон Украины «Про державну службу», разработана Программа развития архивного дела на период до 2016г включительно.

Заключение

В создании суверенной Украины можно отметить как определенные достижения, так и имеющиеся трудности, ощутимые недостатки, неиспользованные возможности. Хочется верить, что богатый кадровым и научно-техническим потенциалом украинский народ сможет преодолеть все препятствия и стать на цивилизованный путь развития благодаря программной самоорганизации, в которой право и культура документационного обеспечения управления и развития архивного дела будут занимать ведущее место.

Литература

1. Алексеева Е. В.Архивоведение: М.: Издательский центр «Академия», 2004. -- 276с.

2. Палеха Ю. Управлінське документування: Навч. посібник: У 2 ч. ч. 1. К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2003.-- 383 с.

3.Чудакова М.О. Беседы об архивах. М.: Мол. Гвардия, 1980. - 224с.

4.І. Матяш. Вивчення історії архівної справи в Україні (20-30рр.) //Історія України №13 2000р.

5. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. М.: Инфра-М, 1999. --230с.

6. І.Матяш Вивчення історії архівної справи в Україні (20-30рр.) // Історія України №14 2000р.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.