Рефераты. История Беларуси

p align="left">39. Индустриализация и коллективизация в БССР

В середине 20-х гг. в СССР в основном завершилось восстановление производственной базы, и страна оказалась на той же начальной стадии индустриализации, которой царская Россия достигла накануне первой мировой войны. По объему промышленной продукции на душу населения СССР отставал в 5-10 раз от наиболее развитых стран. В БССР это отставание было еще больше. Промышленность БССР по-прежнему оставалась мелкой и кустарной (кустари в 1926 г. давали более 40 % промышленной продукции республики).

Возможности дальнейшего быстрого повышения производства на старой базе оказались исчерпанными. Рост промышленного производства был возможен только на путях индустриализации. Главной целью индустриализации стало превращение СССР в экономически независимое государство, производящее все необходимые товары, в первую очередь - средства производства.

Экономика БССР была составной частью экономики СССР, и индустриализация республики проходила как составная часть единого процесса индустриализации всей страны. Вместе с тем в БССР имелись и свои особенности, которые были обусловлены следующими обстоятельствами:

- геополитическим положением БССР в межвоенный период (приграничное положение, отсюда - нецелесообразность развития тяжелой промышленности и предприятий военно-промышленного комплекса);

- отсутствием разведанных месторождений нефти, газа, каменного угля, железных руд и т. п.;

- ориентацией промышленности на местное сырье, первоочередное развитие легкой и пищевой промышленности;

-недостатком квалифицированных кадров.

Учитывая это, в БССР, планируя создание предприятий по производству средств производства, было признано необходимым и быстрое развитие отраслей, базировавшихся на переработке местного сырья (керамической, стеклянной, спичечной, деревообрабатывающей, бумажной и т. п.).

Вторая половина 20-х гг. - это начало нового этапа планирования: советское государство приступило к работе на основе пятилетних планов развития народного хозяйства (а до этого планирование шло по годам). Первый пятилетний план (1928-1932 гг.) был составлен на основе принципов нэпа, предлагал высокие и вполне реальные темпы развития народного хозяйства.

Однако с середины 1929 г. план пятилетки был пересмотрен как следствие стремления И. Сталина и руководства страны форсировать проведение индустриализации, осуществить «большой скачок»: были навязаны новые, повышенные задания по производству средств производства. Ведущими стали методы командной экономики. Координация между отраслями народного хозяйства, согласованность целей пятилетки были нарушены.

Попытка осуществить в первой пятилетке идею форсированной индустриализации закончилась неудачей. В СССР за годы пятилетки объем промышленной продукции увеличился в 2 раза при плане в 2,8 раза, в БССР - в 2,7 раза при плане в 3,7 раза.

Только с началом второй пятилетки (1933-1937 гг.) в руководстве СССР возобладал более реалистичный подход к определению темпов индустриализации, хотя и сохранились административное давление и командные методы руководства. Однако задания и этой пятилетки выполнены не были.

Тем не менее, промышленность развивалась достаточно высокими темпами. К концу 30-х гг. по объему промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире. В БССР за 1929-1940 гг. было построено и реконструировано около 2 тыс. предприятий, на которых производилось 80 % всей промышленной продукции. Возникли новые отрасли промышленности (станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, моторостроение).

К началу первой пятилетки основу сельского хозяйства в СССР и БССР составляли индивидуальные крестьянские хозяйства. Отношения города и деревни строились на хозяйственном механизме нэпа. Однако кризис хлебозаготовок зимой 1927-1928 гг., в связи с чем возникла угроза невыполнения планов индустриализации, привел к смене курса нэпа в деревне на политику форсированной массовой коллективизации (перевод индивидуального мелкого крестьянского хозяйства на рельсы крупного коллективного) как средство решения в будущем проблемы хлебозаготовок. Прежний принцип постепенного кооперирования крестьянства на основе добровольности сменился принципом принудительным. Одновременно была поставлена задача ликвидации кулачества как класса вплоть до применения крайних насильственных мер (при этом понятие «кулак» не было точно определено, и под эту категорию стали записывать всех крестьян, которые были не согласны с массовой коллективизацией).

Принудительные меры дали свои результаты: к 1 марта 1930 г. в СССР более 50 % крестьянских хозяйств оказались в колхозах (в БССР - 58 %). Неизбежным результатом такой политики стал открытый протест крестьян вплоть до вооруженных выступлений (только в БССР в 1930 г. было зафиксировано более 500 крестьянских выступлений против колхозов). Весной 1930 г. давление на крестьян было временно ослаблено. Однако осенью 1930 г. началась новая волна массовой коллективизации, сопровождавшаяся еще большими масштабами насилия. В итоге к концу пятилетки в колхозах БССР оказалось 43 % крестьян (в СССР - 60 %).

В годы второй пятилетки главным содержанием партийно-государственной политики в деревне стали переход в наступление на единоличника (целенаправленное вытеснение единоличника как социального слоя) и организационное укрепление колхозов. В 1937 г. колхозы республики объединяли 87,5 % крестьянских хозяйств. От 10 до 12 % крестьянских хозяйств было «раскулачено», а их хозяева вместе с семьями выселяли за Урал и на Крайний Север. К концу 30-х гг. произошло некоторое оживление сельскохозяйственного производства. Объем валовой продукции сельского хозяйства, который резко понизился в 1929-1933 г., к концу 1940 г. в основном достиг уровня 1928-1929 гг. При этом государству удалось добиться «перекачки» средств из деревни в город на нужды индустриализации, что и было главной целью проводившейся в 30-е гг. массовой форсированной коллективизации сельского хозяйства.

40. Политика «белорусизации» как попытка национально-культурного возрождения

Борьба с «национал-демократизмом»

Политика белорусизации - это национально-культурное строительство в БССР в 20-е гг. XX в. в условиях советской власти.

Рассматривая предпосылки политики белорусизации, необходимо обратить внимание на особенности национальных отношений на Беларуси в начале 20-х гг.

Во-первых, шел процесс территориального самоопределения белорусской нации. В 1920-1923 гг. территория республики включала только 6 уездов бывшей Минской губернии (площадь 52402 км , население 1,5 млн человек). В 1924 г. и 1926 г. произошло укрупнение БССР, в результате ее территория составила 152854 км , а население - 5 млн человек.

Во-вторых, многонациональный состав населения Беларуси (80 % составляли белорусы, евреи и русские - по 8 %, поляки - 2 %, украинцы - 1 %).

Однако по территориальному распределению национальностей белорусы в основной своей массе жили в деревне, в городах - русские и евреи, что создавало определенные размежевания между русскоговорящим городом и белорусскоговорящей деревней.

В-третьих, неразвитость национальных форм культуры, неграмотность и малограмотность населения (в начале 20-х г. 52 % населения в возрасте от 9 до 50 лет было неграмотно).

Первые шаги в разработке и осуществлении национальной политики, оформленной чуть позже как государственная политика бе-лорусизации, были предприняты еще в 1920-1921 гг. В соответствии с постановлениями Всебелорусского съезда Советов (декабрь 1920 г.) и II сессии ЦИК БССР (февраль 1921 г.) в школах, где по национальному составу преобладали белорусы, преподавание всех предметов переводилось на белорусский язык. Во всех учебных заведениях, независимо от языка преподавания в них, обязательным становилось преподавание белорусского языка как отдельного предмета.

В 1923 г. Пленум ЦБ КП(б) Беларуси наметил основные направления в проведении национальной политики:

- развитие белорусского языка и расширение сферы его применения, развитие национальной культуры, научно-исследовательская работа по всестороннему изучению Беларуси;

- перевод партийного и государственного аппарата, частей Красной Армии, дислоцировавшихся на территории Беларуси, на белорусский язык;

- выдвижение кадров партийного и государственного аппарата из коренного населения.

Плановое осуществление белорусизации как государственной политики положили решения II сессии ЦИК БССР (1924 г.). Для практического руководства всей политикой белорусизации была создана специальная комиссия во главе с А. Хацкевичем. Аналогичные комиссии создавались в округах при окружных исполкомах. С 1924 по 1928 гг.- время активной реализации политики белорусизации. К 1928 г. почти полностью на белорусский язык было переведено делопроизводство в государственных и партийных учреждениях. До 80 % школ было переведено на белорусский язык обучения. Одновременно открывались и новые школы в соответствии с потребностями с преподаванием на русском, польском, еврейском, литовском языках. Вообще преподавание в школах велось на 8 национальных языках, белорусский язык во всех учебных заведениях являлся обязательным для изучения. Было официально заявлено, что на территории БССР признаются равноправными языки белорусский, русский, еврейский и польский. Каждому из этих языков была определена конкретная сфера их практического применения. Значительно расширилось издание газет, журналов, литературы на белорусском языке. В 1921 г. был основан Белорусский государственный университет (БГУ), открыты Институт белорусской культуры (с 1929 г. - будущая Академия наук), Государственная библиотека (сегодня Национальная библиотека), Государственный музей, основан первый белорусский театр (ныне театр им. Я. Купалы).

С целью привлечения на сторону советской власти всех демократических элементов в 1923 г. была объявлена амнистия всем участникам антисоветских националистических формирований периода гражданской войны, выходцам из трудовых слоев населения, которые не принимали активного участия в борьбе с советской властью и публично заявили о своем лояльном отношении к ней. Многие из бывших политических противников советской власти вернулись в БССР (например В. Ластовский, А. Цвикевич и др.) и внесли свой вклад в развитие культуры, образования, науки.

С конца 20-х гг. начинается свертывание политики белорусизации под знаком борьбы с «национал-демократизмом». Положительная оценка «национал-демократизма» в начале 20-х гг. как революционно-демократического течения в национальном движении в конце 20-х гг. кардинально меняется. «Национал-демократизм» стал рассматриваться как враждебная советской власти идеология, ставившая своей целью реставрацию капитализма. Резко изменились оценки прошлого: все белорусское национально-освободительное движение однозначно характеризовалось как реакционное. С 1929 г. в БССР начались политические репрессии, жертвами которых стали ответственные работники государственного и партийного аппарата, представители творческой и научной интеллигенции. По опубликованным сведениям общее число жертв политических репрессий в республике за 30-50-е гг. составляет около 600-700 тыс. человек.

Главной причиной свертывания белорусизации как политики национального и культурного строительства, проводившейся в условиях нэпа, является переход в конце 20-х гг. к форсированному строительству социализма в СССР.

41.Научно-техническая революция: сущность, основные черты и направления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.