Рефераты. История Беломорканала

p align="left">После окончания строительства в Беломоро - Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

23 марта 1939 года Постановлением СНК СССР № 321 «О передаче Беломорско-Балтийского канала имени Сталина в ведение Наркомвода» канал был выведен из структуры БелБалтКомбината ОГПУ СССР и стал самостоятельным предприятием.

Создание Беломорско - Балтийского канала дало жизнь Беломорску, а также другим городам Карелии от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в республике начала развиваться промышленность. На базе канала был построен каскад Выгских гидроэлектростанций, дающих дешевую электроэнергию, что позволило, например, построить алюминиевый и целлюлозно-бумажный комбинаты.

Также выросли новые города и поселения -- Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Местечко Повенец стало большим портом, а Беломорск -- важным промышленным центром.

В первую навигацию было перевезено 1,143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров. В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности.

Со стратегической точки зрения канал предоставил возможность связать Белое и Балтийские море. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли - одни из первых советских субмарин класса "Декабрист".

Таким образом, история сооружения и деятельности Беломоро - Балтийского канала в сталинский период - это история страданий огромного количества советских людей.

Идея об использовании массового труда заключённых, предложенная Н.А. Френкелем, и испытанная на строительстве Беломорского канала, неоднократно воплощалась властями СССР и в дальнейшем. После Беломорского канала в Карелии началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, судоходного канала Москва-Волга и десятков иных комбинатов, заводов и городов.

2. ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время

12 июня 1941 года Приказом по ББК № 54 за подписью заместителя начальника Управления -- главного инженера А. И. Василова в бассейне открыта последняя предвоенная навигация.

А уже 23 июня 1941 г., на следующий день после начала Великой Отечественной войны, начальник «объекта МПВО», - так стало обозначаться в документах Управление Беломоро - Балтийского канала, - А. И. Василов издал приказ №1 “О введении угрожаемого положения на Беломорско - Балтийском канале им. Сталина». Были введены круглосуточное дежурство у селекторных и телефонных аппаратов, постоянное ношение противогазов. Работники гидроузлов и жители шлюзовых посёлков по 4 часа в день рыли щели для укрытия от налётов.

Тем не менее, коллектив канала продолжал выполнять свою работу: обслуживал водный путь и гидросооружения, шлюзовал суда, идущие с юга на север, даже под непрерывными бомбежками врага.

В начале войны НКВД СССР отдал приказ по ГУЛАГу эвакуировать вглубь страны все лесные предприятия ББК, а затем и весь комбинат. Однако Республиканская комиссия по эвакуации 19 июля 1941 г. приняла решение запретить Управлению ББК демонтировать и вывозить телефонные линии, так как они нужны были и фронту, и Карелии.

Костяк трудового коллектива Беломорско-Балтийского канала в то время в основном составляли люди по оргнабору. Они приезжали сюда из деревень, лесных поселков. Им обещали работу, квартиру, подъемные. Например, Таисия Николаевна Новикова приехала в Карелию в конце 30-х годов добровольно. Не простой оказалась судьба этой женщины. В двадцать лет вышла замуж. Муж был в то время председателем сельского совета. В 1932 году закончила педагогические курсы в г. Пошехоново Володарского района, затем работала счетоводом, учителем. В 19936 г. мужа арестовали по ст. 74 УК (клевета на общественный строй) и забрали в тюрьму на два с половиной года. Каким-то образом жене удалось узнать, что его сослали на ББК. Забрав двоих детей, она поехала вслед за ним. В Карелии семья остановилась в п. Повенец. Женщина устроилась на работу счетоводом на судоремонтный завод.

Предчувствие приближающейся военной грозы на ББК ощущалось особенно. На объектах канала появляется грозный приказ о состоянии служебной дисциплины и соблюдении бдительности. Женщины изучали на курсах средства химзащиты, учились оказывать медицинскую помощь.

С 1 июля 1941 года, на основании указа НКВД СССР, началась эвакуация заключённых, работавших в системе ББК. В числе первых подлежали звакуации "наиболее опасные элементы": осуждённые за контрреволюционную деятельность, иностранные подданные, а также "лица определённых национальностей" (немцы, финны и др.). Водным и железнодорожным транспортом было вывезено 24 880 заключённых в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую, Ярославскую и другие области.

Навигация 1941 года была сложной, со стороны финской границы постоянно летали самолеты. Противник хорошо знал об этой искусственной водной магистрали. 28 июня первая бомба упала на шлюз номер шесть. Налеты совершались и на другие гидросооружения. Всего в июне 1941 года было 5 бомбёжек канала.1941 год, 28 августа неприятелем была предпринята последняя (пятая) в навигацию 1941 года бомбежка. Атакован шлюз № 7. Никаких повреждений не обнаружено.

В августе 1941 года Управление ББК и техучастков было эвакуировано в Беломорск, на шлюз № 19. Из 800 работников на канале остались 80. Остальные -- в эвакуации.

После сдачи Петрозаводска наши войска отходили на север. В конце октября 1941 года было принято решение об эвакуации в Беломорск Повенецкого судоремонтного завода. К тому времени это предприятие из полукустарных мастерских выросло в современное, хорошо оснащенное производство. Основное оборудование завода демонтировали и погрузили на суда. Материалами и всем необходимым для работы на новом месте загрузили баржи. Вместе с оборудованием из Повенца в Беломорск отправлялись рабочие и специалисты. Кроме того, в караван были включены баржи с работниками заводского отдела рабочего снабжения, специалистами медицинской службы, среди них была Т.Н. Новикова. Сопровождали их буксирные пароходы. Начальником каравана был назначен директор завода И. Ш. Файзулин.

В ноябре караван пассажирских судов с эвакуированными семьями водников Повенца и жителями окрестных деревень, а также оборудованием вмерз в лед Выгозера. Вспоминает внучка Т. Новиковой Т. Соколова: “Бабушка часто рассказывала нам, что караван отправили, когда уже канал затягивало льдом. Шлюзование шло с большим трудом. Ворота и механизмы замерзали. Лед мешал работе ручных лебедок. Тем не менее, караван пробился до поселка Сосновец и встал у шлюза номер пятнадцать. Пройти к Белому морю не удалось, но рабочие не сидели, сложа руки. Они смастерили дизель, генератор и сделали освещение. Подключили станки, и начали выпуск деталей ручных гранат. Таким образом, судно превратилось в плавучую завод-мастерскую. Позже был выделен ледокол и часть каравана удалось довести до Беломорска". Здесь завод стал работать на полную мощность. Рабочие и специалисты Повенецкого судоремонтного завода выпускали мины для минометов, пулеметы и пистолеты. Ровно год повенчане работали под Беломорском. Учетом всех работ и финансами ведала Т.Н. Новикова. В 1942 году плавзавод перевели из Карелии в Великий Устюг, а Таисия Николаевна осталась с детьми в п. Водников. Работала бухгалтером материальной части управления БОПа.

«Бабушка вспоминала, - говорит её внучка Т. Соколова, - что в годы войны жили они в землянках, которые находились на месте, где сейчас проходная морского порта. Потом их переселили в бараки, и только в 50-х годах семья получила квартиру. Всю жизнь бабушка была требовательной и честной. За свою работу в годы войны награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ». О своей судьбе она никому не рассказывала. Мужа, за которым приехала на канал, так и не встретила. Когда мы ее спрашивали о дедушке, она говорила, что получила весточку о том, что он погиб на Дальнем Востоке в день Победы. Документов о его гибели мы не видели. Только после смерти бабушки нашли в ее сумке старинные фотографии, выписку из метрической книги за 1904 год, а также свидетельство 1917 года об окончании ею городского училища, тогда-то и поняли, что в жизни нашей бабушки было много интересного, неведомого нам. Но то, что свою судьбу она связала с каналом, - это точно».

В эвакуации судоремонтного завода из Повенца принимал участие и житель Беломорска И.Г. Сверчков. В 1933 году, ещё подростком, он начал свою работу на судах кочегаром, позже стал механиком на пароходе «Карл Маркс». В интервью газете «Водник Карелии» Иван Григорьевич подробно рассказал, как в сентябре 1941 года караваны судов, на которых было погружено оборудование завода, взяли курс на Беломорск. С большим трудом, под бомбежками, суда продвигались вперед, несмотря на то, что канал уже был покрыт льдом. «Мы должны были забрать в деревнях людей для эвакуации, - вспоминал ветеран. - А на Выгозере лед уже достигал 20 см. По одной майне шли пароходы «Карл Маркс», «Пятилетка», «А. Жданов», «Сакко и Ванцетти», «Северная коммуна» и два катера. В Выгозере стало ясно: дальнейшее продвижение невозможно. Всех пассажиров и часть судовых команд вывезли в Сегежу. Лишь одиннадцать человек, среди них и И.Г. Сверчков, остались охранять государственное добро. Дрова приходилось доставлять с берега, который находился в 20-ти км. Трудно было и с продовольствием. Позже пароход «Карл Маркс» был передан в распоряжение военных, он доставлял на фронт продукты, боеприпасы, перевозил раненых. Победный май 1945 года Иван Григорьевич встретил в Беломорске, в это время он работал в ремонтных мастерских.

В ночь с 12 на 13 ноября вмерз в лед Заонежского залива в районе Мегострова и был захвачен частями финской армии ещё один караван судов. Капитан парохода «Металлист» Егор Иванович Заонегин до конца исполнил свой профессиональный долг. Он уничтожил судовое имущество и документы и был расстрелян.

5 декабря 1941 года частями финской армии был захвачен Медвежьегорск. 6 - 11 декабря проходили ожесточённые бои в районе шлюзов № 1 - 7 ББК.

7 декабря по решению руководства Карельского фронта был реализован план вывода из эксплуатации гидросооружений ББК: было взорвано 7 шлюзов Повенчанской лестницы, из большинства бьефов южного склона воду сбросили в направлении Онежского озера для затопления местности, прилегающей к каналу. Финские войска были остановлены на линии канала до июня 1944 года.

Почти три года южный склон преграждал путь врагу на восток, а северный действовал непрерывно. По шлюзованной трассе везли боеприпасы и вооружение, войска и продовольствие.

В годы Великой Отечественной войны канал, как стратегически важная транспортная артерия, подвергся разрушениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.