Рефераты. История цивилизации майя

p align="left">Причиной расцвета равнинных племен майя стала, как это ни странно звучит, гибель Чальчуапы. Массовое переселение более развитых горных майя к своим северным родичам дало мощный толчок к развитию равнинных племен майя. С этого периода начинается так называемая «классическая» цивилизация майя в Южной Мексике и Северной Гватемале. Следует, однако, отметить, что переселение горных племен майя не было причиной ее появления, но стало своего рода «ускорителем» ее развития. Таким образом, даже погибнув, Чальчуапа сыграл очень важную роль в истории майя.

2 Майя - земледельцы

Итак, на рубеже нашей эры «классическая» цивилизация майя в Южной Мексике и Северной Гватемале вступает в свой «золотой» век. Возникают крупные поселения и целые города, строятся величественные храмы, расцветают наука и искусство. Но, как известно основой благосостояния любого общества является развитая экономика, а основой экономики является производство. Чем быстрее и успешнее растет производство, тем сильнее развивается экономика и тем богаче становится общество в целом или какие-то его слои в отдельности. Но в распоряжении древних майя не было подавляющего большинства изобретений, которыми пользовались жители Старого света - они не знали даже железа, т. е. по европейским меркам находились в «бронзовом» веке! Например, топор - как мы увидим позднее, важнейшее свое орудие труда, майя делали из камня.

Остается предполагать, что основой цивилизации майя было земледелие. При этом, у них не было даже домашнего скота. Из всех домашних животных майя разводили только индюков и собак. Они не знали ни коров, ни лошадей, ни плуга. Основой их жизнедеятельности было так называемое «подсечно-огневое земледелие». В чем же его суть? На землях майя не было участков, свободных от буйной растительности, которые можно бы было распахать и засеять. Поэтому, они вынуждены были на выбранном для поля участке сначала срубать деревья и растительность, затем сжигать все это и лишь потом засевать отвоеванный у природы кусок земли.

Среди растений, культивируемых майя, известны кукуруза, томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Но основой их земледелия и цивилизации в целом была кукуруза - маис. Маис был не просто основной пищей майя. Он был основным предметом торговли, маисом платили дань побежденные племена, ради него затевались войны; наконец, ему поклонялись, как божеству.

Важнейшая роль этой сельскохозяйственной культуры в жизни майя приводила к тому, что одно и то же поле год за годом засеивалось маисом. Это влекло за собой быстрое истощение почвы и необходимость смены участка для поля через два - три года. На восстановление плодородия почвы истощенного участка уходило не менее десяти лет.

Вообще говоря, технология обработки земли древними майя в наши дни изучена с очень большой точностью. Дело в том, что подсечно-огневое земледелие применяется на полуострове Юкатан до сих пор. Единственное, что изменили современные майя это каменный топор. Вместо него они используют металлические инструменты. Можно выделить несколько основных этапов подсечно-огневого земледелия: выбор участка для поля; вырубка деревьев и кустарника; сжигание растительности; ограждение поля; сев; прополка посевов; сгибание стеблей кукурузы; уборка урожая. Сгибание стеблей кукурузы используется для того, чтобы ускорить созревание початков, ведь именно их собирают после созревания; вся остальная часть растения после сбора урожая остается на поле.

Каждый год на Юкатане состоит из двух периодов - сухого (он длится с ноября по май)и сезона дождей, который наступал в июне и заканчивался в октябре). Наступление каждого из периодов совпадало с началом одного из этапов подсечно-огневого земледелия. Вот как это выглядело. Когда сезон дождей подходил к концу, крестьянин подыскивал в лесу подходящий для сева участок. Предпочтение отдавалось тем местам, где рос высокий кустарник и деревья - это указывало на плодоносный характер почвы на этом месте. Кроме того, на выбор участка для сева влияла и близость природных источников влаги - карстовых колодцев естественного происхождения («сенотов») и водоемов. Когда начинался сухой сезон, земледелец начинал вырубать растительность на выбранном для сева участке. Обычно это происходило в декабре и январе.

Однако, учитывая, что древние майя использовали каменные топоры, сложно представить, как они вырубали большие деревья. Некоторые ученые предполагают, что вырубке подвергался только кустарник и небольшие деревья. Большие деревья только подрубались, с них сдиралась кора; затем они сами высыхали на солнце. Выжигание участка производилось в марте и в апреле. А в конце мая - начале июня участок засевался. Это должно было произойти перед самым началом сезона дождей, иначе урожая не видать. При посадке маиса, бобов или тыквы у древнего земледельца майя из всех приспособлений были только палка с заостренным концом и сумка для семян. С помощью палки он проделывал в почве отверстие, в которое клались семена. После этого он просто заделывал ямку пяткой.

Во время сезона дождей засеянный участок несколько раз пропалывался. После окончания дождливого периода начинался сбор урожая. Он проходил с ноября по март, т. к. разные сорта маиса созревали в разное время. На следующий год оставшиеся стебли и трава выжигаются, и поле засевается снова. Но на следующий год участок уже не давал того урожая, что в первый. Наиболее плодородные участки можно было засевать три или даже четыре года подряд, но чаще всего на третий год подыскивался новый участок, и все повторялось вновь. Почва же на брошенном участке после двух трех посевов становилась пригодной для земледелия через восемь - десять лет. Если поле засевалось только один раз, почва на нем восстанавливалась быстрее - в среднем за четыре года.

Теперь немного посчитаем. Средняя урожайность маиса на полуострове Юкатан при подсечно-огневом земледелии составляет 7 центнеров с гектара. Если предположить, что семья из пяти человек расходует в среднем четыре килограмма маиса в день, то в год ей потребуется около четырнадцати с половиной центнеров. То есть, площадь засеваемых земель должна составлять чуть более двух гектаров.

На обработку поля площадью в один гектар (имеются в виду все виды работ - от выбора участка до уборки урожая) уходит около четырехсот часов. Следовательно, на обработку двух гектаров понадобится восемьсот часов, то есть, всего лишь сто восьмичасовых рабочих дней в году! Это притом, что даже у современного человека в году более двухсот рабочих дней. Это не значит, что древние майя две трети года ничего не делали. Это значит, что древний майяский земледелец мог производить больше продуктов, чем требовалось для питания. Или же, вместо этого, свободное от земледелия время он мог посвящать другим занятиям. Это очень мощная предпосылка для развития торговли, строительства и культуры древних майя.

Некоторые ученые предполагают, что при подсечно-огневом земледелии древние майя были вынуждены переселяться с места на место из-за быстрого истощения почвы в поисках новых плодородных участков для ведения сельского хозяйства. Посчитаем еще раз. Если умножить площадь земель на Юкатане, пригодных для посева, на среднюю урожайность, то получится, что урожаем с этих земель может прокормиться более двух миллионов человек. Для сравнения можно заметить, что в наши дни население Юкатана составляет около трехсот тысяч человек.

Если учесть, что после снятия одного урожая для восстановления плодородность почвы требовалось около четырех лет, а после снятия двух-трех урожаев около восьми лет, можно вычислить, что земли древних майя могли бы прокормить цивилизацию с плотностью населения до ста человек на квадратный километр, что немало даже для современных густонаселенных территорий. При этом исследования, проведенные на Юкатане американскими учеными, показали, что нынешние природные и климатические условия в этих местах почти не изменились за последние полторы - две тысячи лет. Поэтому расчеты, сделанные на основе исследований современного мильпового земледелия, верны и для эпохи древних майя.

Таким образом, становится очевидным, что у майя не было необходимости мигрировать в поисках новых плодородных земель. Они вели оседлый образ жизни, что является одним из важнейших факторов для развития их цивилизации.

Талантливые (по-другому и не скажешь) во всем майя сумели и примитивную на первый взгляд систему земледелия сделать эффективной. Они чередовали культуры, засевая участки поочередно разными растениями, что позволяло одно и то же поле использовать дольше. Они сеяли одновременно (несколько семян в одну ямку) маис, тыкву и бобы, что резко увеличивало урожайность участка.

Майя занимались и селекцией. Вот что писал выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов о земледелии майя: «Поля на Юкатане, как и в Чиапасе, на юге Мексики, в Гватемале около Антигуа,- пишет он,- нередко представляют собой как бы сообщество различных культурных растений: фасоль обвивает кукурузу, а между ними растут различного рода тыквы. Смешанная культура является господствующей в древней Мексике" И далее: "Естественно, что ручная культура майя, так же как ацтеков и сапотеков, должна была быть интенсивной. Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями, как, например, надлом початков у кукурузы перед созреванием... Возделывание растений мелкими делянками заставило уделять внимание самому растению... Многие сорта кукурузы, папайи, фасоли, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства..."

Важным фактором, определяющим эффективность земледелия, являлся точный агрокалендарь, созданный древними майя. Дело в том, что судьба урожая зависела от точного соблюдения сроков начала этапов подсечно-огневого земледелия. Напомню, что выжигать участок, выбранный для сева, земледельцы должны были перед самым началом сезона дождей. Опоздай хоть немного - и дожди, льющие несколько месяцев кряду, сделают невозможной подготовку участка к посеву.

Важность существования агрокалендаря очень хорошо иллюстрирует случай из современной истории потомков майя, живущих в Мексике. Его описывает в своей книге "Улыбающаяся Гватемала" Чешский путешественник Норберт Фрид: «В 1950 году многие мексиканские газеты сообщили об отчаянном положении индейцев - лакандонов в районах Хатате и Чулехунце. Им грозила голодная смерть. Но самоотверженные и бескорыстные люди сумели собрать достаточно большую сумму денег и доставили на самолетах в джунгли несколько тонн фасоли и маиса. Индейцы сообщили своим спасителям необыкновенную причину постигшего их бедствия: умер Панчо Вьехо - последний из лакандонов, кто разбирался в тайнах календаря и мог по звездам определить сроки основных полевых работ. После его смерти у племени было два неурожая только потому, что лесную поляну, которую они выжигали, заливало дождем, и индейцы опаздывали с севом».

Создателями и хранимый жрецами календарь обладал высокой степенью точности. Археологи, исследовавшие древний город Копана (территория Гондураса) обнаружили две каменных стелы, каждая из которых расположена на вершине холма. Один из этих холмов находился на западной, а другой на восточной оконечности долины Копана. Если встать у одной стелы и смотреть на другую, то окажется, что солнце заходит за нее два раза в год - седьмого сентября и двенадцатого апреля. Вторая дата приходится на конец сухого сезона. Именно в этот день жрецы извещали майя о грядущем сезоне дождей и на следующий же день земледельцы начинали выжигать участки под будущие посевы.

Существует противоречие между путем, которым развивались все великие цивилизации древности и уровнем развития цивилизации майя. Состоит оно в том, что все без исключения древние цивилизации возникли в долинах крупных рек, при этом в их сельском хозяйстве использовалась ирригация. В качестве примера можно привести Индию, Месопотамию, Китай и Египет. Получалось, что этот постулат не вписывается в историю цивилизации майя, так как никаких следов ирригации обнаружить не удавалось. С другой стороны, отсутствие ирригации означает маленькую плотность населения, отсутствие крупных городов, ну и, собственно, цивилизации. Но у майя были крупные города с великолепной архитектурой, огромными храмами, стадионами, дворцами; развитыми ремеслами, искусством, календарем и письменностью.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.