Города, дворцы и гробницы II тысячелетия до н. э. обнаружены и в других местностях Греции, например в Афинах. В греческих городах археологи нашли исписанные глиняные таблички. Надписи на них ученым удалось прочесть. Оказалось, что греки приспособили к своему языку изобретенную на Крите письменность. Таблички содержали списки земледельцев с указанием взыскиваемого с них налога, перечни рабынь (мужчин-рабов в то время было немного), скота и другие записи. Быки и лошади названы в списках по именам, а для рабынь указано только их общее число и число у них детей.
Во II тысячелетии до н. э. в наиболее плодородных областях Греции начал складываться рабовладельческий строй и возникли государства. В остальных областях население продолжало жить первобытнообщинным строем.
3.2 Поход греков на Трою
Большие раскопки были произведены и в Малой Азии, на высоком холме, недалеко от моря. В древности люди селились на этом холме более десяти раз. От каждого поселения остался слой земли со следами жилищ, брошенными и потерянными вещами. Были найдены и развалины города Трои микенского времени. Троя была окружена мощной каменной стеной и, как показали находки, вела торговлю со многими странами. Археология подтвердила древние сказания о морском походе греческих племен на Трою около 1200 лет до н. э.
3.3 Вторжение дорийцев в Грецию
Длительная война с Троей истощила силы греческих городов.
В конце II тысячелетия до н. э. в Грецию вторглись с севера новые греческие племена -- дорийцы. Их культура была значительно ниже микенской. Дорийцы разграбили и разрушили Микены и другие города. Они заселили Пелопоннес. Часть населения была ими покорена, а часть бежала, многие переселились на острова и восточное побережье Эгейского моря.
Вторжение дорийцев привело к резкому упадку хозяйства и культуры в Греции. Небольшие государства, возникшие во II тысячелетии до н. э., были уничтожены. В течение столетий здесь не строили каменных зданий. Ремесленные изделия стали грубыми. Торговля сократилась. Письменность была забыта.
3.4 Значение для истории греческих сказаний
Древнейшая история Греции, однако, сохранилась в памяти народа. Сказители передавали устно из поколения в поколение древние мифы, добавляя к ним новые подробности. Поэты-певцы, подыгрывая себе на лирах, пели о «златообильных» и «крепостных» городах, о подвигах и приключениях героев, о великанах, о богах.
Большинство ученых считали эти сказания целиком вымышленными. В них действительно много вымысла. Но в мифах и песнях рассказывается о борьбе древних греков с природой, их занятиях, орудиях труда, обычаях, о том, в каких бывали они в странах, в каких богов верили. Древние мифы и песни -- важный исторический источник о далеком прошлом Греции.
3.5 Миф об аргонавтах
На Кавказе на берегу черного моря, висело в роще золотое руно -- шкура барана с золотом шерстью. Оно принадлежало царю, владевшему морским побережьем. Дракон, никогда не смыкавший глаз, сторожил руно.
Со всей Греции собрались храбрецы, решившиеся на далекое и опасное путешествие за золотым руном. Их вождем был знатный юноша Ясон. Искусный мастер Арг построил для них деревянный корабль, ходивший под парусами на веслах. По имени мастера корабль назвали «Арго», а путешественников -- аргонавтами.
Долго плыли аргонавты. Им пришлось проплыть между скалами, которые то расходились в разные стороны, то сходились и сталкивались со страшной силой и грохотом. «Арго» едва успел проскользнуть между ними: скалы лишь раздавили последнюю доску рулевого весла. После многих приключений аргонавты прибыли на Кавказ. Царь обещал отдать золотое руно, если Ясон выполнит опасное задание.
Волшебница Медея, дочь царя, дала Ясону чудодейственную мазь. Ясон натер мазью свое тело, и оно приобрело нечеловеческую силу: ноги стали могучими, как медные столбы, руки крепкими, как клещи. Два огромных огнедышащих быка бросились на Ясона, наклонив рога. Но он даже не покачнулся от их ударов. По приказу царя Ясон запряг быков в плуг, вспахал поле и засеял его зубами дракона.
От этого посева сначала показались из земли наконечники копий и верхушки шлемов, а затем целое войско в медных доспехах. Грозно двинулось оно на Ясона. Ясон бросил в его ряды камень. Между воинами началась драка, а в это время Ясон перебил их своим мечом.
Хотя Ясон выполнил задание, царь не отдал руно. Медея усыпила колдовством дракона, охранявшего сокровище. Взяв руно, аргонавты отплыли от берега. С трудом спаслись они от погони и возвратились в Грецию.
3.6 Мифы о Геракле
По приказанию богов могучий Геракл должен был выполнить 12 подвигов.
Огромный лев нападал на животных и людей. У него была такая крепкая шкура, что от не отскакивали стрелы с бронзовыми наконечниками. Геракл сломал дуб и сделал дубину, которую не смогли бы поднять двадцать человек. Смело вошел он в пещеру, где жил лев. Тот бросился на Геракла, но богатырь ударом дубины оглушил, а затем задушил хищника руками. Шкура льва стала заменять Гераклу панцирь и шлем.
В топком болоте жила гидра -- змея с девятью головами, покрытая блестящей чешуей. Выползая из болота, она пожирала стада скота. Геракл сразился с гидрой, но когда он отрубал чудовищу голову, то на ее месте вырастали две новые. Тогда Геракл приказал своему спутнику прижигать горящими головами перерубленные шеи гидры. Головы перестали отрастать, и Геракл убил чудовище.
У царя Авгия было пять тысяч быков. Никто не убирал скотный двор, и он переполнился навозом. Геракл должен был очистить его за один день. В то время, когда Авгий пировал с гостями, Геракл запрудил две реки, протекавшие по близости. Реки, развились, и бурный поток воды смыл весь навоз.
Геракл отправился в дальний путь за золотыми яблока ми. Они росли в саду на берегу океана, далеко от Греции. Там по верованию древних греков, небо сходилось с землей; могучий Атлант держал на своих плечах небо -- огромный полукруглый свод. Пока Атлант срывал для Геракла яблоки, тот держал на своих плечах небо. От тяжести ноги его до колен ушли в землю, кости трещали, пот струился по телу.
4. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
4.1 Происхождение поэм
Особенно много сказаний было о походе на Трою. На основе этих сказаний были созданы две большие поэмы «Илиада» и «Одиссея». По преданию их сочинил великий поэт слепой Гомер. Предполагают, что поэмы были составлены в VIII веке, а записаны в VI веке до н. э. Они не только рассказывают о самом походе, но содержат яркие картины жизни, обычаев, верований, существовавших у греков в течение столетий.
4.2 Народное собрание греков
Название «Илиада» произошло от имени горда Илион. Так греки называли Трою. В «Илиаде» описываются события десятого года войны.
Длительная неудачная осада Трои и потери подорвали боевой дух воинов. Чтобы подбодрить их, вожди созвали народное собрание. Шумная толпа заполнила площадь в лагере. На собрание простой воин Терсит смело обвинил знатных людей в том, что они забирают себе всю добычу. Он призывал греков вернутся домой. Одиссей жестоко избил Терсита жезлом -- знаком власти вождя -- и заставил его замолчать. Угрозами и насмешками вожди уговорили воинов продолжать осаду Трои.
4.3 Сражение греков с троянцами
Вновь начались бои у стен Трои. Идя в бой, греки строились в отряды по племенам иродам. Простые воины сражались пешими, в рубашках из холста -- грубой льняной ткани; вооружены они были копьями и камнями. Вожди выезжали в бой на колесницах, запряженных конями. Кроме копий, у них были бронзовые мечи и доспехи, защищавшие тело вождя.
Лучшим воином среди греков считался могучий и «быстроногий» Ахилл, вождь одного из греческих племен. Самым сильным и смелым из троянцев был Гектор. В «Илиаде» описывается поединок между ними и гибель Гектора. В поэме рассказывается, что в сражения вмешивались боги; одни из них полагали грекам, другие -- троянцам. Бог кузнечного дела Гефест изготовил доспехи Ахиллу.
4.4 Похороны Патрокла
В бою погиб друг Ахилла Патрокл. Греки сложили бревна для огромного костра, сверху положили тело убитого. Затем зарезали и бросили в костер много быков, овец, лошадей, собак. Ахилл сам зарезал 12 пленных юношей троянцев. Автор поэмы осудил этот кровавый поступок, сказав, что Ахилл «совершил нехорошее дело». Подожгли костер, когда он догорел, сложили обгоревшие кости Патрокла в золотую урну и насыпали над ней высокий курган.
В честь погибшего Ахилл устроил игры -- состязания в гонках колесниц, в кулачном бою, в борьбе, в беге, в метании диска и копья, в стрельбе из лука. Участникам состязаний Ахилл давал призы: породистых коней, дорогие доспехи, золото, серебряную чашу, рабынь. Наиболее ценным призом был кусок железа.
«Илиада» заканчивается описанием похорон Патрокла и Гектора. О конце троянской войны сообщают сказания, не вошедшие в поэму.
4.5 Гибель Трои
Вскоре после похорон Патрокла и Гектора погиб и Ахилл. Когда он был ребенком, его мать -- богиня -- выкупала его в подземной реке. Тело Ахилла стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Он и умер от отравленной стрелы, вонзившейся ему в пятку. Отсюда происходит выражение ахиллесова пята, что значит «уязвимое место».
Чтобы овладеть Троей, греки по совету «хитроумного» Одиссея соорудили огромного деревянного коня. Внутри коня спрятались воины, а остальное войско укрылось на ближайшем острове. Троянцы приняли коня за дар греков богам и втащили его в город. Ночью воины вышли из коня и напали на спящих троянцев. В то же время греческое войско вернулось с острова и ворвалось в город. Греки перебили в Трое мужчин, взяли в плен женщин и детей, разграбили и подожгли город. Выражение троянский конь означает дар, опасный для того, кто его получает.
4.6 Содержание «Одиссеи»
Поэма рассказывает о приключениях Одиссея при его возвращении из Трои на родину -- островок Итаку, расположенный у западного побережья Греции.
На двенадцати кораблях воины Итаки отплыли от берега, на котором еще дымились развалины Трои. Множество опасностей и бедствий ожидал их. Бог холодного северного ветра поднял бурю, и греки сбились с пути. Великаны разбили каменными глыбами одиннадцать кораблей и перебили находившихся на них людей. Только кораблю Одиссея удалось уплыть в море. Спутники Одиссея рассердили бога грома и молнии Зевса. Зевс ударил в корабль сверкающей молнией и разбил его. Спасся лишь Одиссей, ухватившийся за обломок мачты. Волны вынесли его на берег.
Одиссей добрался до Итаки после десятилетних странствий. Его встретил раб, пасший стада свиней, принадлежавших Одиссею. Этот раб родился в свободной семье, но еще ребенком его украли финикийцы и продали на Итаку.
Во время отсутствия одиссея в его доме хозяйничали знатные юноши Итаки. Чтобы не быть узнанным, он пришел в свой дом под видом нищего. Поэма заканчивается рассказом, как Одиссей с помощью богини Афины перебил непрошенных гостей и вновь стал править на Итаке.
Страницы: 1, 2, 3, 4