С конца XVII века получило распространение школьное обучение на эстонском языке. В 1684 году при поддержке шведской королевской власти близ Тарту была открыта учительская семинария, где преподавал Бенгт Готтфрид Форселиус. В годы Великого Голода (1695--1697), из-за неурожайных лет, население сократилось приблизительно на 70 000 человек. Около 6 процентов населения Эстонии проживало в 10 городах, крупнейшими из которых были Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Нарва, Аренсбург, Пернау, Феллин.
За время Северной войны и эпидемии чумы 1710--1711 годов население Эстляндской губернии уменьшилось до 150 000--170 000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло 400 000 человек.
В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия. К концу XVIII века более половины населения губернии умело читать.
Появление новой российской столицы Санкт-Петербург сильно снизило торговое значение таких городов как Ревель (Таллин) и Нарва.
К 1790 население Эстляндской губернии насчитывало около 500 000 человек. Выросло и городское население (1782): Ревель (Таллин) -- 10.700, ДерптДерпт - официальное название г. Тарту в 1224-1893 гг. (Тарту) -- 3400, Нарва -- 3000, Пернау (Пярну) -- 2000. В первой половине XIX века немцы составляли 40--50 % горожан, и только 20--40 % являлись эстонцами.
В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.
В том же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов. Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.
В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. "Marahwa Nдddala-Leht") под редакцией Отто Масинга. В 1838 году в Дерпте (Тарту) основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд. В 1843 году пастор Эдуард Ааренс (1803--1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого. В 1840-ых годах не менее 64000 крестьян приняли православие. Однако в следующие два десятилетия было подано свыше 35000 ходатайств о возврате в лютеранскую церковь.
Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % на севере являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.
Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839--1906) -- основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841--1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев. Он отмечался российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.
Общество эстонских писателей (1872--1893), основанное в Дерпте (Тарту), и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр -- «Ванемуйне» (эст. «Vanemuine»). Следуя немецким традициям, в 1869 году был организован первый Певческий праздник -- фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 000 человек. Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.
В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. В 1882--1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях. Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах. Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены -- большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка. Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.
В 1897 году население Эстонии составило 958 000 человек, 90 % -- эстонцы, около 4 % -- русские и 3,5 % -- балтийские немцы. Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания. Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.
Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания. Семь старших офицеров командовали полками, 17 -- батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 -- подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий. Во время Первой мировой войны за храбрость и умелое руководство боевыми действиями офицеры-эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденами Святого Георгия. Получил этот почётный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6