Рефераты. История Евпатории

p align="left">У восточных ворот располагался один из самых крупных на полуострове невольных рынков. Гёзлёв являлся крупным центром работорговли. Основную массу рабов составляли пленные из русских и украинских земель, захваченные в ходе набегов. В год число невольников достигало 50-60 тысяч человек. Это был главный товар, который поступал в Турцию из Крыма через Гёзлёв. Спрос на невольников в Турции был огромный: мужчин отправляли на галеры и в каменоломни, на ремесленные и сельскохозяйственные работы, а девушек и молодых женщин - в гаремы.

В украинских народных думах, повествующих о страданиях пленников, нередко упоминается Гёзлёв-Кёзлёв-Козлов. В «Плаче невольника у турок о выкупе», например, говориться:

Як стане Чорноє море согравати,

Та не знатиме отець, либонь матірь,

У которої каторзі шукати:

Чи у пристані Козловської,

Чи у городі Царьграді на базарі.

Кульминационным моментом другой думы является бунт пленников-гребцов, овладевших турецкой галерой на рейде Козлова. Свой вклад в борьбу с турецко-татарскими завоевателями внесли запорожские и донские казаки. предпринимая походы на Крым, запорожцы неоднократно штурмовали и захватывали Козлов, освобождали из неволи пленников.

В 1588 году казаки совершили набег на западное побережье Крыма - от Перекопа до Гёзлёва. В 1589 году они штурмом взяли Гёзлёвскую крепость и освободили много невольников. В следующем веке (в 1675 году) двадцатитысячное войско кошевого атамана Ивана Сирко разгромило Бахчисарай и Гёзлёв, освободив при этом тысячи невольников.

Кроме «живого товара» отсюда вывозили соль и шерсть, войлок и кожи, оружие, полотно, хлеб. Гёзлёвская гавань могла одновременно принимать до 200 судов, которые приходили из Стамбула, Александрии, многих Средиземноморских городов и стран. В 17 веке Гёзлёв был одним из крупнейших торговых портов Крыма.

Корабли из Малой Азии, Константинополя, русских земель привозили сюда ткани и нитки, мыло и табак, медь и керамическую посуду, восточные пряности. Это был богатый купеческий город.

К 1790-м гг. в бывшем Гёзлёве насчитывалось более 300 лавок, 17 заезжих домов, около 50 кофеен и питейных домов, 18 пекарен, более 40 различных мастерских.

Город же застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами. На узких кривых улицах не было ни деревца.

От средневекового города сохранилась планировка улиц восточной части Евпатории, узких, запутанных, глухих, ведущих к мечети Крымского ханства Хан-Джами (Джума-Джами), построенной в 1552-1564 гг. ханом Девлет-Гиреем по проекту выдающегося турецкого архитектора Ходжи Синана, а также кяризная или водопроводная система города.

По поводу авторства и времени постройки мечети Хан-Джами не все ясно до сих пор. Есть свидетельства, что основой этого прекрасного здания мог быть христианский храм. В частности знаменитый путешественник Эвлия Челеби описывая это мечеть, пишет о прекрасном минарете, построенном Синаном, но никак не говорит о самом здании. Это не характерно для Челеби. Есть и другие авторы и литературные источники, которые ставят подобные вопросы.

Вот что написано по этому поводу в издании «Живописная Россия отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» под общей редакции П.П.Семенова в 1898 году:

«Первые сведения о Евпатории мы получаем от Броневского и затем от священника Иакова, бывшего в 1634-1635 годах в Крыму (т.е. еще до Челеби), с русским посланником Борисом Дворянниновым, который упоминает об этом городе только потому, что в нм была только церковь соборная, зело велика и украшена, но превращена в мечеть».

О какой христианской церкви говорится в данном описании не совсем ясно (авторы В.Х и Н.А.).

По описаниям, оставленных нам после похода русских, в 1736 году, в Крым, видно, что в Евпатории была крепость, разрушенная по приказу графа Миниха, а город состоял «из 5 тысяч домов, нескольких хороших мечети и христианской церкви». Судя по добычи и трофеям, доставшимся нашим войскам, можно полагать, что город был богатый и хорошо защищенный каменными стенами с огромными башнями, вокруг которых шел глубокий ров. Укрепления эти, судя по остаткам некоторых из них и поныне сохранившихся внутри города на Базарной улице, были возобновлены во время турецкого господства в этой местности.

Город делился на жилую и ремесленно-торговую части, а также по этническому признаку. И хотя основную массу населения составляли татары и турки, в городе жили армяне, караимы, греки, русские, цыгане. И каждая из этнических групп занимала свой квартал и район. Центром каждого из этих этносов был храм.

Гёзлёв был окружен крепостной стеной из бута и ракушечника, протяженностью около трех километров. Высота составляла 6-8 метров, толщина - 3-5 метров.

Стена, построенная в форме пятиугольника, имела пять ворот:

- Портовые ворота на востоке возле берега моря там, где теперь - православный собор,

- ворота Дровяного базара, на юго-востоке,

- ворота Белого муллы - на севере (в месте пересечения сегодняшних улиц Д.Ульянова, Караимской и Володарского),

- Земляные ворота на месте пересечения сегодняшних улиц Интернациональной и Больничной,

- Лошадиные ворота на западе там, где пересекаются улицы Пионерская и Демышева.

Пятиугольник крепостной стены проходил, если мы ограничим его улицами Интернациональной - Караева - Революции - Пионерской - Д.Ульянова.

В городе имелось 12 соборных мечетей, монастырь дервишей.

До наших дней сохранились храм армян-григорианцев на улице Интернациональной, строительство которого начатое в 1817г было завершено в 30-40-е гг. 19 в., а также комплекс караимских кенас по ул. Караимской, построенной в 1808-1815гг. по проекту братьев Самуила и Соломона Бобовичей. В мраморном дворике кенас установлена колонна, облицованная мрамором, в честь посещения храма императором Александром ‡T 1 ноября 1825г.

Так как караимы являются одним из коренных народов Крыма вообще и Евпатории в частности, остановимся на характеристике этого народа более подробно.

Руками храмы выбиты в скале.

Прошли века и пролетели годы,

Но помнят камни в Джуфт-Кале

След немалого, но гордого народа.

Пусть есть народы численно знатней,

Известнее, чем горстка караимов, но мне дороже все же и родней

Тот малый род аборигенов Крыма.

Г.Ефетов.

Крымские караимы (караи) - это древний народ, численность которого сейчас на всем земном шаре не превышает трех тысяч. Когда караимы появились в Евпатории точно неизвестно. Некоторые исторические источники называют даже 13 и 19 века. Вероятно, после того (в конце 17 - начале 19 веков) как они покинули пещерный город Чуфут-Кале, располагавшийся возле Бахчисарая, в Евпаторию переместились их духовные и культурные центры. Во всяком случае, построенные в 18 веке кенасы строились на месте ранее существовавшего древнего храма.

Караи - маленький осколок большого тюркского племени хазар (в 18-20 веках входили в состав Хазарского каганата) давших начало народу, который в последствии законом Российской империи был зафиксирован как «караимы».

Караимы (букв. «читающие»), еврейская секта, возникшая в 8 веке в Багдаде.

Караимы признают Библию единственным авторитетным источником, отрицая традицию Талмуда и раввинистические учения. Т.е. караизм - вероисповедание, в основе которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте.

Известны караимы по вероисповеданию, не имеющие ничего общего с крымскими караимами в этническом отношении, в частности арабы, греки, русские.

Караимы - аборигены Крыма - сформировались в результате смешения древнейшего населения края с тюркскими племенами (гунны, хазары и др.).

Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а их язык - к кипчакской группе языков. Близкородственные языки: крымскотатарский, кумикский, карачаевско-балкарский. Тюркские имена встречаются на памятниках родового караимкого кладбища с первых веков нашей эры.

На своей исторической родине в Крыму, караимы жили в основном в Кырк-Кале, Джуфт (Чуфут)-Кале, Мангупе и Гёзлёве. Основными занятиями издревле были садоводство, овцеводство, военное дело, извоз, ремесло и торговля.

Фамилии свидетельствуют о древних профессиях: «аваш» - охотник, «балджи» - пчеловод, «койчу» - чабан, «таббах» - кожевенник, «сараф» - меняла и т.д. нередко фамилии соответствуют названию древних тюркских родов и племен: Комен, Кырк, Узун, Найман, Черкес, Аваз, Калмук и др. Очень уважаемым был род Кырков (напомним ,что Кырк-Ер - значит земля Кырков).

В прошлом караимы жили в основном в горах и предгорьях Крыма. Кырк-Ер (Чуфут-Кале) - раньше считали округом с крепостью в центре. Судя по ярлыкам крымских ханов, границы округа простирались до источника Юсуф-Чокрак и Теж-Керменте.

В 1246 году часть крымских караимов попала на запад Украины (Луцк, Галич) по приглашению Данила Галицкого, предоставившего им землю и льготы, а в 1398 году Великим князем Вивтовтом - в Литву, где караимы охраняли княжеский замок.

В 18 веке караизм приняла верхушка хазар. Затем это учение распространилось и среди тюркских племен хазарского каганата, в том числе и в Крыму. После падения каганата в 11 в. караимы имели в Крыму самоуправление и религиозную самостоятельность в округе Кырк-Ер. Духовным главой караимов был Гахан (Гахам), светским - Сар или бий (князь), священники - газзаны.

В Крымском ханстве караимы сохраняли самоуправление и относились к привилегированному сословию тарханов. Общине предоставлялись льготы, гарантии внутренней независимости и покровительство. Среди караимов имелись члены ханского дивана, начальники монетного двора, казначеи. От почетных титулов «ага» и «челеби» позже образовались фамилии.

В России религия караимов была признана самостоятельной, близкой к раннему христианству.

В середине 19 века центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию. В Евпатории находились: соборный храм - кенаса, резиденция Гахана, национальная библиотека, было открыто Александровское духовное караимское училище. В разных городах в местах компактного проживания караимов существовали караимские улицы и слободки. Караимы активно участвовали в жизни Крыма. Среди них имелись городские головы, председатели земских собраний, мировые и третейские судьи, высшие офицеры, дипломаты, Члены государственного совета и думы. Евпаторийцы на протяжении длительного времени неизменно выбирали караима Городским головой, назвали сквер и сад именами благотворителей Дувана и Шакая.

В паспортах писалось «вероисповедания караимского». В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму - 5 тысяч. Действовало 20 храмов - кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 - в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названная в честь царя и с его согласия. По переписи 1989 года в бывшем Советском Союзе числилось 2809 человек.

В культурной жизни России в 19 - начале 20 вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И.Дуван-Торцов, композитор С.Майкапар, московский архитектор Н.Арабаджи, дипломат М.Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее, евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и др. творческая деятельность караимов по данным Румянцевской библиотеки в начале 20 века была очень интенсивной. Перечень атрибутов публикаций насчитывал 1208 человек, что довольно значительно, для малочисленного народа. Интересы караимов охватывали почти все направления человеческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.