Рефераты. История Ирана

ри Сасанидах преемственность была сохранена, но при этом произошли и некоторые важные изменения в религиозных традициях. Маздаизм пережил большинство ранних реформ Заратуштры и оказался связанным с культом Анахиты. Чтобы соперничать на равных с христианством и иудаизмом, была создана священная книга зороастрийцев Авеста, сборник древних стихов и гимнов. Маги по-прежнему стояли во главе жрецов и были хранителями трех великих национальных огней, а также святых огней во всех важных поселениях. Христиане к тому времени уже давно подвергались преследованиям, их считали врагами государства, поскольку отождествляли с Римом и Византией, но к концу правления Сасанидов отношение к ним стало более терпимым и в стране процветали общины несториан.

В Сасанидский период возникли также и другие религии. В середине 3 в. проповедовал пророк Мани, который развивал идею объединения маздаизма, буддизма и христианства и особенно подчеркивал необходимость освобождения духа от тела. Манихейство требовало от жрецов безбрачия, а от верующих добродетельности. Последователи манихейства должны были соблюдать посты и возносить молитвы, но не поклоняться изображениям и не совершать жертвоприношений. Шапур I благосклонно относился к манихейству и, возможно, намеревался сделать его государственной религией, но этому резко воспротивились все еще могущественные жрецы маздаизма и в 276 Мани был казнен. Тем не менее манихейство еще на протяжении нескольких столетий сохранялось в Центральной Азии, Сирии и Египте.

В конце 5 в. проповедовал еще один религиозный реформатор - уроженец Ирана Маздак. Его этическая доктрина соединяла как элементы маздаизма, так и практические представления о ненасилии, вегетарианстве и общинной жизни. Кавад I поначалу поддержал секту маздакийцев, но и на этот раз официальное жречество оказалось сильнее и в 528 пророк и его последователи были казнены. Появление ислама положило конец национальным религиозным традициям Персии, но группа зороастрийцев бежала в Индию. Их потомки, парсы, все еще исповедуют религию Заратуштры Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. 1980. - С.89.

5. Памятники архитектуры и литературы

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних - эллинистические, в других - буддистские, в третьих - греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий - царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Заключение

В заключении подведем основные итоги курсовой работы. Курсовая работа была посвящена систематизации, накоплении и закреплении знаний об истории Ирана и особенностях развития в эпоху Ахеминидов.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

В процессе написания курсовой работы мной были изучены вопросы образования империи Ахеминидов. Также были рассмотрены особенности правления Кира I Великого.

В курсовой работе изучены и проанализированы реформы Дария I, а также Греко-персидские войны.

Следует отметить, что наряду с устройством государства и политическим аспектами развития Ирана в эпоху Ахименидов, в курсовой работе были рассмотрены также и письменность, религия, памятники архитектуры и литературы страны.

Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан.

Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя династии Ахеменидов (550-330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза - мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив столицу Древней Ассирии Ниневию.

Дарий I Великий (годы правления 522-486 до н.э.), считается величайшим из Ахеменидов. Родился ок. 550 до н.э. Сын Гистаспа (Виштаспы), сатрапа Парфии и Гиркании в восточной Персии, потомок по младшей линии основателя персидской царской династии Ахемена. Обстоятельства его прихода к власти туманны. В возрасте 28 лет он служил копьеносцем при своем дальнем родственнике царе Камбисе, когда тот умер или, не исключено, был убит, направляясь из Египта, чтобы подавить мятеж некоего Гауматы, объявившего себя Бардием (или Смердисом), братом Камбиса. Дарий сразу же принял царский титул и поспешил в очаг волнений Мидию. Гаумата и его сторонники погибли, до этого потерпев поражение в нескольких кровопролитных битвах. Дарий наградил шестерых вельмож, поддержавших его претензию на трон, предоставив им и их детям привилегированное положение при дворе и в администрации Дарий Великий. 1989. - С.113.

Таким образом, цель и задачи курсовой работы были достигнуты. Работа полностью и подробно осветила стоящие перед ней вопросы.

Список литературы

1.
Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим: События. Люди. Идеи. М., 1987

2. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. 1980.

3. Дарий Великий. 1989.

4. Древний Иран. 1999.

5. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века. 1956.

6. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. 1989.

7. История Востока в 6 томах. Том 1. 1999.

8. История древнего мира. Часть 2. 1989.

9. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. 1958.

10. Кир - царь персидский. СПб, 1899

11. Ксенофонт. Киропедия. СПб, 1837

12. Лебедев И.А. Кир и падение Вавилона по клинообразным надписям. М., 1882

13. Луконин В.Г. Древний и средневековый Иран. 1987.

14. Мелларт Д. Древние цивилизации Ближнего Востока. 1982.

15. Рогозина З.А. История Мидии, второго вавилонского царства и возникновение персидской державы.

16. Современный Иран: Справочник. М., 1993

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.