Рефераты. История изучения днепро-двинской культуры

1960-1961 гг. в бассейне р. Угры на городище Попов Городок у д.Федотково раскопки производил С.И. Борисов. В 1965 году в свет вышел учебник Э.М. Загорульского для исторических факультетов вузов БССР, в котором даются некоторые общие данные о днепро-двинской культуре. В целом эти сведения включают правильное представление о данной культуре, но распространение понятия "днепро-двинская культура" на древности V-VIII вв.н.э. не является правомерным. Опубликованная в 1971 году "Археологическая карта БССР", составленная Г.В. Штыховым включает обширные сведения о городищах раннего железного Среднего Подвинья и смежных с ним территорий. Штыхов также исследовал путем раскопок наслоения днепро-двинской культуры на городищах: Кострица, Бороники, Лужесно, Лукомль и Полоцк. (Шмидт, 1992 с.17).

С 1974 г. изучением памятников днепро-двинской культуры в Западнодвинском бассейне в границах Беларуси занимается В.И. Шадыро. Им обследовано свыше 100 городищ и открыто 11 новых памятников, а также уточнена западная граница днепро-двинской культуры. Раскопки на городищах Барсуки и Замошье дали значительный материал, который характеризует ранний период существования днепро-двинской культуры. В результате обобщения исследований В.И. Шадыро в 1985 г. опубликовал сводную работу "Ранний железный век Северной Беларуси", в которой подвел итоги более чем столетних работ по изучению городищ днепро-двинской культуры в пределах Беларуси (Шмидт, 1992 с.18; Шадыро, 2003 с.7). Так, основным типом поселений у населения днепро-двинской Белорусского Подвинья Шадыро называет укрепленные поселки-городища и отмечает отсутствие селищ, одновременных городищам. Локальные различия в устройстве городищ он связывает исключительно с особенностями рельефа. Шадыро, как и другие исследователи до него, выделяет несколько этапов в развитии системы фортификации на городищах. На первом этапе укрепления сводились к подсыпке краев площадки и сооружению деревянных изгородей вокруг нее. С IV в. до н.э. по краю площадки начал сооружаться вал, а на нем деревянные конструкции. С рубежа н.э. городища начинают хорошо укрепляться, превращаясь в поселки-крепости с довольно развитой фортификационной системой. Шадыро делит городища на холмовые и мысовые и выделяет в каждом типе по характеру оборонительных сооружений разновидности. Что касается жилищ, то самым ранним видом жилищ, по предположению Шадыро, могли быть округлые в плане землянки. Относительно же наземных жилищ, тут наиболее древними исследователь называет удлиненные дома по краям площадки. С рубежа н.э. можно говорить о появлении отдельно стоящих однокамерных домов. Дальнейшее усовершенствование в домостроительстве Шадыро связывает с каменной вымосткой пола и глиняной обмазкой стен в Среднем Подвинье (Шадыро, 1981 с.6-9; Шадыро, 1985 с. 19-30; Шадыро, 2003 с.10-11). В развитии материальной культуры племен изучаемого региона им отмечено большое значение кости вплоть до рубежа н.э., как материала для изготовления орудий труда. Также Шадыро указывает на довольно позднее появление железных предметов в материальном комплексе днепро-двинских племен - вторая пол. I тыс. до н.э. (Шадыро, 1981 с.10-11; Шадыро, 2003 с.11-13). Керамический материал днепро-двинских племен Шадыро относит к двум отделам: слабопрофилированные и баночные. В этих отделах по форме стенок сосуды разделяются на типы. При этом отмечено, что баночные сосуды преобладают в нижних слоях и их количество увеличивается в западном направлении. Для слабопрофилированной посуды указывается такая особенность, как превышение максимального расширения на уровне плечиков над общей высотой. В отличие от керамического материала Смоленщины керамика Белорусского Подвинья чаще имеет орнаментацию: для баночных сосудов - сквозные отверстия, для слабопрофилированных - прочерченные и нарезные линии, ямочные вдавления и т.д. (Шадыро, 1985 с.79-88; Шадыро, 2003 с.12-13). Используя анализ материальной культуры и полученные датировки В.И. Шадыро разделил время существования культуры на 3 периода: первый период (VIII-VII вв. до н.э. - V вв. до н.э.) характеризующийся господством каменной и костяной индустрии; второй период (IV-I вв. до н.э.) - появление изделий из железа, которые к концу периода становятся преобладающими; третий период (I-IV вв. н.э.) - железо становиться главным сырьем, а преобладающее значение кости падает. По данным городищ Урагово, Бураково, Кубличи, Зароново, Кострица В.И. Шадыро смог сделать вывод о том, что в конце II и в первой половине I тыс. до н.э. роль ведущей отрасли хозяйства у днеро-двинских племен приобрело скотоводство. При этом в отличие от Смоленщины здесь преобладало разведение крупного рогатого скота. Земледелие же играло роль побочной отрасли. Но с распространением железных орудий труда становится ведущей отраслью хозяйства в первых веках н.э. Шадыро по совокупности археологического материала определяет, что племена днепро-двинской культуры находились на стадии развитого патриархата. В ареал днепро-двинской культуры Шадыро включает почти всю Витебскую область, ограниченную с запада линией: латышское порубежье - Браслав - Воропаево, с юга: Воропаево - Докшицы - Лепель - Чашники и далее через верховья рек Друти, Прони и Беседи граница уходила в Смоленскую область. В своей сводной работе исследователь выделил западнодвинский вариант культуры в противовес смоленским городищам (Шадыро, 1981 с.14-16; Шадыро, 1985 с.88-105; Шадыро, 2003 с.14-15; Шадыро, 1998 с.88-89). В 2003г.В.И. Шадыро новые данные и старый материал объединил в докторской диссертации "Белорусское Подвинье в эпоху железа и раннего средневековья". В данной работе исследователь при рассмотрении классификации городищ дополняет тип мысовых еще одним вариантом - городища, которые имеют валы на склонах кроме напольного. Классификацию жилищ он не изменил, но дал датировку к каждому виду: землянки с конической крышей - VIII-V вв. до н.э., двухкамерные длинные дома - V-I вв. до н.э., отдельные наземные дома столбовой конструкции - с рубежа н.э. Шадыро в своей работе приводит точную классификацию костяных наконечников стрел, железных топоров, серпов, шпилек, браслетов. В датировке культуры он приходит к выводу, что нижние даты некоторых архаических городищ (Замошье, Ратюнки, Зазоны, Урагово) можно относить к концу II началу I тыс. до н.э. Для развития скотоводства у днепро-двинских племен Шадыро отмечает тенденцию сближения Витебского Подвинья со Смоленским Поднепровьем и Верхним Подвиньем. Он также делает поправку насчет земледелия, указывая на то, что оно становиться основной отраслью хозяйства только с распространением пашенного земледелия не ранее V в. н.э. В своей диссертации Шадыро упоминает и о верованиях племен и отмечает наличие культа умерших. Опираясь на данные об обряде погребения у милоградских и юхоновских племен автор делает предположение о том, что основу погребального обряда днепро-двинских племен составляло трупосожжение с дальнейшим оставлением пепла на поверхности земли или в воде. Но на сегодняшний день данный факт нельзя назвать правильным из-за отсутствия находок захоронений днепро-двинских племен. Шадыро делает упор и на сложность вопроса о происхождении культуры. Этническая принадлежность же не вызывает у исследователя никаких колебаний - он относит культуру к восточно-балтскому ареалу (Шадыро, 2003 с.6-17; Шадыро, 1985 с.104-115).

Выпущенные в свет в 1985 и 1986 годах "Своды памятников истории и культуры Белоруссии" по Витебской и Могилевской областям включают обширные сведения о городищах днепро-двинской культуры раннего железного века, часть из которых не была известна ранее и только получена в результате полевых работ коллектива белорусских археологов в 1970-х годах. В 1980-х годах в связи с составлением "Свода памятников истории и культуры Смоленской области" было предпринято сплошное обследование территории днепро-двинских городищ, в котором участие принимали группа археологов Москвы и Е.А. Шмидт (Шмидт, 1992 с. 19).

В 1990-х годах насчитывается несколько статей по днепро-двинской культуре, при этом стоит упомянуть о таких как статьи Колосовского, Левко, Метельского, Медведева и Егорейченко. Колосовский и Левко в своей статье привели некоторые новые сведения по материальной культуре днепро-двинцев, основываясь на исследованиях в северо-западной Беларуси. Исследованию подверглось селище I тыс. н.э. на юго-западной окраине г. Городка. Было заложенно три раскопа и на каждом выделено три слоя, при чем на всех раскопах слои имеют схожие характеристики. На среднем и нижних горизонтах преобладают гладкостенная лепная и лепная с расчесами керамика. Почти полное отсуствие на селище днепро-двинской керамики, позволило авторам выдвинуть предложение о том, что этнокультурные отношения в данном регионе не сводились к взаимодействию днепро-двинской культуры со штриховиками. (Левко, Колосовский, 1990 с.57-59) Метельский и Медведев в своей статье по исследованию городища Карабановичи, проанализировав материальный комплекс костяных и металлических предметов, приходят к выводу о принадлежности данного городища к днепро-двинской культуре. Также опираясь на костяной материал можно говорить о сильном влиянии со стороны дьяковской культуры (Мяцельскі, Мядзведзеў, 2001 с.6-11). Егорейченко свою статью посвятил этнокультурной ситуации в Белорусском Подвинье. В ней автор, анализируя материал раскопок городищ западной части течения Двины, приходит к выводу о том, что граница между днепро-двинской и культурой штрихованной керамики в железном веке не была стабильной. К тому же указывая на частую встречаемость на днепро-двинских городищах элементов штрихованной керамики, автор говорит о сильном влиянии со стороны штриховиков (Егорейченко, 1994 с.8-11). В верховьях Западной Двины и Ловати археологические изыскания проводил Б.С. Короткевич… Он также исследовал памятники типа среднего слоя городища Тушемля. Короткевич в ходе своих исследований приходит к выводу о не полном соответствии данных о среднетушемлинских памятниках действительности. Он расширяет ареал среднетушемлинского типа, говорит о чужеродном характере профилированной керамики для населения городищ днепро-двинской культуры. Главным выводом Короткевича является утверждение о заимствовании племенами лесной полосы культуры земледелия из лесо-степной зоны (Короткевич, 1992 с.65-67).

Послевоенный период изучения днепро-двинской культуры стал по сути дела стержнем основных знаний о культуре, которые имеются на сегодняшний момент. За почти 65 лет археологами было исследовано большое количество городищ, были сделаны основные выводы по раскопкам городищ, а так же выдвинуты проблемы, которые нуждаются в решении или уточнении. Благодаря проведенным исследованиям была прослежена эволюция фортификационных сооружений на городищах и жилищ населения днепро-двинской культуры, изучен керамический материал и дана классификация, решен вопрос об этнической принадлежности представителей изучаемой культуры. Проблемы этнических групп в самой культуре, погребального обряда и типа захоронений, происхождение днепро-двинских племен оказались не решенными. Пересматривается сейчас и вопрос о временных границах культуры. Стоит отметить и тот факт, что в послевоенный период археологические раскопки стали проводиться специально подготовленными специалистами.

Заключение

Подводя итоги изучения памятников днепро-двинской культуры, следует отметить, что за более чем столетний отрезок времени в результате анализа и исследований многих археологов были получены обширные материалы, которые помогли составить представление о материальной и духовной культуре большой группы племен, населявших северную часть Верхнего Поднепровья и Белорусское Подвинье.

Данная работа была построена таким образом, чтобы можно было проследить закономерности и тенденции в изучении этно-культурного массива Подвинья и Верхнего Поднепровья. В итоге, были выделены три периода изучения днепро-двинской культуры.

Так, для первого периода, дореврлюционного, можно выделить такие особенности как малая фактологическая база исследований, отсутствие специальных учреждений, занимавшихся данной проблемой; как таковых раскопок не проводилось, обычно исследования проводились археологами-любителями, этнологами, краеведами, что сказывалось на научной репрезентативности полученных материалов. Также стоит упомянуть об отсутствии обобщающих работ в данный период изучения культуры. Без внимания до начала XX в. оставались такие памятники как городища. Но все же заслугой исследователей в это было составление точных топографических описаний археологических памятников и археологических карт местности.

Второй период, 20-30-е гг. XX в., стал по сути периодом становления как советской археологии, так в частности и белорусской археологии. В это время на территории страны появляются специальные учреждения, занимающиеся разработкой планов археологических исследований, составлением описаний памятников и подборкой уже имеющегося материала, организацией археологических экспедиций, другими словами изучение культуры становиться на научные рельсы. Исследования стали проводиться планировано и систематично. К тому же появились учебные заведения, начавшие подготовку специалистов в области археологии. Что же касается самих выводов исследований, то в этот период было допущено несколько ошибок, но это объясняется недостаточно развитой базой фактов. Так, было принято разделять культуры Верхнего Днепра и Подвинья, и вообще никто из исследователей не выделял исследуемую культуру как таковую, на указанные территории распространяли необоснованно трупосожжение как обряд погребения, была составлена не совсем точная классификация городищ, некоторые исследователи пытались найти связь упомянутых племен с более поздним славянским населением. В общем же данный период дал первоначальный объем информации, который в дальнейшем был использован для вывода общих положений по материальной и духовной культуре населения Верхнего Поднепровья и Подвинья.

Третий период изучения днепро-двинской культуры в целом и дал те выводы, которые имеются на данный день по материальной и духовной культуре, этнических условиях в регионе. Именно с этого времени археологическими исследованиями начали заниматься подготовленные специалисты. Собранный за последние 60 лет материал позволил очертить круг проблем, которые были решены или находятся на этой стадии, и круг проблем, которые из-за недостаточности материала на данный момент не могут быть решены. Так, совершенно ничего не известно о погребальном обряде населения днепро-двинской культуры, проблемными на сегодняшний день являются вопросы о происхождении населения культуры и о локальных этнических группах в самой культуре, полученные последние данные также поставили вопрос о возможном пересмотре границ существования днепро-двинцев. Сложным для решения является и вопрос об этнокультурных взаимоотношениях в изучаемом регионе. Так, даже те выводы, которые сегодня имеются, с появлением нового материала будут уточняться или пересматриваться.

Список сокращений

1. ГАЗ - Гістарычны археалагічны зборнік

2. ПКА - Запіскі аддзела гуманітарных навук. Кн.11. Працы археалагічнай камісіі.

3. СА - Советская археология

Литература

1. Алексеев Л.В. Очерки истории белорусской дореволюционной археологии и исторического краеведения до 60-х годов XIX века // СА.М. 1967. №4. с.146-163.

2. Алексеев Л.В. Белорусская археология и историческое краеведение во второй половине XIX-начале XX века // СА.М. 1968. №3. с.85-100.

3. Археологический сборник № 15: Материалы по археологии европейской части СССР от эпохи раннего железа до средневековья.Л. 1973.

4. Белорусская археология: Достижения археологов за годы советской власти. Мн. 1987.

5. Вяргей В.С. Археалагічная навука ў БССР у 1919-1941 гадах. Мн. 1992.

6. Егорейченко А.А. Этнокультурная сітуація в Белорусском Подвинье в железном веке // ГАЗ. Мн. 1996. №10. с.8-11.

7. Загорульский Э.М. Днепро-двинская культура // Археология Белоруссии. Мн. 1965.

8. Короткевич Б.С. Памятники типа среднего слоя городища Тушемля и днепро-двинская культура // Насельніцтва Беларусі і сумежных тэрыторый у эпоху жалеза. Мн. 1992. с.65-67.

9. Левко О.И., Колосовский Ю.В. Новые данные о памятниках железного века в Северо-восточной Беларуси // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1990. с.57-59.

10. Ляўданскі А.М. Археолегічныя досьледы ў Віцебскай акрузе // ПКА. 1930а. т.2 с.93-104.

11. Ляўданскі А.М. Археолегічныя досьледы ў Полацкай акрузе // ПКА. 1930б. т.2 с.157-168.

12. Митрофанов А.Г., Будько В.Д. Археология Белоруссии за советский период // СА.М. 1967. №4. с.122-145.

13. Митрофанов А.Г. Памятники днепродвинской культуры. // Очерки по археологии Белоруссии. Мн. 1970.

14. Митрофанов А.Г., Дучиц Л.В. Городище Ратюнки // ГАЗ. Мн. 1994.№5. с.163-181.

15. Мяцельскі А.А., Мядзведзеў А.М. Гарадзішча Карабанавічы // Матэрыялы па археалогіі Беларусі 2001. №3. с.6-11.

16. Седов В.В. Культура днепродвинского междуречья в конце I тыс. до н.э. // СА.М. 1969. №2. с.116-125.

17. Седов В.В. Славяне верхнего Поднепровья и Подвинья.М. 1980.

18. Третьяков П.Н. Древние городища Смоленщины.М. 1963.

19. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге.М. 1970.

20. Шадыро В.И. Племена днепро-двинской культуры Белорусского Подвинья: Автореферат дис…к-та ист.н.М. 1981.

21. Шадыро В.И. Ранний железный век Северной Белорусии.М. 1985

22. Шадыро В.И., Дучиц Л.В. Древности второй половины I тыс. н.э. на северо-западе Белоруссии // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1987. с.56-58.

23. Шадыро В.И. Железный век Северной Белоруссии в исследованиях А.Г. Митрофанова // Насельніцтва Беларусі і сумежных тэрыторый у эпоху жалеза. Мн. 1992. с.112-115.

24. Шадыра В.І. Аб паўдневай мяжы днепра-двінскай культуры на Беларусі // ГАЗ. Мн. 1998.№13. с.88-89.

25. Шадыра В.І. Днепра-двінская культура // Археалогія Беларусі. Мн. 1999.

26. Шадыра В.І. Беларускае Падзвінне ў эпоху жалеза і ранняга сярэдневечча: Аўтарэферат дыс…д-ра гіст.н. Мн. 2003.

27. Шмидт Е.А. Племена верховьев Днепра и некоторых смежных территорий в железном веке: Автореферат дис…к-та ист. н.М. 1963.

28. Шмидт Е.А. Особенности развития днепро-двинской культуры в первых веках н.э. // Беларускія старажытнасці. Мн. 1972.

29. Шмидт Е.А. Днепро-двинские племена в I тыс. н.э.: Автореферат дис…д-ра ист.н.М. 1981.

30. Шмидт Е.А. Племена верховьев Днепра до образования Древнерусского государства. Мн. 1992а.

31. Шмидт Е.А. Днепро-двинские племена и великое переселение народов // Насельніцтва Беларусі і сумежных тэрыторый у эпоху жалеза. Мн. 1992б. с.13-15.

32. Шут К.П. Памятники раннего железного века на севере Белоруссии // Древности Белоруссии. Мн. 1966. с.166-182.

33. Шут К.П. Городище Кубличи ушачского района // Древности Белоруссии. Мн. 1969. с.265-283.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.