Почта в Одессе возникла одновременно с городом. Еще в 1794 году в Хаджибее, как тогда называлась Одесса, была учреждена почтовая экспедиция, причем, как прием, так и получение писем производились 2 раза в неделю. При экспедиции существовала и почтовая станция, содержание которой сдавалось в подряд.
Среди статистических данных деятельности Одессы за 1802 г. приводятся следующие городские расходы: на наем двора для почтовой станции - 242 р., на содержание почтовой станции - 2116 р. 50 коп. на жалование провожатым при почтовых суммах - 426 р. 67 коп. Для сравнения можно привести годовые расходы на устройство городских колодцев - 248 р., на жалование городскому лекарю - 100 р., городским трубочистам - 10 р.
В 1803 г. в инструкции для первого градоначальника Одессы герцога А.Э. Ришелье наряду с важными объектами надзора числилась и почтовая контора.
Первая почтовая контора в Одессе была открыта в 1816 г. Она была учреждена указом от 16 октября 1816 года и называлась Одесская пограничная почтовая контора.
В почтовом словаре Российского государства, изданном в 1826 г. в Санкт-Петербурге, отмечается, что в Одессе, городе Херсонской губернии, есть Одесская портовая почтовая контора, под непосредственным ведомством Малороссийского почтамта. Дорога от нее в города: Николаев, Тирасполь, Овидиополь, Балту, Вознесенск, Ольвиополь.
До 1823 г. почтовая контора своего постоянного здания не имела. В 1823 г. на суммы земского сбора был для Одесской почтовой станции и почтовой конторы приобретен дом на углу Екатерининской и Жуковского (там где сейчас находится Одесская городская телефонная сеть). Со временем помещение было расширено за счет приобретения участка по Екатерининской улице и постройкой флигеля по фасаду этой улицы и вглубь. В этом здании почтамт находился до 1898 г., когда он переехал в новое помещение на ул. Садовую. А сама улица, на которой размещалась почта, стала называться Почтовой.
По свидетельству современников в 20-е годы ХІХ ст. проезд по Почтовой улице в распутицу был настолько опасен, что его запирали цепью.
В Новороссийском календаре на 1836 год, изданном в Одессе в 1835 г. приводятся все сведения, касающиеся работы почты в Одессе: почтовая такса, расстояния Одессы от главных городов Новосибирского края и главных городов России, время прихода и отхода почты, сведения о почтовых лошадях и т.д.
Из этих сведений можно узнать, что почта отправлялась по направлениям 2 раза в неделю и принималась в эти же дни в определенные часы, существовала твердая такса за отправку писем и посылок в различные места России, например, за пересылку в Бессарабию взимались 30 коп., за 1 лот с письма и 1 фунт посылки, в Московскую губернию - 70 коп., в С.-Петербургскую - 100 коп.
Приводились также пути следования почтовых дилижансов с указанием всех населенных пунктов и расстояние между ними, трактиров, постоялых дворов и т.д.
Здесь же была таблица, в которой указывалось по сколько почтовых лошадей впрягать в различные экипажи в разное время года. Так, если в почтовую кибитку для одного пассажира впрягалось 2 лошади, то в четырехместную карету с одним чемоданом и сундуком или 2-мя чемоданами без сундука для пяти и шести пассажиров в весенне-летний сезон положено было впрягать 9 лошадей.
В 20-е годы ХІХ в. почтальоны носили темно-зеленый мундир курьеров военной коллегии и рейтузы из серого сукна, картуз с медным государственным гербом и султаном из зеленых и черных перьев. В дороге почтальону полагалась сабля, и в городе полагалось носить на черной лакированной портупее кортик. На ноги одевались полусапожки со шпорами. Такая форма с небольшими изменениями просуществовала до начала второй половины ХІХ столетия.
В 1828 году появилось черноморское почтовое пароходство, соединившее Одессу постоянными рейсами с Константинополем и Редут Кале (Кавказ), для чего были куплены 3 парохода.
С 1830 г. в почтовых конторах вводятся новые должности. В почтамтах: ревизоры, контролеры, сортировщики, разборщики, приемщики и присяжные (при казначействе), в прочих почтовых учреждениях - экспедиторы, контролеры, сортировщики и унтер-офицеры. Так в Новороссийский календарь на 1836 г. попали следующие одесские почтовые чиновники: окружной пост-инспектор УП округа и его помощник, почтмейстер губернской почтовой конторы и его помощник, а также почтмейстер пограничной почтовой конторы, его помощник, контролер, 2 экспедитора и письмоводитель.
С 1843 г. на почте было введено единообразие по оплате почтовых отправлений независимо от того, в какую часть России письмо или посылка отправлялась, учитывалось только расстояние.
Однообразная весовая такса дала возможность ввести штемпельные конверты, которые были введены законом от 26 января 1848 г. штемпельные конверты были выпущены трех родов: в 10, 20 и 30 коп. Фактически конверты подготовили переход к марочной оплате весового сбора. Почтовые марки в России были введены в 1858 году. Марки гасились специальными штемпелями. В Одессе штемпель пограничной почтовой конторы выглядел в виде овала из трех рядов точек с цифрой «6» в центре, а рядом ставился штемпель с датой.
В 1846 году в Одессе открыто первое почтовое отделение почтамта, однако своего постоянного помещения оно не имело и поэтому в разных адрес-календарях называются его разные адреса: на углу Нежинской и Конной №19 (1894 г.), Екатерининская, 43 (1899 г.), Екатерининская, 37 (1914 г.).
До 1869 г. в Одессе не было городской почты, т.е. письма можно было отправлять в другие населенные пункты, но не в самом городе. Хотя в других городах организация городской почты уже осуществлялась: в 1833 г. в Петербурге, в 1844 г. в Москве, в 1868 г. - в Варшаве и Казани.
В Одессе, несмотря на крупный размер торговой жизни проект об устройстве первоначально сочувствия не встретил. Пограничный почтмейстер доносил, что коммерческое население производит деловую переписку через своих приказчиков, а остальное население совсем писать не станет, решая все дела между собой на словах. Было и еще одно «местное условие» против заведения городской почты, в Одессе в это время не было мостовых и весной и осенью письмоносцы принуждены были бы «таскаться по колено в грязи».
Однако жизнь требовала решения этого вопроса. И в какой-то мере этому способствовала одна из важнейших почтовых реформ - подписка и рассылка периодических изданий, которая перешла в ведение почтового ведомства с 1852 г. в первом же проекте Одесса вошла в число 8 городов, где предполагалось на почте производить подписку на газеты и журналы (С.-Петербург, Москва, Рига, Митава, Вильна, Киев, Тифлис). Интересно, что все номера газет и журналов должны были доставляться издателями на почту в наглухо заклеенных пакетах с печатными адресами подписчиков.
В 1856 году изменилась форма почтальона. Отменено было ношение кортиков. Вместо мундиров стали носить суконные темно-зеленые однобортные полукафтаны, шаровары, сапоги, фуражки с почтовым гербом. Мундиры почтовых чиновников напоминали военную форму, но уже без шпаг, шпор и золотых лампасов.
С 11 февраля 1863 г. на почте введены круглые стальные штемпеля с датой в три строки с орнаментальными «цветками» под датой. На письмах, посланных из Одессы, эти штемпеля есть с 1864 г.
26 мая 1855 г. в Одессе был основан электротелеграф, который вначале относился к телеграфному департаменту, но в 1865 г. Почтовый и телеграфный департамент были объединены и составили новое министерство почт и телеграфов. С 1865 г. Телеграфне станции стали открываться при почтовых конторах. Затем на некоторое время они снова разъединились, чтобы вновь объединиться к 1884 г.
Историк А. Скальковский отмечает активную работу Одесской почтовой конторы в 60-е годы ХІХ ст..
В 1868 г. Одесская почтовая контора принесла доходу казне от простых писем, отправлений, страховых денег - 206700 р., переслала 19396000 руб., получила 36683000.
В 1869 г. было получено писем:
Простых - 217767, заграничных - 158627, денежных - 102360
Оправлено: простых писем - 408391, заграничных - 82302, денежных - 44369.
Интересны при этом слова историка:
«Невольно задается вопрос: как, получая такие громадные суммы, целый миллион писем и посылок, может управиться поштмейстер, его поморник и два експедитора».
Но вот, наконец, в Одессе 17 апреля 1869 г. была открыта городская почта и по городу были размещены первые 12 почтовых ящиков. Это событие нашло отражение в одесских газетах. Так 15 апреля 1869 г. в «Одесском вестнике» появилось объявление: «Одесский пограничный поштмейстер имеет честь довести до всеобщего сведения, что постоянные дожди последних дней и отказ мастеровых устанавливать в такое время городские почтовые ящики вынудили обложить на самый краткий срок открытие действий городской почты».
На следующий день в той же газете одесский пограничный почтмейстер сообщал публике что «операция городской почты начнется с завтрашнего дня», т.е. с 17 текущего апреля. С раннего утра этого дня публикою могут быть опускаемы в расставленные по разным пунктам города почтовые ящики как городские письма, так и иногородние и заграничные.
Городская почта первоначально планировалась в виде эксперимента и круг ее действия ограничивался чертою внешнего и приморского бульваров.
Население не сразу поняло назначение почтовых ящиков. В «Ведомостях одесского градоначальства» за 17 апреля 1869 г. есть следующее: «Хорошо было бы возле ящиков наклеить печатные объявления с объяснением их назначения, потому что вчера мы слышали как несколько человек, стоявших возле одного ящика, спрашивали о том, можно ли опускать в эти ящики денежные письма.
До конца года городскою почтою было доставлено 7060 писем, 1468 пригласительных билетов, 862 объявления.
Между прочим, в Киеве городская почта начала действовать только через три года - в 1872 г.
В 1876 г. в Одессе и предъместьях было уже 26 почтовых ящиков. Корреспонденция вынималась 4 раза в сутки. Письма по городской почте доставлялись летом 4 раза в сутки, иногородник - 2 раза.
Любопытен и такой факт: до 1864 г. посылки с книгами подлежали оплате по общей посылочной таксе в зависимости от расстояния, а с 1864 г. весовая такса книг и периодики была уменьшена втрое.
Условия работы почтовых работников были далеки от идеальных. С 1830 г. под конец 1860-х годов не изменились ни штаты, ни оклады. Возросшая в несколько раз корреспонденция занимала гораздо больше времени и превратила рабочий день почтового чиновника в «почти бессменное дежурство». В официальной докладной записке царю Александру ІІ было сказано «У почтовых чиновников нет в году дней, в которые бы они освобождались от занятий. У многих нередко, у других постоянно ночной сон прерывается приходом и отправлением почт и эстафет». По вычислению главного управления почт труд почтовых чиновников простирался от 12 до 18 часов в сутки.
Не менее тяжелы были условия работы почтальонов: они по несколько раз в день разносили на плечах тяжелую корреспонденцию, общий вес которой в день иногда достигал нескольких пудов. И здесь рабочий день продолжался до 16 часов, а обход участка составлял иногда от 20 до 30 верст в день (по длине улиц). Оклады почтовиков были очень малы по сравнению с окладами чиновников других ведомств. В 60-е годы ХІХ ст. станционный смотритель получал в день всего 11 коп. чиновнику того же 14-го класса, посаженному под арест, полагалось выдавать кормовых денег по 12 коп. в день.
Страницы: 1, 2