Рефераты. История развития России конца XIX - начала ХХ вв.

p align="left">При переходе к нэпу на государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично транспорт. Однако уравнительная оплата труда, характерная для времен гражданской войны, была заменена новой тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. "Пайковая" система снабжения постепенно вытесняется денежной формой зарплаты. Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.

Восстанавливается всероссийский рынок. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открываются торговые биржи. Допускается известная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Развиваются концессии и кооперация: потребительская, сельскохозяйственная, культурно-промысловая. По условиям хозяйственной деятельности (цены, кредит, налоги, товароснабжение и т.п.), кооперация была поставлена в более выгодные условия, чем частный капитал. В конце 1923 - начале 1924 г. потребительская кооперация переводится на добровольное членство.

В 1921-1924 гг. создается банковская система; Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов.

Реформы нэпа тормозились неустойчивостью денежного обращения. С 1921 г. начинается работа по приспособлению денежной системы к условиям рыночного хозяйства. В 1922-1923 гг. проводятся две деноминации. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта - червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Денежная реформа завершилась в 1924 г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

Введение твердой валюты укрепило "смычку" индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота. Однако денежная реформа не могла устранить структурного противоречия между крупной централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе: облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако рост крупного индустриального товарного крестьянского хозяйства продолжала сдерживать налоговая политика советской власти в деревне.

Итак, нэповская хозяйственная модель представляла собой вариант многоукладной экономики, включавший следующие основные структурные элементы:

1) минимальную связь с мировой экономикой, сведенную к внешней торговле на основе государственной монополии (концессионный капитал давал в 1920-е годы меньше 1% промышленной продукции);

2) жесткое государственное управление почти всей промышленностью (трестовский хозрасчет);

3) неэквивалентный обмен с деревней (безвозмездное отчуждение части ее продукции в форме сельхозналога, затем - при помощи "ножниц цен" на аграрные и индустриальные товары в пользу промышленности);

4) торможение роста индивидуального крупно-товарного крестьянского хозяйства.

Билет 22. Политический строй и политическая борьба в СССР в 20-е годы

В 1920-е годы почти на всей территории бывшей Российской империи (за исключением Финляндии, Прибалтики, Польши, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии) утвердилась диктатура большевистской партии - вариант однопартийной политической системы. В начале десятилетия другие, так называемые советские партии - меньшевики и эсеры были разгромлены ВЧК или объявили о самороспуске, в 1921 г. самораспустился Бунд.

Летом 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, обвинявшимися в контрреволюционной, террористической деятельности. Протесты мировой общественности побудили большевистских лидеров отказаться от проведения готовившегося аналогичного "процесса меньшевиков". С организованной политической оппозицией большевистскому режиму в стране было покончено. В годы гражданской войны большевистская партия приняла форму милитаризованной организации. Это положение закрепил Х съезд РКП(б) (весна 1921 г.), запретивший фракционную деятельность. Реальным руководящим центром страны было Политическое бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в которое в 1921 г. входили Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, а также Н.И. Бухарин, М.И. Калинин, В.М. Молотов в качестве кандидатов. Здесь обсуждались и решались все крупные политические и экономические вопросы, которые после этого проводились через соответствующие государственные органы.

Назначение весной 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б) И.В. Сталина ускорило процесс централизации партии. Структура партийных комитетов разных уровней была унифицирована, во главе их поставлены освобожденные секретари, призванные заниматься исключительно партийной деятельностью.

В 1920-е годы складывается своеобразная "технология власти", при которой утверждение на любой ответственный пост в области государственного, хозяйственного управления, культуры и т.д. являлось прерогативой соответствующих партийных органов: ЦК, областного, городского, районного комитетов.

В этих условиях продолжился развернувшийся в годы гражданской войны процесс формализации органов советской власти. В 20-е годы, по сути, возрождается та же самая дореволюционная структура власти: жесткая вертикаль партийных секретарей (при царе - генерал-губернаторов), обрамленная структурами местного представительства - Советами (до революции - земствами); и все это покоилось на широком базисе десятков (если не сотен) тысяч мирских сходов (в деревне в 20-е годы, как и при царе, жила подавляющая масса населения России).

Сложившаяся однопартийная система функционировала в сравнительно "мягком" режиме. Ключевые посты в органах власти занимали члены большевистской партии. Подлинно правовое государство создано не было, но террор резко пошел на убыль. В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (упразднены революционные трибуналы, учреждались прокуратура, адвокатура) и конституционно закреплена цензура, ВЧК времен гражданской войны была преобразована в Государственное Политическое Управление (ГПУ), а затем ОГПУ при СНК СССР.

Режимом проводилась карательная политика в отношении церкви (в первую очередь православной), ряда художественных направлений. Встав на путь компромисса в экономике, большевики, несмотря на раздававшиеся время от времени воинственные декларации, вспышки террора, все же вынуждены были пойти на определенный компромисс и в политике, в частности национально-государственной.

К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции формируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской, Белорусской, Азербайджанской, Армянской, Грузинской Советских Социалистических Республик, Бухарской и Хорезмской Советских Народных Республик (в ноябре 1922 г. в РСФСР вошла Дальневосточная Республика).

В большинстве этих государственных образований к 1921-1922 гг. у власти находились национальные коммунистические партии.

В каждой республике действовали своя конституция, органы государственной власти и управления. В 1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объединение советских государств в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной, что привело в то же время к возникновению разнообразных конфликтов между руководством 'РСФСР и ряда республик (Украины, Грузии).

В декабре 1922 г. РСФСР, Белоруссия, Закавказская Федерация (объединившая в марте 1922 г. Азербайджан, Армению, Грузию), Украина, подписав Союзный договор, образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор устанавливал разграничение компетенции между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами.

Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР, который, по предложению Ленина, должен был иметь четырех председателей (М.И. Калинин, Н.Н. Нариманов, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков), представлявших каждую союзную республику. В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР, которые после многочисленных дискуссий были сформулированы в новой Конституции, принятой 31 января 1924 г. Конституция СССР сохраняла за каждой республикой право свободного выхода из Союза, территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия.

Созданный с применением административно-политического нажима Советский Союз являлся федеративным по форме, но унитарным по существу государством. Национально-территориальные формирования располагали в основном лишь культурно-национальной автономией. В 20-е годы создается значительное количество национальных школ, театров, газет; широко издается литература на языках народов СССР; многие народы впервые получают разработанную учеными письменность.

Противоречивостью, нестабильностью отличалась в годы нэпа и ситуация внутри самого большевистского режима. Жесткий авторитаризм мог быть эффективен лишь при беспрекословном выполнении представителями низших ступеней властной иерархии директив высших. Для этого "верх" должен был обладать непререкаемым авторитетом в глазах "низа". Таким "авторитетным верхом" в большевистской партийно-государственной пирамиде был исторический лидер большевизма, председатель СНК СССР Владимир Ильич Ленин.

Перед ним склоняли голову самые амбициозные большевистские руководители: Г.Е. Зиновьев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий. В нем партийные (и не только) массы видели носителя истины в последней инстанции.

Положение резко изменилось после смерти Ленина (21 января 1924 г.). Сложилась парадоксальная ситуация - авторитарный режим без авторитарного вождя и при существовании трех приблизительно равных по влиянию течений: левого - сторонников Л.Д. Троцкого; центра - вначале сторонников "тройки": Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева, члена Политбюро, И.В. Сталина; правого - во главе с Н.И. Бухариным, А. И. Рыковым и М.П. Томским.

Существовавшие разногласия в "верхах" дезориентировали низшие звенья властной иерархии, представители которой порой не знали, на мнение кого из лидеров следует ориентироваться в практической политике. Разброд в умах функционеров мог парализовать авторитарный режим.

Объективно было возможно двоякое развитие событий. Либо отмена решения Х съезда партии о запрете фракций в ВКП(б), переход к социал-демократической модели партии, допускавшей сосуществование в ней различных официально признанных течений, платформ, а в конечном счете - к плюралистической политической модели, либо выдвижение нового вождя. Переход на социал-демократические позиции был крайне маловероятен. Выдвинуть нового вождя мешали амбиции большевистских "олигархов". В результате партию залихорадило.

В условиях переплетения партийной, государственной, хозяйственной власти борьба претендентов на лидерство принимала форму соперничества конкурирующих социально-экономических программ, выдвигавшихся, как правило, в периоды экономических сбоев (в 1923, 1925, затем в 1928-1929 гг.).

Левые считали, что полное построение социалистического общества в СССР, отсталой в технико-экономическом отношении стране, возможно лишь в результате победы мировой (или, по крайней мере, европейской) пролетарской революции. Правые полагали, что возможно построение социализма первоначально в одной стране - в Советском Союзе. Чтобы добиться этой цели, следует относиться к мелкому частному капиталу; плановая политика, по их мнению, не должна была быть чрезмерно жесткой, план должен был быть скорее рекомендательным, чем обязательным. Не выступая формально против демократизации партии, они фактически усиливали аппаратные начала во внутрипартийной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.