Рефераты. История России

p align="center"> 2.4. Социальная политика

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.

В 1722 г. последовало издание Табели о рангах, разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. то же,- 138 с.. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так, господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог - подушную подать. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все «вольные гулящие люди» были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали.

Крестьяне, принадлежавшие помещикам (помещичьи или частновладельческие) и монастырям (монастырские), платили в казну 74 копейки в год. Крестьяне же, которые проживали на общинных землях, находившихся в ведении государства (черносошные - жили на землях Поморья, Поволжья, Сибири; ясашные - нерусское население, вносили оброк мехами; однодворцы - мелкие служилые люди южных окраин страны), платили налог на 40 коп. больше, чем владельческие, т. е. 1 руб. 14 коп. Эта категория населения получила название государственных крестьян (40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку).

Жители города, составлявшие 3% населения страны, также были прикреплены к месту уплаты подушной подати. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записаться в цехи. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, «обретающиеся в наймах и черных работах». Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами в 1721 г. был создан Главный магистрат. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, оставались сословными группами феодального общества.

Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г. была проведена попытка искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. то же, - 139 с..

Так, при Петре сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

2.5. Государственное устройство

Рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» руководили действиями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.

В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский,- записано воинском регламенте,- есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Кабинет - личная царская канцелярия.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I.

В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 10 первых коллегий. Для них построили специальное здание (ныне его занимает Петербургский университет). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел - внешними сношениями, Военная - сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская - флотом, Камер-коллегия - сбором доходов, Штатс-контор-коллегия - расходами государства, Ревизион-коллегия - контролем за исполнением бюджета, Юстиц-коллегия - судопроизводством, Вотчинная - дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия - промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия - торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода знаменовало еще один шаг на пути подчинения церкви государству: Еще в 1700 г. после смерти патриарха Адриана новый глава церкви не был избран, а был назначен местоблюститель патриаршего престола А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. то же - 140 с.. А в 1721 г. должность патриарха - главы русской церкви была упразднена, практически была отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику - обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов - один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. то же - 141 с.. Только в органах центральных учреждений на конец петровского царствования их насчитывалось более 3 тыс. человек. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

2.6. Армия и флот

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот.

Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200 тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100 тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

2.7. Указ о престолонаследии

Сын Петра и Евдокии Лопухиной царевич Алексей вырос набожным, скрытным, нерешительным человеком. Он так и не сумел стать соратником отца, ориентируясь на круги бояр, близких к матери и не принимавших резкой, насильственной ломки устоявшихся дедовских традиций. В ответ на упреки отца в лени, злом и упрямом нраве и его требование немедленно ехать к армии Алексей отказался от трона, а затем бежал в Австрию. По приказу Петра он был возвращен в Москву и допрошен. На допросе царевич признался в заговоре против отца, и в 1718 г. был осужден на казнь. Однако умер он не от казни, а, по официальной версии, от потрясения содеянным через два дня после объявления приговора 28 лет от роду. Истинная причина смерти Алексея до сих пор достоверно не установлена.

В 1722 г. Петр I издал Устав о наследовании престола, по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т. е. приравнивалось к государственной измене. Издание указа было связано с личной трагедией Петра - конфликтом с сыном от первого брака Алексеем и стремлением царя-реформатора неуклонно идти путем преобразований.

От второй жены - Екатерины Алексеевны (Марты Скавронской - дочери латышского крестьянина, с которой он обвенчался в 1712 г.) родились одиннадцать детей. Однако к моменту кончины Петра в живых остались только три дочери (Анна, Елизавета и Наталья). Вопрос о наследнике престола так и остался открытым.

2.8. Значение реформ

Петр I Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории: Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дает основание говорить о допетровской и послепетровской России.

Отношение к Петру и его реформам - своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Что это - исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. то же - 143 с? Что это - разрыв, распад религиозно-нравственного единства народа, сделавший дворян и чиновников иностранцами в собственной стране, или переход в новое качество, требовавшее новых усилий на традиционном русском историческом пути развития? Эти споры не утихают и сегодня.

Одни специалисты говорят, что петровские реформы привели к консервации феодально-крепостнической системы, нарушению прав и свободы личности, вызвавших дальнейшие потрясения в жизни страны. Другие утверждают, что это крупный шаг вперед по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы.

Представляется, что в конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер. Объективные условия развития страны породили адекватные меры по ее реформированию. Великий А. С. Пушкин наиболее чутко угадал и понял суть того времени и роль Петра в нашей истории. Для него, с одной стороны, Петр - гениальный полководец и политик, с другой - «нетерпеливый помещик», чьи указы «писаны кнутом». И действительно, Петр создал дворянскую империю, которая просуществовала до 1917 г.

Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля. Несомненно, Петр I был наделен чертами харизматического (наделенного уникальными личностными чертами) лидера. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса», наиболее полно реализовавшимися в доктрине абсолютистского государства. В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь порой с личными интересами подданных. Царь все время находился в движении - создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями.

Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (от М. В. Ломоносова, А С. Пушкина до А. Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, В. А Серов, М. М. Антокольский), деятелей театра и кино (В. М. Петров, Н. К. Черкасов и др.), композиторов (А. П. Петров) А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. то же - 144 с.

Вопрос 3. Советско-германские договоры 1939 г. Их современная оценка

Практически одновременно с началом переговоров с Англией и Францией о создания системы коллективной безопасности с весны 1939 г. СССР приступил к зондажу германских позиций по поводу возможного сближения. В свою очередь, Гитлер был крайне заинтересован в скорейшем выяснении позиций Советского Союза, поскольку исчерпал все возможности уступок со стороны Запада и решил продолжить свою игру по расшатыванию международной системы теперь уже при помощи Востока 3уев М.Н. ,История России: Учебник для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - с 495.

Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией.

23 августа 1939 г. в Москве министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В.М. Молотовым был подписан советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). В дополнительном секретном протоколе к договору разграничивались "сферы интересов" Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно ему, Польша становилась немецкой "сферой интересов", за исключением восточных областей, а Прибалтика, Восточная Польша (т. е. Западная Украина и Западная Белоруссия), Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) - "сферой интересов" СССР. Таким образом, СССР возвращал утраченные в 1917-1920 гг. территории бывшей Российской империи. Заключение coветскo-германскогo пакта привело к пpeкращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР, отзыву английской и французской делегаций из Москвы.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши - Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г.

17 сентября 1939 г. в соответствии с секретными протоколами советско-германского пакта о ненападении (от 23 августа 1939 г.) польскую границу пересекла Красная Армия, имея задачу разгромить "противостоящие войска противника". Быстро продвигаясь вглубь польской территории, советские войска Украинского и Белорусского фронтов, почти не встречая сопротивления, к исходу сентября вышли на заранее определенную совместно с германским командованием демаркационную линию.

28 сентября 1939 г. в Москве между Германией и СССР был подписан договор «О дружбе и границе», ставший новым шагом на пути сближения нацизма и сталинизма. К договору прилагались секретные протоколы и карты, по которым территория Литвы попадала в сферу интересов СССР, а к Германии отходили Люблинское и часть Варшавского воеводства.

В октябре на территориях Западной Белоруссии и Западной Украины, контролируемых Красной Армией, были проведены "выборы" в Народные собрания, которые "провозгласили" советскую власть и обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять эти территории в состав Советского Союза.

Новые секретные договоренности давали Советскому Союзу возможность свободы действий в создании "сферы безопасности" у его западных границ. Они позволили СССР навязать договоры ''О взаимной помощи" Эстонии от 28 сентября, Латвии от 5 октября и Литве от 10 октября 1939 г. Согласно последнему договору Литве был передан город Вильно и Виленская область, отторгнутые Польшей в 1920 г.

По этим договорам СССР получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территории военно-морских и военно-воздушных баз, что было оговорено в специально заключенных военных конвенциях. Более того, в знак уважения к интересам германского союзника И.В. Сталин пошел на передачу в руки гестапо многих сотен немецких антифашистов, скрывавшихся в СССР от нацистов, а также санкционировал депортацию около полумиллиона поляков - как бывших военнослужащих, так и гражданского населения, многие из которых бесследно канули в ГУЛАГе.

Разгром Польши и временный союз со Сталиным обеспечил Гитлеру надежный тыл для осуществления "блицкрига" на западноевропейском театре военных действий. Уже 9 октября 1939 г. фюрер подписал директиву ОКВ № 6 о подготовке нападения на Францию, а через 10 дней утвердил план стратегического развертывания германских войск для проведения наступательных операций на Западе (план «Гельб»).

Открытая поддержка Германии Советским Союзом была сформулирована в докладе В.М Молотова на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939 г., где отмечалось, что Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция " ... стоят за продолжение войны ... Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война "за уничтожение гитлеризма", прикрываемая фальшивым флагом борьбы за "демократию" 3уев М.Н. ,История России: Учебник для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - с 496-497..

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него сoветскo-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. По решению Лиги Наций от 14 декабря 1939 г. СССР под предлогом его агрессии был исключен из этой организации. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинул ась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда государств Восточной Европы А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина, то же, с 386..

Используемая литература

1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, ТА. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. - 520 с.

2. 3уев М.Н. ,История России: Учебник для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - 688 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.