Первое государство в землях восточных славян получило название Русь.
Начало государства Руси связывается с основанием г Киева в земле полян.
Объединение восточно-славянских земель в древне-русское госуд было подготовлено социально-экономическими и политическими процессами. Развитие производительных сил,распад родовой общины,превращение её в соседскую,рост городов,возникновение военной дружины всё это вело к образованию государства
Норманнская теория
Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями(рюрик,синеус и Трувор), норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности.
2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей
объединение восточно-славянских земель в древне-русское госуд было подготовлено социально-экономическими и политическими процессами. Развитие производительных сил,распад родовой общины,превращение её в соседскую,гост городов,возникновение военной дружины всё это вело к образованию государства
Основу хозяйства древнерус госуд составляло пашенное земледелие.Славяне занимались скотоводством,охотой,рыболовством и бортничеством.Совершенствовалось ремесло.Торговля была слабо развита,так как преобладало натуральное хозяйство.расширение торговли было связано с образование государства.
соц-эконом строй. начали развиваться феодальные отношения.Земля находилась в руках феодалов,крестьяне не являлись собственностью земли,а были её держателями.они могли иметь свой скот,орудия труда,дом.на земле,которую ему дал феодал,крестьянин должен был трудиться и отдавать часть своего урожаю.это была земельная рента, барщина-отработка,оброк-денежная или натуральная-продукты.распространённой формой организации производства было вотчина,она передавалась по наследству,владельцы князи и бояре,на ряду с ними существовали крестьяне-общиники,они были неподвластны феодалам,они платили дань в пользу государства князю великому.всё свободное население носило название люди,оттуда сбор дани-полюдье,вся остальная масса населения,зависимая от князей,называлась смердами,они могли жить в крестьянских общинах или на вотчинах,где находились в более тяжелой форме зависимости.некоторые обедневшие крестьяне могли брать купу у феодалов и отрабатывали,пока не вернут долг.в княжеской и боярской вотчине были и рабы,назывались холопами или челядью-это были пленники или обедневшие крестьяне.
862 Рюрик утвердился в Новгороде. управление киевом он передал своим мужам Аскольду и диру.олег 882Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира. объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.Торговым партнёром Руси была Византия,князья совершали походы на южного соседа.олег подошел к станам Константинополя.в результате этого похода был заключен договор с греками.согласно договору купцы имели право жить месяц за счет греков в Константинополе,но обязны были ходить без окружения.купцы должны были иметь при себе письменный документ и заранее предупреждать имперетара о прибытии.по договору купцы ввозили собранную на Руси дань и могли продавать на рынках Византии. после смерти Олега княжил 912Игорь.был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условия,во время правления Игоря произошло восстание древлян,князь собирал дань с древлян,отправил обозы в киев и вернулся обратно с небольшой дружиной,древляни перебили дружину,а князя казнили.Ольга жестоко отомстила за смерть мужа.древлянское посольство,которое предлогало ей в мужья своего князя Мала,было закопано в землю,а второе сожжено.на поминальном пиру были перебиты подвыпившие древляне.Ольга в качестве дани просила дрвлян по три голубя и по три воробья с каждого двора,к ногам голубей была привязана зажженная пакля с сеном,когда те прилетели в свои гнезда в древлянской столице вспыхнул пожар. Ольга в Константинополе приняла христианство. Вернувшись из Константинополя Ольга передала власть сыну Святославу. Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы. В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии.
Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги,на этом месте был построен Софийский собор,в Киеве были при Ярославе построены золотые врата-порадный въезд в столицу древней руси, издан первый свод законов -- Русская Правда. По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.По норманкой версии Рюрик считается викингом-варягом,происходящим из Скандинавии.Альтернативой "норманской теории" является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. "Повесть временных лет" прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение
Древние славяне были язычниками. они поклонялись физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.верховным божеством у славян был Перун,божество молнии.славян очень завораживало сверкание молнии и гром.у славян существовали языческие обряды,наприме,после сбора зерновых культур. первосвященник накануне должен был вымести святилище, недоступное для всех, кроме него; в день торжества, взяв в руки рог Святовида, он смотрел, наполнен ли тот вином, и угадывал будущий урожай; выпив вино, снова наполнял им сосуд и вручал Святовиду; приносил богу своему медовый пирог длиной в рост человеческий; спрашивал у народа, видел ли его, и желал, чтобы в следующий год пирог был уже съеден идолом в знак счастья; наконец, объявлял всем благословение Святовида, обещая воинам победу и добычу. Желая выразить могущество и грозность богов, славяне представляли их великанами с ужасными лицами, со многими головами.окружали идолы гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и проч.Второй праздник отмечался в начале весны-это была масленица Встреча весны и проводы зимы. Третий праздник имеет место 23 июня и известен под названием Ивана Купалы он посвящен трем стихийным божествам солнцу, огню и воде сопровождается собиранием трав, купаньем, зажиганием костров и прыганьем через них.Словяне верили в домовых и тд. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека -- рождение, свадьба, смерть. тризна-погребительный обрят у словян.Разводили огонь на кладбище и с сжигали мертвого с его женою, конем, оружием. обряды заключались веселым торжеством,боями.свадебный обряд-жених крал свою невесту на игрищах,предварительно договорившись с ней,отцу невесты он давал вено в виде выкупа.мать невесты пекла курник.жених в дом невесты посылал петуха.
Владимир предпринял попытки превратить языческую религию в государственную.в Киеве он на холме поставил статую Перуна,изображения Даждьбога,хороса,стрибога симаргла и мокоши,у статуй состоялась церемония жертвоприношений,это была попытка объединить различные божества.попытка Владимира не увенчалась успехом.
В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке
Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение.в 988 Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину".
4. Расцвет Древнерусского государства (конец X - середина XII вв.). Ярослав Мудрый. "Русская правда". Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах
После гибели Святослава,князем стал его старший сын Ярополк,его брат Олег получил древлянскую землю,а третий сын Владимир получил Новгород,в результате междоусобиц между братьями,980Владимир стал великим князем. Владимир укрепил границы Руси и расширил их.
Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение.Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14