Рефераты. История России XX век

p align="left">Взятие городов и сел, регулярные их зачистки сопровождались жестокостями, и лишь немногие случаи получали широкую огласку. 25 ноября 1999 г. в станице Слепцовской военные с бронемашины расстреляли в упор 21-летнюю Л. Котиеву. Генералы пытались выдать воинов за боевиков, однако инцидент произошел при многочисленных свидетелях. Еще больше позора федеральной армии принес высокопоставленный военный - командир полка полковник Буданов, который ночью выволок из дома чеченскую девушку и в воинской части задушил и закопал в землю. Происшествие получило огласку только благодаря многочисленным свидетелям. М. Удугов предложил обменять Буданова на 9 омоновцев из Перми, находившихся в плену, угрожая в противном случае подвергнуть их казни. Власти не пошли на обмен, и пленные в указанный срок были казнены. Получилось, что полковник косвенно виновен и в гибели 9 омоновцев.

Законы войны таковы, что насилие порождает насилие, идет бесконечный «обмен» жестокостями. Уже давно объявлено об освобождении всех городов и сел Чечни, об уничтожении всех основных сил и баз боевиков, а они вот уже третий год после начала операции продолжают ежедневно нападать на российские войска, подрывать боевую технику, убивать воинов. Не проходит и дня без сообщений об этом. На третьем году войны в центре Грозного сбит вертолет с высокопоставленными должностными лицами Генштаба: погибли два генерала, шесть полковников и других старших офицеров, а также экипаж вертолета. В январе разбился другой вертолет: погибло 14 чел., в т.ч. два генерала, три полковника.

Парадоксальность положения объяснялась постоянным пополнением рядов боевиков новыми силами, составляющими небольшие отряды и группы. Они являются порождением жестоких методов, применяемых при проведении «контртеррористической операции». Это - «дети войны», которые ранее не собирались воевать, даже ждали прихода армии как освободительницы, но потеряв родственников и близких, свои дома и села, они включились в борьбу с целью мщения за убитых и исчезнувших.

Данную версию подтверждает и назначенный Кремлем глава администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров: «в начале войны 1994-1996 гг. в рядах боевиков было 5-6 тыс.человек, к окончанию уже 10-12 тыс. В эту кампанию начинали воевать от 1,5 тыс. человек. Но прошли зачистки и людей, поддерживающих боевиков, стало в 3 раза больше». Он убежден, что «военные, проводя зачистки, вольно или невольно, работают на боевиков».

Число задержанных, увезенных неизвестно куда и навсегда пропавших увеличивалось. В июне 2001 г. на парламентских слушаниях вице-спикер В. Лукин признал: «беспредел» и работорговля, процветавшие в республике еще в первой половине 90-х годов, существуют и по сей день. В розыске - до 1,5 тыс. человек (600 из них исчезли в ходе «контртеррористической операции»). Их, как правило, увозят во время зачисток и схватывают на улице, и их следы теряются.

За все время военной операции не менее острой была и остается проблема беженцев. Их число в пик операции дошло до 250 тыс. только в Ингушетии, что характеризовалось как гуманитарная катастрофа. Через два года после начала операции их было 120 тыс. Они третью зиму зимуют в тяжелейших условиях, в дырявых палатках без тепла и света, не возвращаются в свои дома, боясь зачисток.

Общественное мнение на Западе крайне резко реагировало на войну в Чечне. Население западных стран знакомо с жуткими картинами войны - обстрелов, разрушений, зачисток. Под давлением общественности власти США, Франции, Германии осуждали методы и средства проведения операции, считали их неадекватными, требовали прекращения чрезмерного применения сил против гражданского населения, предлагали решения проблемы путем переговоров.

Чеченский вопрос стал предметом обсуждения на встрече в верхах, организованной ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. Она вошла в историю как «чеченский саммит», т.к. Россия с кровоточащей проблемой Чечни была в центре встречи. В принятом документе Россия признала необходимость соблюдения норм ОБСЕ в чеченском регулировании, разрешения кризиса политическим путем, необходимость начала политического диалога с чеченской стороной.

С течением времени восприятие войны в российском обществе несколько изменилось: упал первоначальный национал-патриотический подъем, но и не возникло антивоенного движения. Происходило привыкание народа к жертвам, потерям своих сыновей, к трауру - признак неблагополучного общества. Не оправдались и циничные расчеты на возрождение величия государства и армии через войну, пролитие крови. Не стала война маленькой и победоносной, о чем мечтали политики и военные. Она стала затяжной, кровопролитной, подорвавшей престиж России. Уже к ноябрю 2001 г. погибло 3108 воинов, ранено - 11,6 тыс., а сколько погибло граждан России чеченской национальности, не знает никто.

В условиях войны усилились негативные тенденции в армии -росла дедовщина, от которой ежегодно гибнут, по данным Минобороны, около 500 человек, а по подсчетам правозащитников - от 2 до 5 тыс.; порядка 30 тыс. военнослужащих ежегодно становятся объектами побоев и издевательств со стороны старослужащих и командиров; наблюдается массовое уклонение молодежи от призыва на военную службу, массовое дезертирство. От службы пытаются уклониться ежегодно около 20 тыс. призывников. В последние годы ежегодно российскую армию незаконно покидают примерно 5 тыс. военнослужащих.

Внешняя политика

Самым значительным геополитическим событием в 90-е годы явился развал многовековой Российской державы. Он был обусловлен действием «закона распада империй», ускорен социально-экономическим и политическим кризисом советской системы. На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса сверхдержавы, её роль в международных делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства дистанцировались от нее. К её рубежам приблизился военный блок. В мире заговорили о провале экономической реформы в России, коррумпированности власти, экспорте «русской мафии» и др.

В феврале 1996 г. Россия сделала свой выбор - стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую ориентацию, готовность соблюдать права человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции по правам человека. Однако не все шло гладко с выполнением взятых на себя обязательств.

Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию взаимоотношений с «ближним зарубежьем». На Москву давил комплекс «старшего брата», оттолкнувший от себя большинство республик. С другой стороны, и сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего центра, от любой формы зависимости от него. В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья.

Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии, которые вошли в некий союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздували «антимоскальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства.

Курс на обеспечение европейской безопасности с ОБСЕ в качестве краеугольного камня претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских делах. Поставленная цель дальнейших радикальных сокращений вооружений и недопущения подрыва договора по ПРО не была реализована. Россией намеренно затягивалась ратификация договора СКВ-2 в попытке увязывать ее с другими проблемами, а теперь США объявили о своем намерении выйти из него с целью создания космического щита.

На восточном направлений внешней политики Кремль выступал с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Она оказалась не подкрепленной решимостью определить наконец судьбу четырех южно-курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, хотя они не базируются пока на прочной экономической основе.

Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия удержалась, не сползла в полномасштабную конфронтацию с Западом, когда вставали вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом.

Многие издержки российской внешней политики связаны с тем, что страна потеряла статус сверхдержавы, а претензии на роль великой державы остались. Но они не подкреплялись объективным экономическим и социальным потенциалом. Запад в отношении России вел себя осторожно, не пытался помочь России стать могущественной державой, но и дестабилизировать её не хотел это было оправдано: Россия со временем смирится со своим новым положением одной из средних держав, так как без экономического могущества невозможно стать супердержавой вопреки питаемым иллюзиям. Статус средней миролюбивой и уважаемой державы был бы для России весьма привлекательным.

Высказывается и другая альтернатива. Американский исследователь 3. Бжезинский, предсказавший в свое время распад советской империи, в книге «Великая шахматная доска» полагает, что чрезмерная централизация политической системы, колоссальные размеры и неоднородность страны не способствует «высвобождению творческого потенциала народа России». Выход он видит в превращении России в конфедерацию, в которую войдут «Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика», что позволит резко ускорить развитие страны, укрепить связи со странами Запада и Востока.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки шоковой терапии правительства Гайдара имели самые тяжёлые последствия для страны, для её нормального перехода к рынку?

2. Назовите причины политического кризиса и пути выхода из него,

3. Дайте общую характеристику Конституции РФ 1993 г.

4. Проанализируйте расклад политических сил в обществе и в Госдуме 1993, 1995 и 1999г.

5. Каковы причины войны в Чечне и её последствия для страны?

6. Почему кризис в России стал всеобъемлющим и привел к крайнему ухудшению положения народа?

7. Дайте характеристику реформам, проводимым В. Путиным.

8. Создана ли в России рыночная экономика, сформированы ли правовое государство и гражданское общество?

9. Почему в России не формируется средний класс?

10. Охарактеризуйте внешнюю политику России 90-х годов.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

1894.1917гг. 1892.1906гг. 1898 г., 1-3 марта 1900-1903 1902 г.

1903 г., 8 ноября

1904 г., 3-5 января

1904 г., 27 ноября -

1905 г., 23 августа 1905 г., 9 января 1905 г., 12мая-1 июня

1905 г., 7 октября 1905 г, 12-18 октября 1905г., 17 октября

Правление Николая II.

Министр финансов, председатель Совмина С.Ю.Витте. I съезд РСДРП в Минске. Промышленный кризис в России. Основание Партии социалистов-революционеров (эсеров).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.