Рефераты. История Российской военной школы

оэтому при возможном введении рейтинговой градации курсантов необходимо будет изменить и систему оценки их знаний в сторону увеличения количества получаемых баллов. При этом для обязательных предметов понятие «зачет» теряет свой смысл и возможно лишь для факультативных дисциплин. Оптимальным мне представляется вариант, когда каждая из существующих отметок разбивается на три части. Таким образом, мы получаем все ту же двенадцатибалльную систему, которая существовала в высших и средних учебных заведениях России до 1917 года. Это позволит более гибко и точно оценивать уровень знаний и умений курсантов, а в целом способствовать повышению заинтересованности их в успешной учебе.

Сейчас ни у кого не вызывает возражения тезис о том, что офицерский корпус является становым хребтом вооруженных сил любой страны. Историческим опытом неоднократно была доказана истина: «каковы офицеры - такова и армия». И поэтому успех проводимой в России военной реформы во многом зависит от того, какими будут офицеры обновленной армии и смогут ли они достойно ответить на вызов времени. Для этого необходимо значительное улучшение качества их обучения и воспитания, серьезные изменения в системе военного образования, так как, говоря словами русского военного писателя Н. Морозова, «… победа или поражение армии на полях сражений вовсе не является делом случая, не приходит извне, а лежит в самой армии, подготовляется всей ее жизнью в период мира. И в зависимости от того пути, по которому идет воспитание армии в мирное время, ждут ее на войне или блестящие победы, или позорные неудачи» Желтобрюх С.П. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей военно-учебного заведения: Монография. Ярославль: Изд-во ЯФВФЭУ, 2001. С.14.

2. О реформе военной школы

Система военного образования, доставшаяся России в наследство от Советского Союза, с самого начала создания Вооруженных сил России подвергалась критике, во многом справедливой. Однако существующие недостатки померкли в сравнении с теми «усовершенствованиями» системы военного образования, которые вскоре последовали.

Появление новых «силовых» ведомств привело к формированию каждым из них своих военно-учебных заведений.

В итоге к 1998 году система военно-учебных заведений «силовых» министерств и ведомств включала в себя 123 военно-учебных заведения. В них готовились специалисты по 981 военно-учетной специальности. Сеть военно-учебных заведений Министерства обороны оставалась наибольшей -- 101 военно-учебное заведение. Соответственно, в Федеральной пограничной службе -- 7, в Министерстве внутренних дел -- 5, в Федеральной службе безопасности -- 5, в Федеральной службе железнодорожных войск -- 2. И это при том, что в 81 военно-учебном заведении Министерства обороны продолжала осуществляться подготовка кадров по военно-учетным специальностям для других «силовых» ведомств. Так, например, для Федеральной пограничной службы по 88 процентам военно-учетных специальностей подготовка кадров осуществляется в военно-учебных заведениях Министерства обороны. Аналогично, для Министерства по чрезвычайным ситуациям -- по 60 процентам специальностям, для Министерства внутренних дел -- по 50 процентам специальностей, для Федеральной службы железнодорожных войск -- по 43 процентам специальностей. Всего в военных учебных заведениях Министерства обороны обучалось 13,5 тысячи человек. Несмотря на это, в зависимости от «пробивной» силы того или иного министра, продолжали открываться свои, ведомственные учебные заведения. Справедливости ради следует отметить, что эта ситуация характерна не только для системы военного образования. Каждое ведомство стремилось создать и свою систему тылового и медицинского обеспечения, свою систему заказов вооружения и военной техники и т.д.

К ведомственной разобщенности, отсутствию управления со стороны федеральных органов «силовыми» ведомствами прибавились и другие отрицательные факторы. Так, резко упал социальный статус военнослужащих и престиж воинской службы. На недопустимый уровень опустилось и (продолжает оставаться там) финансирование Вооруженных Сил и ряда других «силовых» ведомств.

Вполне справедливы суждения, что необходимо сокращать численность ВС, с тем чтобы высвобождаемые средства использовать для повышения уровня содержания вооруженных сил. В то же время на практике сокращение численности «силовых» ведомств, прежде всего Вооруженных сил, сопровождалось адекватным сокращением их финансирования. Поэтому разговоры о том, что, сократив ВС, государство сможет обеспечить достойный уровень их содержания, так и остались на уровне разговоров. Государство, отдав основные источники финансовых средств в частные руки и экономя на силовиках, пыталось и пытается прикрыть другие бреши.

В результате такой «экономии» в государственном «тришкином кафтане» система военно-учебных заведений заняла место вечной прорехи, в которую начали вылетать как в трубу государственные средства, выделяемые на подготовку военных кадров.

Вместе с Вооруженными Силами, в рамках их реформирования, значительное преобразование претерпевает и военная школа России. Итогом этих преобразований, на наш взгляд, должна стать способность Российской военной школы, как преемницы военной школы Советских Вооруженных Сил, готовить необходимое для Вооруженных Сил России количество высококвалифицированных офицерских кадров всех специальностей с учетом изменившихся взглядов на способы применения Вооруженных Сил, их состава, численность, организационную структуру, перспективы оснащения армии и флота новейшими видами вооружения и техники.

Важнейшим условием боеспособности армии и флота, повышением боевой готовности войск, их оперативной, боевой и специальной выучки является качественная подготовка офицерского состава, на них возложена подготовка войск к вооруженной защите Родины, и они, если понадобится, поведут их выполнять боевую задачу.

Многолетний армейский опыт подтверждает, что если офицеры обладают необходимым запасом военных знаний, твердо усвоили принципы организации и ведения боевых действий, умеют грамотно, в соответствии со складывающейся обстановкой, применить боевую технику и вооружение, обладают способностью воздействовать на умы и сердца подчиненных, то подразделениям, частям и соединениям, которыми они руководят, способствует успех как в мирное время, так и в боевых условиях. Уроки Великой Отечественной войны, боевые действия в Афганистане и при проведении контртеррористической операции в Чечне - яркое тому подтверждение.

С учетом всего этого и необходимо проводить реформу военной школы, основным содержанием которой, по нашему мнению, должно стать значительное улучшение качества подготовки офицерского состава всех категорий и специальностей, как ключевого звена в цепи сложных проблем, связанных с приданием новой направленности в подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации. Исходя из этих требований, видимо, следует определять количество и структуру военно-учебных заведений, их наименование, продолжительность обучения в них, разрабатывать учебные программы в ВУЗах, программы командирской подготовки офицеров в войсках и на курсах переподготовки офицерского состава.

Первые шаги проводимой реформы военной школы, увы, оставляют желать лучшего. Что касается общего сокращения количества высших военно-учебных заведений, особенно военных училищ, то в связи со значительным сокращением численности Вооруженных Сил такое решение, видимо, следует признать целесообразным. Вместе с тем, это решение обострило и без того сложную задачу комплектования Вооруженных Сил офицерским составом на первичные офицерские должности, особенно на должности командиров взводов и им равных. Сегодня этот острый вопрос решается двумя путями: первый - расширением призыва из запаса двухгодичников; второй - ускоренной подготовкой в учебных центрах некоторых военных округов офицеров-специалистов в воинском звании "младший лейтенант". Причем в количественном выражении в строю их стоит примерно столько же, сколько выпускников военных училищ.

В связи с этим возникает проблема профессионализма молодых офицеров. По своему долголетнему командирскому опыту могу сказать, что качество профессиональной подготовки выпускника военного училища несоизмеримо выше подготовки офицера-двухгодичника. Курсант военного училища с первых дней обучения сознательно посвящает себя военной службе, понимая, что полученные во время учебы военные и практические навыки, с одной стороны, составят фундамент его дальнейшей профессиональной деятельности и служебного роста, с другой - в случае необходимости, при решении задач в боевой обстановке помогут выполнить их качественно и с наименьшими потерями. К такому пониманию своей роли и места в Вооруженных Силах направлена вся программа обучения будущего офицера в училище.

Всего этого в большей части лишен в процессе обучения студент гражданского высшего учебного заведения. Его цели и задачи совершенно конкретны. Он готовится стать гражданским специалистом и не связывает свое будущее с Вооруженными Силами, а полученные в рамках программы военной кафедры знания по военному делу являются минимально необходимыми для присвоения ему после окончания ВУЗа воинского звания "лейтенант запаса" по профилю программы кафедры. Естественно, что его становление как командира-специалиста после призыва в Вооруженные Силы проходит намного сложнее и дальше, чем выпускника военного училища. А с учетом того, что для освоения должности в полном объеме по многолетнему опыту требуется 2-3 года, большинство призванных на два года офицеров увольняются, так и не став настоящими специалистами. О качественной подготовке ими своих подчиненных говорить не приходится.

3. Проблемы развития военной школы

Снижение количественных возможностей военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров сопровождается существенным ухудшением и качества их подготовки. Причин для проявления этой тенденции несколько, и все они носят вполне объективный характер. К основным из них можно отнести недостаток финансирования, увольнение высокопрофессиональных преподавательских кадров и снижение качества подготовки молодого преподавательского состава.

Уровень финансирования военно-учебных заведений в течение всех последних лет не превышал 30#50 процентов от необходимого. Развитие материально-технической базы вузов и ранее оставляло желать лучшего, особенно в части средств информатизации, теперь же ситуация просто критическая. Материально-техническая база устарела и морально, и физически и, кроме того, не может использоваться в должной мере из-за отсутствия снабжения боеприпасами и горючим. Это не позволяет в необходимом объеме проводить практическое обучение курсантов навыкам стрельбы, вождения, полетов, пусков и т.д.

Следует заметить, что ранее заметную роль в развитии материально-технической базы вузов играли научные организации и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они выступали в качестве заказчиков многих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Под эти исследования и разработки закупалось соответствующее оборудование, в том числе средства информатизации, совершенствовалась материально-техническая база высших военно-учебных заведений. На этих исследованиях и разработках развивался научный потенциал вузов, создавались научные школы, военно-научные общества курсантов. Научная работа в вузах, во многом благодаря этим заказам, носила достаточно конкретный целевой характер, имела хорошую практическую направленность. И вместе с объективно неизбежным разрушением бывшего когда-то могучим оборонно-промышленного комплекса исчез и этот весьма весомый источник развития материально-технической базы вузов.

Если к сказанному добавить, что одновременно были снижены должностные категории преподавательского состава, стали чисто символическими доплаты за ученые степени и звания, то вполне закономерным покажется процесс оттока преподавательских кадров, значительно превышающий возможности адъюнктур и докторантур по их восполнению. И количество, и качество педагогического состава военно-учебных заведений стало неудовлетворительным.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.