Рефераты. История Украины с древности до наших дней

p align="left">Ликвидация Запорожской Сечи.

Проводя экспансионистскую политику, российское самодержавие поставило целью уничтожить Запорожскую Сечь. Царское правительство считало несовместимым автономное существование Сечи в составе Российской империи. Его пугала роль Сечи как вдохновителя республиканских идей в стране. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и провозглашения независимости Крымского ханства Запорожское войско теряет свое значение для империи как воинской силы в борьбе против турецко-татарских захватчиков. Кроме того, запорожцы сопротивлялись захватам их земель помещиками и царским правительством. В апреле 1775г. русская армия под командованием генерала П.Текелия, возвращаясь с войны, выполнила приказ Екатерины II -- захватила укрепления Новой Сечи и разрушила их. Артиллерия, войсковые регалии, сечевой архив и материальные ценности были вывезены. Чтобы уничтожить экономический фундамент Запорожья, царские власти ликвидировали 25 тысяч богатых казачьих хозяйств, являющихся оплотом свободолюбия и независимости от государственных структур империи. Трагической оказалась судьба казацких предводителей. Кошевого атамана П.Калнышевского и других руководителей арестовали и отправили в ссылку. Калнышевский просидел в каменной яме на Соловках 25 лет и умер в 1803г. в возрасте 113 лет. Ликвидация Запорожской Сечи - одно из звеньев репрессивной политики царизма, направленной на аннулирование самоуправления в национальных районах страны и подавления антифеодального движения. Судьбы казаков сложились по-разному. Часть из них была отнесена к разряду государственных военных поселенцев. Казацкая беднота попала в зависимость от новых землевладельцев. Но более 5 тыс. запорожцев ушли в Турцию и основали там Задунайскую Сечь (1775-1828). Из оставшихся казаков в 1788р. царское правительство образовало Черноморское казачье войско, которое в 1792г. было переведено на Кубань. Куда бы судьба не забрасывала казаков, они всегда с собой несли идеи свободолюбия и демократии.

Реформы 60 -70-х годов 19 века.

19 февраля 1861г. Александр II подписал манифест "Положение о крестьянах,

вышедших из крепостной зависимости". В этом документе излагались основные условия отмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики, сохраняя собственность, обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадьбу с приусадебным участком, также полевой надел. За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были выполнять повинности -- барщину или платить оброк. Они не имели права отказаться от полевого надела в первые десять лет. Размеры надела и повинности должны были быть определены соглашением (уставной грамотой) между помещиками и крестьянами. Срок подписания уставных грамот определялся в два года. Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка их -- мировым посредникам, которые тоже были дворянами. Грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, а выкуп полевого надела определялся волей помещика. Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнять феодальные повинности и назывались временнообязанными. Для определения земельного надела для великороссийских, малороссийских и белорусских губерний вся территория делилась на нечерноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельного надела, предоставляемый крестьянам в различных местах империи, колебался от 3 до 12 десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодской губернии. Выкупить полученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика. Правительство организовало "выкупную организацию" для содействия осуществления соглашения помещика и крестьян. Крестьяне получали выкупную ссуду, выдававшуюся государством помещику, которую крестьяне постепенно погашали. Причем выдача выкупных ссуд распространялась только на крестьян, плативших оброк. Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно.

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских уездных

земских учреждениях". Земская реформа вводила органы местного самоуправления: уездные и губернские земства. Земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий -- дворян, чиновников, духовенства, купцов, мещан, промышленников, крестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию -- уездных землевладельцев -- входили владельцы, имевшие не менее 200 десятин, а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимой собственности стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии -- городской -- участвовали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000 рублей. Для участия и выборах по третьей курии -- сельских обществ -- имущественный ценз отсутствовал. Но фактически господствующее положение в земствах занимали помещики. Так, на первых выборах в уездные земства в среднем по стране дворяне составляли - 41,7 духовенство -- 6,5 , купцы -- 10,4 , крестьяне - 38,4 . Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган -- земская управа во главе с председателем. Сфера деятельности новых органов была ограничена хозяйвенно-культурными делами. Они ведали строительством местных путей сообщения, здравоохранением, народным образованием, местной торговлей и промышленностью. Новые органы всесословного самоуправления были только на уровне губерний и уездов. В волостях земства не создавались. За деятельностью земств устанавливался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имел право остановить исполнение постановления земства. Среди буржуазных реформ 60-70-х годов судебная реформа, которая была принята 24 ноября 1864г., являлась наиболее радикальной. Была введена система независимости судей. Суд становился гласным. Судебный процесс происходил открыто, публично, вводился состязательный процесс. В разработке дела участвовали обе стороны -- обвиняемого и обвинителя. Выступали прокурор и защитники в лице присяжных поверенных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжные заседатели. По закону присяжным заседателем мог стать человек, имеющий русское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседатели назначались земствами и городскими думами. Вводился суд единый для всего населения -- всесословный, хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Были особые суды для духовенства, для высших чиновников, военных. Реформа суда была наиболее последовательной реформой. Она не только ликвидировала несовершенство дореформенной системы судопроизводства, но и обеспечила существенную степень защиты подданных Российской империи. В политической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права. Уроки Крымской войны показали, что русская армия нуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы начались проводиться под руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовки офицерского состава учреждались специальные военные училища, контингент для которых подготавливался военными гимназиями. Создавались также военные академии, было создано морское училище. Всю территорию России в 1864г. разделили на 10 военных округов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руководство войсками. 1 января 1874г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию, другая часть -- в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали по семейному положению, например, если единственный сын был кормильцем. Русская армия 1877-1878гг. стала по структуре, вооружению, образованию более современной.

Значение реформ 60-70-х годов.

Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество

как система общественных отношений перестала существовать, хотя многие его

черты и пережитки сохранились до 1917 года. Реформа 1861г. не решила земельного вопроса, хотя и создала условия для развития капитализма в России. В правительственных кругах понимали, что крестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, что необходимо проводить реформы и в политической, и государственной сфере. Реформаторы, проводя реформы, хотели, чтобы Россия развивалась по пути создания конституционной монархии. Тем не менее, абсолютная монархия еще сохраняла свою жизнеспособность, высшие государственные учреждения сохраняли феодальный характер, хотя на местах создавались выборные органы с самостоятельной сферой деятельности. Авторитет России и государственной власти, уничтожившей крепостное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошла по пути социально-экономического и общественного прогресса. Реформы проводились самодержавием, поэтому носили половинчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились сохранить максимум привилегий за собой в экономической и политической областях. Реформы проводились под давлением общественного движения, и царское правительство более всего опасалось хаоса, чем желало прогресса. Поэтому реформы 60-70-х годов Х1Хв. представляли собой полумеры, которые их создатели не смогли довести до логического завершения.

Развитие капитализма в Украине.

Развитие промышленности.

На протяжении 60-80-х годов в XIX ст. в Украине завершился промышленный

переворот, то есть переход от мануфактур к машинной индустрии, самыми характерными признаками которой было использование в производстве паровых двигателей, системы машин и станков. Основным промышленным топливом стал каменный уголь. Большие капиталистические предприятия - заводы и фабрики - для повышения производительности труда начали использовать достижения науки и техники. Экономическое развитие Украины в то время определяли прежде всего, отрасли тяжелой промышленности - угольная, железорудная, металлургическая, машиностроительная. Интенсивнее всего развивался Донецко-Криворожский железорудный бассейн - главная угольно металлургическая база Украины. Со времени реформы 1861 г. добыча каменного угля в Украине выросла более чем в 115 раз и составляла в 1900 году 691,5 млн. пудов (более половины общеимперской добычи). В конце 90-х годов Украина давала свыше половины общеимперской выплавки чугуна (92 млн. пудов) и немного меньше половины железа и стали (59 млн. пудов). За последние два десятилетия XIX ст. в Екатеринославской и Херсонской губерниях возникло 17 больших металлургических заводов. Некоторые из них были построены на средства иностранных капиталистов: английских - завод Джона Юза с рабочим поселком Юзовка (ныне Донецк); бельгийских Днепровский завод в поселке Каменском (ныне Днепродзержинск); французских - Гданцевский завод возле Кривого Рога. Русские капиталисты стали собственниками заводов: Брянского - возле Екатеринославля, Дружковского и Донецко-Юрьевского в Донбассе. С 1888 по 1894 гг. в Украине было организовано 22 иностранных акционерных компаний суставным капиталом почти 63 млн. рублей. Французский, бельгийский, английский и немецкий капиталы в значительной мере захватили ключевые позиции в каменноугольной, железорудной и металлургической промышленности Украины. Из иностранцев на многих заводах формировались административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники, мастера и даже часть квалифицированных рабочих. В результате реформ 60-70 годов значительный толчок для развития на основе капиталистических производственных отношений получили традиционные в Украине отрасли промышленности, связанные с сельским хозяйством. В первую очередь это касалось сахарной промышленности, где хозяйничали украинские, русские, польские и еврейские капиталистические предприниматели: Терещенко, Харитоненко, Бобринский, Хряков, Браницкий, Потоцкий, Бродский, Гальперин, Фишман, Гинзбург. Благодаря завершению технического переворота, концентрации производства на больших предприятиях, общее количество сахарных заводов в Украине с начала 60-х к середине 90-х гг. уменьшилось с 247 до 153, а рабочих наоборот увеличилось с 38 тысяч до 78 тысяч. Производство сахара .на них вырасло в 14 раз: с 1,6 млн. до 23 млн. пудов (84% производства всей Российской империи). Чтобы не допускать снижения цен на внутреннем рынке, наибольшие сахарозаводчики Украины объединились в сахарный синдикат - первое в Российской империи капиталистическое монопольное объединение, которое возникло в Киеве в 1887 г. Уже через 5 лет в его подчинении находилось свыше 90% действующих заводов в Украине. В конце XIX ст. возникли большие предприятия транспортного машиностроения: Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы. До 1900 г. они построили 233 паровоза. В то время длина железной дороги в Украине достигала 8417 км. Первой была открыта железная дорога (1865 г.) длинною 219 верст, соединившая Балту и Одессу. После, в интересах помещиков, занимавшихся экспортом хлеба, железные дороги строились в направлении азово-черноморских портов. А открытие в 1884 г. Екатерининской железной дороги, соединившей Донбасс с Криворожьем, было вызвано прежде всего потребностями развития тяжелой промышленности, Царское правительство, в ведении которого находилось все железнодорожное строительство, руководствовалось в Украине колонизаторскими и военно стратегическими соображениями. Его не интересовали нужды местной экономической жизни. Производство железнодорожных рельсов, которое в Украине составляло свыше трех четвертых от общеимперского, преимущественно обслуживало Российскую империю с самыми длинными в мире железнодорожными магистралями. Все самые главные большие железные дороги направлялись к центрам России и Прибалтики. Преследовалась цель сохранить односторонний, фактически колониального характера товарообмен, сложившийся между Украиной и Россией. Ведь только 15% промышленных предприятий в Украине производили готовую продукцию, а все остальные поставляли сырье для изготовления такой продукции в России. Поэтому готовые товары, привозимые из России, стоили дороже, чем сырье с Украины. Таким образом, накопление капиталов в России происходило за счет неэквивалентной торговли ее с Украиной. Да и регулирование цен за провоз грузов по железным дорогам было таким, что выгоднее было промышленную и сельскохозяйственную продукцию вывозить по железным дорогам за пределы Украины, чем развозить ее своим потребителям. Колониальным аграрно-сырьевым придатком к промышленно развитым центральным и западным провинциям Австро-Венгерской империи оставались подвластные ей западноукраинские земли Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Новую сельскохозяйственную технику и наемный труд использовали и зажиточные крестьяне. В конце XIX ст. из всего сельского населения западноукраинских земель таких насчитывалось: в Восточной Галиции - свыше 11%, в Северной Буковине - свыше 8%. Вместе с тем, почти половина крестьянских хозяйств считалась бедняцкими. Нечего было ожидать от них товарной продукции: собранного урожая не хватало даже для прокорма собственной семьи крестьянина-бедняка. Под властью Российской империи процесс социального расслоения украинского крестьянства в условиях капиталистического развития был еще более разительным. В конце XIX ст. зажиточные крестьяне в Украине составляли около четверти всего сельского населения, сосредоточив в своих руках около 40% крестьянских земель и свыше 50% рабочего и продуктивного скота. Хозяйства некоторых крестьян-богатеев (особенно на Юге Украины) достигли размеров значительных помещичьих имений - в тысячу десятин земли и даже больше. В среднем на один крестьянский двор приходилось 10 десятин, а на одно дворянское поместье - 507 десятин. Свыше половины крестьянских хозяйств, земельная собственность которых так и не превышала 5 десятин, считались бедняцкими. Чтобы улучшить свою жизнь, крестьяне-бедняки нанимались к более зажиточным односельчанам, шли работать в помещичьи экономии. Многие из них вообще оставляли свои дома и временно или навсегда нанимались на фабрики и заводы. В конце XIX ст. в Украине насчитывалось до двух миллионов сельскохозяйственных работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.