Рефераты. История земельных отношений в России

p align="left">Вследствие чего п о в е л е в а е м:

I. Для содействия Крестьянскому банку в покупке и продаже земли нуждающимся в ней крестьянам учредить губернские и уездные землеустроительные комиссии на нижеследующих главных основаниях:

1) Уездные землеустроительные комиссии состоят, под председательством уездного предводителя дворянства, из председателя уездной земской управы, заменяющего председателя комиссии в случае его отсутствия, лица, назначенного главным управлением землеустройства и земледелия в качестве непременного члена комиссии, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора и земского начальника или соответствующего должностного лица, к району которых относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов по избранию от уездного земского собрания и трех представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда.

2) Губернские землеустроительные комиссии образуются, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, председателя губернской земской управы, лица, назначенного главным управлением землеустройства и земледелия в качестве непременного члена комиссии, управляющего казенною палатою, управляющих местными отделениями Крестьянского и Дворянского банков или заменяющих их лиц, одного из членов окружного суда губернского города по назначению суда, одного из непременных членов губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, управляющего удельным округом или его заместителя в губерниях, где имеются удельные имущества, и шести членов, избираемых губернским земским собранием, в том числе трех местных крестьян, владеющих надельной землей.

3) В губерниях, где введено управление земским хозяйством, члены губернских и уездных землеустроительных комиссий, избираемые губернскими и уездными земскими собраниями (ст.ст. 1 и 2), заменяются членами, избранными в том же числе из местных землевладельцев и крестьян губернскими и уездными комитетами по делам земского хозяйства, по принадлежности, а в губерниях, где не имеется ни земских учреждений, ни управления земским хозяйством, упомянутые члены приглашаются председателями комиссий.

4) В обязанность уездных землеустроительных комиссий вменяется выяснение положения крестьянского землевладения для содействия Крестьянскому банку в его операциях по данному уезду. В частности, упомянутым комиссиям поручается обсуждение вопросов о целесообразности приобретения банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее действительной стоимости, а равно посредничество между продавцами ее и покупателями крестьянами и помощь им в сношениях с банком и в выполнении необходимых формальностей.

5) На губернские землеустроительные комиссии, там, где они будут образованы, возлагается объединение действий уездных комиссий, ближайшее наблюдение за их деятельностью и разрешение возникающих в них разногласий.

II. В видах общего направления деятельности губернских и уездных землеустроительных комиссий (отд. I) учредить при главном управлении землеустройства и земледелия комитет по землеустроительным делам, состоящий под председательством главноуправляющего названным ведомством, из одного из товарищей главноуправляющего, управляющих государственным, Дворянским земельным и Крестьянским поземельным банками и представителей от министерств: императорского двора и уделов, внутренних дел, финансов, юстиции, главного управления землеустройства и земледелия и от государственного контроля, по одному от каждого из сих ведомств.

III. Указанному в предшедшем отделе (II) комитету предоставить:

1) Открыть действие уездных землеустроительных комиссий во всех местностях, где расширение деятельности Крестьянского банка необходимо и возможно.

2) Открывать в тех губерниях, где по ходу дела окажется нужным, губернские землеустроительные комиссии.

3) Возлагать на землеустроительные комиссии, по собственному усмотрению или по ходатайствам начальников губерний, губернских и уездных земских собраний и самих комиссий, нижеследующие обязанности, сверх указанных по содействию Крестьянскому банку:

а) выяснение местных потребностей в мерах правительственного содействия к переселению на казенные земли как в пределах одной губернии, так и из одной губернии в другую, а равно участие в выполнении этих мер;

б) участие в делах о сдаче крестьянам в аренду казенных оброчных статей;

в) содействие сельским обществам в улучшении условий землевладения и порядков землепользования и в установлении более совершенных способов ведения хозяйства на надельных землях;

г) посредничество между крестьянами и частными землевладельцами для полюбовного разверстания чересполосных угодий, общих владений и сервитутов.

4) Определять на изложенных в сем указе главных основаниях порядок действия землеустроительных комиссий и разрешать возникающие в их деятельности со- мнения.

IV. Предоставить главноуправляющему землеустройством и земледелием испросить в установленном порядке кредиты на содержание в текущем году:

а) землеустроительных комиссий;

б) необходимого для их работ состава землемеров и других техников и

в) на оказание населению денежной при землеустройстве помощи, и

V. Учрежденный по повелению нашему от 6 мая 1905 года (26172) комитет по земельным делам упразднить.

Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано: “Николай”.

НОЯБРЯ 6.

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ.

(Собр. Узак. 1906 г. ноября 11, отд. 1. ст.1.859), - о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования.

Манифестом нашим от 3 ноября 1905 года (26871) взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с января 1907 года. С этого срока означенные земли освобождаются от лежавших на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.

Однако, действительное осуществление сего признанного законом права в большинстве сельских обществ встретит практические затруднения в невозможности определить размер и произвести выдел участков, причитающихся выходящим из общины домохозяевам.

С другой стороны, в законе не установлено порядка совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников их не имеется отдельных крепостных актов владения.

Признав, вследствие сего, необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действительному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету особый журнал Совета Министров, мы, на основании ст. 87 Свода основных государственных законов, издания 1906 года, п о в е л е в а е м :

I. В дополнение статьи 12 Общего Положения о крестьянах и примечания к ней (Свод зак., особ. прил. к тому IX, изд. 1902 г.) постановить нижеследующие правила:

1) Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность при- читающейся ему части из означенной земли.

2) В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3) В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. Но если в постоянном пользовании желающего перейти к личному владению домохозяина состоит земли больше, нежели причиталось бы на его долю, на основаниях последней разверстки, по числу разверсточных единиц в его семье ко времени упомянутого заявления, то за ним укрепляется в личную собственность то количество общинной земли, какое причитается ему по указанному расчету. За ним оказавшийся излишек укрепляется в личную собственность только под условием уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступает в распоряжение общества.

4) Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании (ст. 1 - 3), сохраняют за собою право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях (напр., по произведениям почвы, или отдельно от угодий, переделяемых при общих переделах, и на иных основаниях, и т.п.), а также право участия в пользовании, на принятых в обществе основаниях, непеределяемыми угодиями, как-то: мирскою усадебною землею, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др.

5) Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), определяются в том размере, в каком домохозяева, заявившие желание перейти от общинного владения к личному, пользуются означенными угодьями ко времени подачи такого заявления.

6) Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 1) предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано, в месячный со дня подачи заявления срок, указать участки, поступающие на основании ст.ст. 2 и 3, в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определяет также размер причитающейся с него доплаты (ст. 3) и постоянную его долю участия в угодиях, переделяемых на особых основаниях (ст.ст. 4 и 5). Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то, по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина, все означенные действия исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое по сему предмету постановление.

7) В упомянутых в статье 6 приговорах и постановлениях земских начальников должны быть точно указаны: а) число укрепляемых в личную собственность домохозяина отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них; б) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), и постоянная доля участия в сих угодиях домохозяина, переходящего к личному владению; и в) состоящие в общем пользовании всех членов общества непеределяемые угодья (ст. 4).

8) Стороны и заинтересованные лица могут приносить уездному съезду жалобы на общественные приговоры и постановления земского начальника (ст. 6) в тридцатидневный срок со дня их объявления. Жалобы на общественные приговоры подаются через земского начальника и представляются им, с его заключением, в уездный съезд, по производстве на месте предварительного расследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.