Рефераты. Итоги и уроки Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

p align="left">В названной программной статье Президента РФ В.В. Путина формулируются задачи по выходу из кризиса. Они созвучны с той атмосферой, какая царила в стране в годы борьбы с фашистским агрессором. В статье говорится: «...необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации. Нужна слаженная созидательная работа. За нас ее никто не выполнит. Все сейчас зависит только от нашей способности осознать степень опасности, сплотиться, настроиться на длительный и нелегкий труд».

Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Народ верил в правильность политики и практической деятельности руководства страны, поддерживал его. Авторитет государственной власти в глазах населения был огромен. И это надо особо подчеркнуть, ибо тогда, вопреки разного рода измышлениям, интересы и цели народа и руководства в главном, основном совпадали. Существовало морально-политическое единство народа. Это неопровержимая историческая правда.

Главное, что объединяло и воодушевляло людей - это защита и спасение Отечества. Вся жизнь и деятельность страны, советских людей подчинялась призыву: «Все для фронта, все для победы!» Цель была ясна и очевидна. Народ поднялся на справедливую Отечественную войну.

К сожалению, ныне, как раз накануне юбилея нашей Победы, кое-кто (скажем, профессор Ю. Афанасьев) доходит до абсурдных злонамеренных утверждений, будто война была и не Отечественной, и совсем не справедливой. Она была чужой. Советские люди якобы сражались и умирали за сталинизм. Рассуждения подобного рода - это недостойные спекуляции людей, которые вознамерились переписать историю, очернить память о войне и подвиг народа во имя Отечества. Истина состоит в том, что война была подлинно народной. Достаточно сказать, что за годы войны через Вооруженные Силы прошло более 34 миллионов человек. И всех их объединяла и вдохновляла безусловно ясная и понятная цель: спасти Родину, низвергнуть врага.

Все ли в нашем обществе делается в свете этого поучительного урока. Если быть объективным, то следует признать, что историю мы плохо учитываем. Наше общество сейчас, как никогда ранее, находится в состоянии раскола, разобщенности. Например, на выборах президента 26 марта с.г. за этот пост боролись одиннадцать кандидатов. Каждый из них представлял, правда, в разной степени, определенные социальные слои и группы, которые придерживаются различных базовых ценностей. Многие люди не имеют ясного представления: какое общество мы строим, какая перед нами цель, куда идем? Далее. Казалось бы, что реформы призваны улучшить жизнь людей. Но за годы их проведения жизненный уровень населения снизился в три-четыре раза. Обещания правительства по стабилизации экономики, о своевременной выплате зарплаты, пенсий, денежного довольствия военнослужащим часто не выполняются. Немало серьезных проблем в сфере межнациональных отношений. Это, да и многое другое создает известную напряженность политической ситуации в стране, вызывает недовольство населения, порождает недоверие властям, в том числе первым лицам государства.

Совершенно ясно, что без гражданского согласия, общественной консолидации, без всенародной поддержки политики и практической деятельности государственного руководства на успехи рассчитывать невозможно. Это одна из причин, почему реформы идут у нас медленно и неэффективно. Избрание Путина В.В. Президентом РФ уже в первом туре выборов, состоявшихся 26 марта с.г. , свидетельствует о том, что все-таки наметилась тенденция консолидации нашего общества. Ныне жизнь требует ясного и четкого определения целей, стратегических задач, духовных ценностей, рубежей развития общества. Как и в годы Великой Отечественной войны, в интересах достижения общественно-политического и национального согласия необходимо полнее использовать такие исконные, традиционные ценности как патриотизм, державность, социальная солидарность и справедливость.

В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны - хорошая возможность напомнить о том, что для отражения любой возможной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот. Нужна высокая бдительность в отношении коварных замыслов вероятных противников. Недопустимы благодушие и беспечность. Необходимо улучшать военно-патриотическое воспитание населения, особенно молодежи.

Конечно, с окончанием «холодной войны» ситуация в мире во многом изменилась к лучшему. Но военная опасность тем не менее не исчезла. А ее проявления стали даже более многообразными.

Напомним в связи с этим, что в январе с.г. в России принята в новой редакции Концепция национальной безопасности страны. Это второй по важности после Конституции государственный документ. В нем записано четко и однозначно: « Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере». Вот это и характеризует современное военно-политическое положение Российской Федерации.

На военную безопасность России оказывают влияние уровень и характер российско-американских отношений. Надо признать , что их отличает в настоящее время сложность и противоречивость. Это связано прежде всего с тем, что США, оставшись единственной сверхдержавой, упорно стремятся построить однополюсный мир. Речь идет об установлении американского лидерства, по сути мирового господства. Это и порождает многочисленные вызовы и угрозы. На словах американские руководители нередко заявляют о партнерстве в отношениях с Россией. Но их реальная политика значительно отличается от декларативной. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что США стремятся вытеснить Россию отовсюду, где она проявила или могла бы проявить свои силы и влияние ( постсоветское пространство, Иран, Ирак, Балканы и т.д.). Порой предпринимаются попытки оказывать давление на Россию, вынуждать ее на неоправданные уступки.

В последнее время особую остроту приобрели проблемы в разоруженческой сфере. Они связаны прежде всего с трудностями процесса ратификации Россией Договора СНВ-2, подписанного в январе 1993 года. В течение ряда лет ратификация сдерживалась, ибо значительная часть депутатов Государственной Думы считала, что Договор ущемляет интересы России. Дело в том, что Россия по Договору должна перестроить структуру своего ракетно-ядерного комплекса, приспособив ее к американской. Сокращаемые средства, в том числе тяжелые ракеты, Россия должна физически уничтожить. А США их отправляют на склад и в любое время могут восстановить свой потенциал. К тому же США явно вознамерились взломать Договор о противоракетной обороне (1972г.).

Однако в нынешней Государственной Думе сложилось твердое большинство, признающее выгодность и для России Договора СНВ-2. В связи с этим Государственная Дума 14 апреля 2000 года его ратифицировала. Чем же Дума руководствовалась? Прежде всего договоренностью с американцами о том, что сразу после вступления в силу Договора СНВ-2 начнутся официальные переговоры (не консультации, а именно переговоры по дальнейшему сокращению ракетно-ядерных сил. Установленный Договором СНВ-2 уровень в 3-3,5 тысячи ядерных боеголовок явно превышает возможности России, но значительно сокращает ядерные боеголовки США. Новый же Договор СНВ-3 предусматривает сокращение до 2-2,5 тысячи боеголовок, что примерно соответствует возможностям России. Больше того, существует предварительное согласие сторон в перспективе сократить наступательные ядерные вооружения до 1-1,5 тысячи ядерных боеголовок. Такой уровень, одинаковый для РФ и США, обеспечивает надежное ядерное сдерживание и значительно уменьшает средства на свое содержание.

Но при этом нельзя не учитывать органической связи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Сокращение СНВ при создании системы ПРО ведет к подрыву стратегической стабильности. А США как раз намерены создать систему противоракетной обороны, что противоречит Договору по ограничению ПРО 1972г. За создание системы ПРО высказываются в США как Демократическая, так и особенно Республиканская партии. Принятие окончательного решения обе партии связывают с ратификацией или нератификацией Россией Договора СНВ-2. Теперь же, когда Государственная Дума Договор ратифицировала, выбивается у американцев лишний довод в пользу создания системы национальной противоракетной обороны. В то же время усиливаются наши шансы на переговорах о стратегической стабильности и с другими государствами, заинтересованными в сохранении Договора по ПРО.

При ратификации Договора СНВ-2 Государственная Дума просчитывала и самый негативный вариант, когда США, несмотря ни на что, пойдут на создание системы противоракетной обороны. Поэтому в ратификационные документы были внесены 6 поправок. Кое-кто ставит вопрос об их правомерности, поскольку Договор СНВ-2 уже давно ратифицирован Соединенными Штатами. Напомним, что резолюция американского сената о его ратификации занимает 15 страниц, из которых 14 - разного рода оговорки, поправки, условия. Поэтому вполне логичны и наши поправки и условия. Одна из этих поправок - вступление в силу Договора СНВ-2 обусловливается неразвертыванием Соединенными Штатами системы противоракетной обороны. В случае нарушения этого и других условий для России Договор теряет силу. Россия предпринимает адекватный ответ, усиливает наступательные вооружения, не допускает ущемления своей национальной безопасности.

Говоря о российско-американских отношениях, нас не может не тревожить и такой их аспект. Если в открытых заявлениях порой говорится о партнерстве, то в документах Пентагона Россия неизменно именуется противником. Признается - и не без оснований , - что Россия является единственной страной в мире, которая обладает ракетно-ядерным потенциалом, способным уничтожить США. Поэтому в Америке в качестве национальной цели провозглашается задача лишить Россию «ядерного жала». Эта проблема активно обсуждается в ходе ведущейся предвыборной президентской кампании.

Одна из угроз для национальной, прежде всего военной, безопасности страны исходит от Североатлантического блока. Когда-то его лидеры уповали на так называемую «советскую военную угрозу». Но не стало ни Советского Союза, ни Варшавского Договора, а блок НАТО существует, укрепляется и расширяется. В апреле 1999 года была принята его новая стратегическая концепция, в основу которой положены диктат и произвол, расчет на безнаказанность своих вероломных, агрессивных акций. Блок все нагляднее и очевиднее выступает как инструмент достижения Соединенными Штатами мирового лидерства.

В НАТО присвоили себе и провозгласили право вести военные действия в любом месте и без санкций Совета Безопасности ООН. Право не считаться с суверенитетом других государств. И эта концепция реализуется. Доказательством этого является агрессия против Югославии - единственной в Европе страны, не признающей диктат натовцев. По своей жестокости и трагическим последствиям она превзошла агрессию германского фашизма, которую он осуществил против Югославии весной 1941 года. Но как раньше, так и теперь цели агрессоров общие: установление нового мирового порядка.

Блок НАТО, обладая огромной военной машиной, расширяет свои границы на Восток, приближает их к рубежам России. Натовская активность усиливается на территории стран СНГ. В блок стучатся Грузия и Азербайджан. Все активнее сотрудничает с НАТО руководство Украины. Североатлантический блок носит ярко выраженный антироссийский, а с принятием в него Польши, Чехии и Венгрии и антирусский характер.

Конечно, Россия вынуждена считаться с реальностью. Экономическое и военное превосходство на стороне блока НАТО. Поэтому Россия восстановила контакты с ним, прерванные разбойничьими действиями натовцев в Югославии. Эти контакты в рамках основополагающего акта, подписанного в мае 1997 года в Париже, призваны хотя бы ослабить растущую угрозу со стороны НАТО.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.