В промышленности фаза быстрого роста (1947-1948 гг.) и даже «перегрева» (1949-1950 гг.) затем сменилась фазой явного замедления до 1954 года. Начиная с 1948 года, промышленность в полной мере испытала трудности, связанные сверхволюнтаристским пересмотром показателей четвертого пятилетнего плана. Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951-1953 гг. все хозяйственные показатели, и серьезную напряженность в обществе.
2.4 Провал реформ в сельском хозяйстве. Ухудшение положения крестьян
Ущерб, нанесенный сельскому хозяйству только в колхозах составлял 181 млрд. рублей. [14, с. 331] По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 года. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 году составляла 60% от уровня 1940 года. Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 года; кроме того, расходы на сельское хозяйство в годы послевоенной пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность. [14, с. 332]
Осенью 1946 года, вследствие неурожая, обусловлено отчасти засухой, а отчасти катастрофическим провалом опыта «дробного управления», правительство решило снова «прибрать к рукам» крестьянство, контроль над которым в годы войны был ослаблен. Была развернута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек. Одновременно Комиссии по делам колхозов получила задание принять все меры к ликвидации нарушений колхозного устава. Только за 1946 год 4,7 млн. га земель, «незаконно присвоенных колхозниками», были возвращены в колхозный фонд, с 1947 по 1949 год таким же образом были отобраны еще 5,9 млн. га. [4, с. 332]
Эти меры полностью разрушили достаточно зыбкое доверие к правительству, возникшее на селе во время войны и сразу после нее. В 1947-1648 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили им о худших временах первой пятилетки: два указа, принятые 4 июня 1947 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за «всякое посягательство на государственную или колхозную собственность».
В 1948 году колхозникам было настоятельно рекомендовано подать государству мелкий скот, который им было разрешено держать колхозным уставом. Как следствие, за полгода было тайком забито 2 млн. голов скота. [4, с. 332] были сильно повышены налоги и сборы с доходов от продаж на свободном рынке. К тому же торговать на рынке модно было только при наличии специального разрешения, подтверждавшего, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством. В то время, когда размер обязательных поставок каждый год возрастал, цены, которые государство платило колхозам за сельскохозяйственную продукцию, оставались вплоть до 1952 года ниже уровня 1940 года и возмещали, например, в случае производства зерновых, только одну седьмую стоимости. [4, с. 332]
Денежная реформа декабря 1947 год, заключавшаяся в обмене банковских билетов, проходила на условиях более выгодным вкладчикам сберегательного банка. Именно поэтому исключительно сильно реформа ударила по крестьянам, которые деньги, вырученные во время войны и особенно в 1945-1946 гг., когда цены на свободном рынке были особенно выгодными, хранили у себя, а не в сберкассах, поскольку не осмеливались заявить о своих накоплениях.
Успех этой акции для государства засвидетельствовал тот факт, что около трети денежной массы не было представлено владельцами в государственные банки. Все эти меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 гг. [4, с. 333]
В конце 1949 года экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, сто правительству пришлось разработать ряд реформ. Одной из реформ была смена формы организации труда колхозников. До реформы считалось, что звено, состоявшее в основном из членов семьи, наиболее эффективная структурная единица в условиях недостаточно механизированного сельского хозяйства. По новым реформам считалось, что звено, прежде всего, ведет к укреплению индивидуализма и семейной солидарности в ущерб «коллективному сознанию». С весны 1950 года колхозная администрация положила конец самостоятельности звеньев, в очередной раз вызвав глубокое недовольство крестьянства и дезорганизовав сельскохозяйственные работы.
В 1950 году правительство, желая еще больше усилить политический и экономический контроль на селе, были проведены меры по укрупнению колхозов. За год количество колхозов с 252 тысяч сократилось до 121 тысячи и до 94 тысяч к концу 1952 года. [4, с. 333] Они сопровождались новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян. Власти сократили также натуральную оплату, которая составляла значительную часть колхозного «заработка» и считалась большой ценностью, поскольку давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам.
В сельском хозяйстве в послевоенные годы темпы роста оставались очень скромными. Хронические трудности деревни были вызваны главным образом антикрестьянской политикой правительства, которая подавляла любую инициативу и толкала наиболее предприимчивых к бегству в город, несмотря на очень жесткое законодательство, сурово наказывающее крестьян, фактически являющихся гражданами второго сорта, за их «отступничество».
3. Внутренняя политика советского правительства в послевоенный период
3.1 Политика репрессий против некоторых национальностей. Одергивание нерусских народов
Вторая мировая война оказала свое влияние не только на экономическую жизнь страны, но и на духовную. В идейно-политической сфере она вызвала ослабление надзора, увеличивала число неконтролируемых идейных движений, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы (в оккупированных районах или в плену), в национальной среде и интеллигенции.
С возвращением к мирной жизни власти попытались, действуя чаще всего жестко, восстановить контроль за умами. Обращение с военнопленными, репатриированными в СССР, уже с лета 1945 года свидетельствовало об ужесточении режима. В целом, только около 20% из 227 тысяч репатриированных военнопленных получили разрешение вернуться домой. [4, с. 338] Большинство же бывших военнопленных были или отправлены в лагеря, или приговорены к ссылке минимум на пять лет, или к принудительным работам по восстановлению разоренных войной районов.
Такое обращение было продиктовано подозрительностью, что рассказы репатриированных о пережитом будут слишком расходиться с тем, что официально выдавалось за правду.
Возвращение в состав СССР территорий, включенных в него в 1939-1940 гг. и остававшихся в оккупации в течение почти всей войны, во время которой там развились национальные движения против советизации, вызвало цепную реакцию вооруженного сопротивления, преследования и репрессивных мер. Сопротивление аннексии и коллективизации было особенно сильным в Западной Украине. Масштабы движения против СССР на этой территории были таковы, что Советский союз был вынужден подписать в мае 1947 года соглашение с Польшей и Чехословакией о координации борьбы против украинских «банд».
Окончательно Западная Украина была покорена только в 1950 году после проведения там коллективизации, переселения целых деревень, депортации, ссылки или арестов около 300 тысяч человек (с1945 по 1950 г.). [4, с. 339] Эта цифра включала тех, кто сотрудничал с немцами, повстанцев и простых крестьян, которые сопротивлялись коллективизации или поддерживали партизан из Украинской повстанческой армии.
В прибалтийских странах советские власти, прежде чем приступить к коллективизации, провели депортацию «классово враждебных» элементов, конфисковали земли крупных собственников, которые были распределены среди бедных крестьян, подавили сопротивление аннексии со стороны вооруженных групп партизан. Насильственная коллективизация была проведена в два года (1949-1950 гг.). В 1950 году было коллективизировано в Латвии - 90,8% хозяйств, в Литве - 84%, в Эстонии - 76%. [4, с. 340] Ликвидация была проведена по той же модели, что и во всей стране.
26 июня 1946 года «Известия» опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей и крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской Автономной республики, а также «разжалование» Крымской автономной республики в Крымскую область. На самом деле депортация этих и других не названных в указе народов была произведена уже за несколько лет до этого. Указ от 28 августа 1941 года объявил о переселении немцев Поволжья под предлогом наличия среди них «диверсантов» и «шпионов».
С октября 1943 года по июнь 1944 года за «сотрудничество с оккупантами» были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию шесть других народов: крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы - всего по архивным данным более 700 тысяч человек. [4, с. 340] В течение примерно десяти лет депортированные народы официально как бы не существовали. В июле 1949 года насчитывалось более двух с половиной миллионов спецпереселенцев. Из них немцы составляли основной контингент (1,1 млн.), «бывшие кулаки» - небольшую долю репрессированных (5% общего числа). [4, с. 340]
В своей речи 24 мая 1945 года Сталин, поднимая тост не за советский, а за русский народ, объяснил, что последний - «ведущая сила Советского Союза» - сыграл решающую роль в войне. Своими «ясным умом», «стойким характером» и «терпением» он заслужил право быть признанным вождем, «наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Речь Сталина означала отказ от прежней концепции русского народа как первого среди равных в пользу его дореволюционного видения как народа-просветителя и покровителя.
3.2 Апогей системы концлагерей
Идеологическое и политическое ужесточение 1945-1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. С 1946 года деятельность по охране порядка и подавлению инакомыслия осуществлялась двумя органами, чьи права и обязанности оставались туманными и не регламентировались никаким законом: Министерством внутренних дел (МВД) и Министерством государственной безопасности (МГБ).
Учитывая численность новых категорий приговоренных к лагерям (бывшие военнопленные, «чуждые элементы» из регионов, недавно включенных в СССР, пособники оккупантов, представители подвергшихся массовой депортации народностей0. следует признать, что в послевоенные годы советская концентрационная систем достигла своего апогея. Многие из приговоренных в 1937-1938 гг. к десяти годам лагерей без суда получили новый срок на основании административного решения. С другой стороны, есть основания предполагать, что смертность среди заключенных после 1948 года значительно сократилась благодаря осознанию властями необходимости «беречь» экономически выгодную рабочую силу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5