Рефераты. Изменения в системе органов государственной власти и управления в период буржуазно-демократических революций

p align="left">Тем временем германское командование решило сковать основные силы Западного фронта в направлении Лиды и Баранович. Над группировкой российских войск в Западной Беларуси нависла угроза окружения. Они вынуждены были отступать и по приказу командования разрушали железнодорожное полотно, мосты, станционные сооружения, уничтожали урожай, различное имущество, которое не удавалось вывезти.

И всё же с помощью огромных усилий русская армия постепенно перешла в контрнаступление в северо-западном направлении. Противник был отброшен в район озёр Свир и Нарочь. Но до 19 сентября этот так называемый Свентянский прорыв был ликвидирован. Это была одна из самых крупных кавалерийских операций в первой мировой войне.

В результате наступления германских и австро-венгерских войск летом-осенью 1915 г. было оккупировано Царство Польское, Курляндия, Литва и Западная Беларусь. В октябре 1915 г. российско-немецкий фронт надолго стабилизировался. В Беларуси он прошёл по линии Двинск-Поставы-Сморгонь-Барановичи-Пинск, разделив территорию на две неровные части. И с одной и со второй стороны фронта расположились огромные армии противников, которые вместе с огромным количеством вспомогательных служб, тыловых учреждений методично опустошали страну на протяжении трёх последующих лет.

Наибольшие потери Беларусь понесла в 1915 г. - во время военных действий на её территории и связанных с этим уничтожением многих народнохозяйственных объектов, эвакуацией предприятий и учреждений, массовой миграцией населения на восток.

После стабилизации российско-германского фронта осенью 1915 г. под немецкую оккупацию попало около 25 % территории современной Беларуси. Исходя из своих геополитических и экономических интересов, Германия стремилась отодвинуть границы России на восток путём отделения от неё Польши, Курляндии и Литвы, а остальные оккупированные земли (фактически белорусские) - использовать в качестве разменной монеты на будущих переговорах.

Порядок управления оккупированными землями основывался на том, что в занятой области на первом месте должны стоять интересы Германской империи и армии, а только затем могут учитываться потребности самого края. Этому подчинялась вся созданная немцами система управления. Возглавляло административную пирамиду управление «Обер Оста» в Ковно (с декабря 1917 г. - в Белостоке, с мая 1918 - снова в Ковно). Оно имело в своём составе более десяти отделов. Управлению «Обер Оста» подчинялись начальники военно-административных единиц со своими бюрократическими аппаратами. В распоряжении военно-административных начальников находилась жандармерия. Наиболее ответственные посты в административном аппарате занимали сами немцы.

Политическая деятельность местного населения сначала была запрещена. Политические митинги и собрания не разрешались, на все остальные собрания требовалось письменное соглашение поветового начальства. Исключительно строго регулировалось перемещение местных жителей. Ночью действовал комендантский час.

Тяжёлое положение, в котором оказалось население Западной Беларуси с приходом немцев, не могло не вызвать протеста. Но в условиях оккупационного режима не было возможности организовать активное сопротивление. Недовольство проявлялось преимущественно в пассивных формах: уклонение от реквизиций, поставок и принудительных работ, игнорирование распоряжений администрации. Но в лесах, особенно в Беловежской пуще, действовали и вооружённые отряды, организованные российскими военными, которые остались в тыле противника или сбежали из плена. Белорусские земли на восток от линии фронта продолжали оставаться под юрисдикцией царских властей. Эти земли (Витебская, Могилёвская и большая часть Минской губернии) служили тыловой зоной российского Западного фронта. Война и сюда принесла дезорганизацию народного хозяйства, резко ухудшила положение населения.

Тяжёлое социально-экономическое положение Беларуси ещё больше усложнялось боевыми действиями на её территории. На лето 1916 г. Российским командованием было запланировано крупное наступление, в ходе которого главный удар по противнику должны были нанести армии Западного на территории Беларуси. Но наступление имело успех только на юго-западном фронте, где удалось осуществить прорыв австро-венгерских позиций (Брусиловский прорыв). В результате, проведённая силами Западного фронта июне-июле 1916 г. Барановичская операция имела только вспомогательное значение. Неудачные атаки царских войск под Барановичами не оказали сильного влияния на наступательные действия Юго-Западного фронта. Военные действия 1916 г. на территории Беларуси показали неспособность царской армии справиться с задачей прорыва укреплённого немецкого фронта. Дальнейшая бесперспективность участия Российской империи в войне становилась всё более очевидной.

Экономическая нестабильность, ухудшение положения широких масс населения, ослабление надежд на победу России в войне усложняли социально-политическую ситуацию, вводили страну в состояние революционного кризиса.

В прифронтовой Беларуси, которая находилась на военном положении, приметы революционной ситуации были менее выражены. Но и здесь среди различных слоёв населения нарастало недовольство существующим положением. Всё больше чувствовалось брожение в войсках.

Ярким свидетельством начала разложения царской армии явилось крупное выступление в октябре 1916 г. на распределительном пункте в Гомеле, которое было подавлено с помощью вооружённой силы. За участие в восстании девять человек было расстреляно, а остальные отправлены на каторгу. Но репрессиями уже нельзя было остановить процесс разложения армии, которая из опоры царизму превратилась в источник опасности для существующего режима.

Все эти факторы и привели к свержению царского правительства в России 27 февраля 1917 г.

Первоочередной задачей новой власти было заключение мира, которого хотело большинство населения. Так как страны Антанты не приняли предложения о заключении перемирия и немедленных переговорах о всеобщем, справедливом мире, изложенного в Декрете о мире, советское правительство вступило в сепаратные переговоры с Германией и её союзниками. В ультимативной форме страны Четверного союза предъявили советской делегации условия, по которым, в частности, Германия практически захватывала Польшу, Литву, часть Эстонии, Латвии, Украины, Беларуси. Россия должна была уплатить Германии 3 млрд. марок контрибуции. И 3 марта 1918 г. советская делегация во главе с Г.Я. Сокольниковым подписала Брестский мирный договор, который являлся образцом несправедливости. По сравнению с 1914 г., территория России сократилась на 800 тыс. кв. км. Советское правительство обязано было выплатить репарацию и прекратить революционную пропаганду в центральноевропейских державах.

Брест-Литовский договор всего на четыре дня пережил революцию в Германии. 13 ноября ВЦИК РСФСР заявил о том, что этот договор является уничтоженным.

Февральская революция в России и на Беларуси. Свержение самодержавия

В феврале 1917 г. в Петрограде, где сложилась критическая ситуация с продовольствием, резко обострилась обстановка. 23 февраля, в Международный женский день, в городе прошли стихийные митинги и демонстрации. 25 февраля выступления переросли во всеобщую стачку, парализовавшую город. 27 февраля к революционным массам присоединились солдаты резервных частей, расквартированные в Петрограде. Стачка переросла в вооруженное восстание.

27 февраля председатель IV Государственной думы М.В. Родзянко объявил о создании Временного комитета Государственной думы, который намеревался взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка. В тот же день был создан Петроградский совет рабочих депутатов и его временный исполком в составе 15 человек. 1 марта Петроградский совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов.

1 марта Совет издал «Приказ №1», согласно которому солдатам вне службы давались равные со всеми гражданские и политические права. В частях создавались выборные солдатские комитеты, без согласия которых не могли отдаваться приказы, и офицерам не выдавалось оружие. Провозглашалось, что решения Думы подлежат исполнению только в том случае, если они не противоречат решениям Совета. В воинском уставе аннулировалось всё, что можно было счесть злоупотреблением властью.

Днём 2 марта в результате переговоров представителей Петроградского совета с думскими лидерами было создано Временное правительство, состав которого должен был сформировать Временный комитет Думы. В то время, когда в Петрограде формировалась новая власть, российский император находился в Ставке в Могилёве. Его попытка вернуться в Петроград оказалась безуспешной. Задержанный на станции Дно восставшими солдатами, Николай II подписал 2 марта отречение от престола в пользу брата Михаила. В свою очередь, Михаил Романов 3 марта подписал акт об отречении, в котором говорилось о его согласии принять корону только в том случае, если таковым будет решение Учредительного собрания.

Соглашение о представлении Учредительному собранию права избрать форму государственного представления было достигнуто в ходе переговоров Петросовета и Временного комитета Думы. 3 марта была опубликована декларация о составе и программе Временного правительства.

Создание новых органов власти: Временное правительство, Советы рабочих и солдатских депутатов

Революционные выступления рабочих и солдат Петрограда 27 февраля 1917 г. привели к свержению самодержавия в России.

Во время восстановления из числа либеральных депутатов Государственной Думы образовался временный думский комитет, который в ночь на 28 февраля провозгласили о взятии власти в стране. Одновременно представители левой социалистической части антицарской оппозиции организовали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. В результате переговоров между думскими деятелями и лидерами совета 1 марта было сформировано Временное правительство России, во главе с князем Львовым. Доминирующие позиции в правительстве сначала занимали кадеты. Временное правительство обязалось обеспечить в стране демократические права и свободы, созвать Учредительное собрание. Петроградский совет, возглавленный одним из лидеров меньшевистской части РСДРП М. Чхеидзе, пользовался поддержкой вооружённого народа, но не взял в свои руки хозяйственную и исполнительную власть, сохранив за собой только контроль над правительством.

После отречения 2 марта 1917 г. Николая II от трона повсеместно организовывались собрания для разработки путей по сохранению порядка, обеспечению людей продуктами и т.д. В некоторых населённых пунктах прошли митинги и демонстрации, участники которых разоружали полицию, освобождали из тюрем политических заключённых.

Деятельность старого аппарата была парализована. На местах стали возникать самодеятельные органы управления.

В Минске начало созданию новой системы было положено вечером 3 марта на совете представителей от разных организаций и групп населения города. Была определена схема создания городского представительного органа. 7 марта 1917 г. в качестве политического органа управления городом был создан Комитет общественной безопасности.

В Витебске план организации новой власти был разработан на советах местных общественных активистов 3-4 марта. В ночь на 5 марта в руководство вступил Городской общественный комитет.

Инициатива реорганизации местного управления в Могилёве исходила от городской думы, которая, которая провела выборы уполномоченных от разных организаций города в исполнительный комитет по охране общественной деятельности. Его первое собрание произошло 8 марта.

В те же дни подобные комитеты возникли в Гомеле, Орше, Полоцке, Горьках, Быхове и других городах. В большинстве случаев с комитетами общественной безопасности сотрудничали советы рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство рассматривало комитеты как зародыш демократического самоуправления, фундамент местной власти к проведению новых выборов городских дум и земств. Но, являясь по способу образования общественными организациями, комитеты официально не получали всей полноты властных полномочий. Их роль постепенно свелась к общественной поддержке местного правительственного аппарата, главными фигурами в котором стали губернские и поветовые комиссары.

На волне революционного подъёма параллельно с общедемократическими органами управления по примеру Петрограда стали создаваться самодеятельные органы рабочих, солдат, а затем и крестьян - советы. Они вобрали в себя тягу рабочих людей к социальной справедливости, являлись формой присоединения к политике. Инициаторами и главными действующими лицами при создании советов стали соцалисты-революционеры и социал-демократы.

Одним из первых в Беларуси образовался совет в Минск. Здесь усилиями ориентированных на левые партии служащих минских учреждений УЗС и УСГ уже в первую неделю марта произошли выборы депутатов от предприятий города и частей гарнизона. Совет выступил в поддержку Временного правительства при условии осуществления или демократических преобразований, направил своих представителей в состав Минского комитета общественной безопасности.

На протяжении первой недели марта оформился совет рабочих и солдатских депутатов в Гомеле.

В Витебске, где также располагался большой гарнизон, создание организации рабочих и солдат взяли под свою опеку Петроградский совет, направивший сюда специального посла. 8 марта произошла учредительное собрание совета рабочих депутатов, до середины марта завершились выборы в совет солдатских депутатов. Хотели объединить два совета, но общий президиум не был создан.

В Могилёве 6 марта возник временный комитет солдатских депутатов. О создании объединенного совета рабочих и солдатских депутатов было объявлено 22 марта.

Советы рабочих и солдатских депутатов возникли также в Бобруйске, Борисове, Орше, Полоцке, Слуцке, Рогачёве и т.д.

Организация советов крестьянских депутатов происходила в ходе подготовки и проведения крестьянских съездов, которые во всех губерниях и большинстве поветов Беларуси прошли в апреле-июле 1917 г. Съезды образовывали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты крестьянских депутатов губернии или повета.

Как и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, советы Беларуси лояльно относились к Временному правительству и его органам на местах, обычно признавали приоритеты за комитетами общественной безопасности, в состав которых посылали своих постоянных представителей. Вместе с тем советы, имея в лице солдат вооружённую поддержку, стали вмешиваться в конфликты между рабочими и предпринимателями, добивались введения 8-часового рабочего дня, снижения безработицы, диктовали кадровые назначения. Этими же вопросами занимались и другие местные органы, из-за чего при неразграниченности компетенции на местах фактически возникла ситуация многовластия при двоевластии в центре. Такое положение порождало неразбериху, мешало положительному решению жизненных проблем. В результате только что приобретённая свобода вызвала разочарование, не успев закрепиться в массовом сознании как безусловная ценность, которой нужно дорожить.

Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

2. Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Беларусь у складзе Расiйскай iмперыi (канец ХVIII - пачатак ХХ ст.) / М.Біч, В.Яноўская, С.Рудовіч і інш. Мн., 2005.

3. Всемирная история: В 3 ч.Ч. 2. О.А.Яновский, О.В.Бригадина, П.А.Шупляк и др. Мн., 2002.

4. Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Мн., 2003.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.