Рефераты. Кастовая организация в странах Древнего Востока

p align="left">В сельских общинах существовали многочисленные патриархальные семьи, так называемые «дома». В состав таких «домов» могли входить как купленные рабы, так и прямые или дальние родственники, обязанные работать на главу «дома», получая за это определенное содержание. Эти патриархально зависимые лица назывались «отроками», «воспитанниками», «детьми», «чадами дома», а родственные или мнимородственные отношения с главой дома лишь прикрывали отношения социальной зависимости и экономической эксплуатации. Подобная патриархальная зависимость являлась пережитком ранних отношений и составляла определенную специфику социальной структуры древнеегипетского общества времени Среднего царства. В состав класса мелких свободных производителей входили полноправные члены общин, ремесленники, располагающие средствами производства, небольшими участками земли, некоторым набором оборудования для организации маленькой ремесленной мастерской. Мелкие земледельцы, члены общин, назывались выразительным термином «маленькие» («неджес»). Постепенно в общинах выделились люди, которых стали называть «сильными неджесами». Они обладали не только материальным достатком, но могли дать своим детям образование; из их среды пополнялись низшее жречество, чиновники, писцы. Одни из писцов, вышедших -из «сильных неджесов», так говорит о своем положении: «Это -- неджес, могучий своей рукой, писец, искусный перстами своими. Он почтенен, у него больше имущества, чем у подобных ему. Он---владыка приказаний» Васильев Л. С. История Востока. -- М., 1999. -- Т. 2.

«Сильные неджесы» в сельских обшинах, зажиточные ремесленники з городах, низшие звенья жречества, чиновничества и писцов составляли средний слой древнеегипетского общества, который был переходным от класса свободных мелких производителей к господствующему классу Древнего Египта.

К нему принадлежали многочисленные придворные, окружающие трон фараона, исполнители его приказаний, члены центрального бюрократического аппарата, представители высшего командного состава, многочисленное египетское жречество. Значительную часть господствующего класса составляла номовая аристократия, прежде всего номархи и их ближайшее окружение. Особенностью общественно-политической структуры Египта эпохи Среднего царства была известная автономия номов и сила номархов. Фараонам эпохи Среднего царства так и не удалось до конца подчинить их центральной власти и превратить в послушных чиновников. Власть номархов была наследственной, передавалась от отца к сыну. Некоторые из номархов вели собственное летосчисление. Они возглавляли местное ополчение, часто бывали верховными жрецами местных богов и руководителями храмового хозяйства. Кроме пожалованного за службу от паря имущества и земель (оно называлось «дом номарха» и было владением, а не собственностью) они располагали наследственным имуществом, которое называлось «домом отца моего» и которым они могли свободно распоряжаться, в частности передавать по наследству своим детям. Стремясь ограничить произвол номархов и поставить их под более жесткий контроль цеытра, фараоны, особенно Аменем-хет III. заменяют ряд номархов чиновниками, всецело преданными парю. Несмотря на некоторую разнородность господствующего класса Древнего Египта и наличие промежуточных слоев, между ним и классом: свободных производителей лежала огромная пропасть, развивались острые, непримиримые классовые и социальные противоречия Васильев Л. С. История Востока. -- М., 1999. -- Т. 2.

В городах, появившихся в Египте еще в III тысячелетии до и. э., находились резиденция правителя, главные храмы области или района, мастерские ремесленников. Появляются новые города, построенные по определенному плану. При раскопках около Фаюмского оазиса были найдены развалины одного из таких городов -- Кахуна. Здесь была воздвигнута царская пирамида, а вокруг нее возник город, в котором жило население, строившее и обслуживавшее царскую усыпальницу. Всюду преобладали геометрические формы, улицы перекрещивались под прямым углом; весь город был окружен кирпичной стеной. Размеры и внутреннее устройство домов свидетельствуют о резком социальном расслоении. В этом городе наряду с богачами жили люди среднего достатка, ремесленники и мелкие торговцы, наконец, в убогих хижинах ютилась беднота. В квартале бедняков, занимающем небольшую площадь, лачуги тесно жались друг к другу. Богатые дома" усадьбы, нередко занимавшие большие участки земли (45X60 м) и примерно в 50 раз превышавшие по своим размерам домики бедняков, были сосредоточены в особом аристократическом квартале. В развалинах Кахуна были также обнаружены остатки домов, которые больше хижин бедняков, но все же сильно уступают богатым постройкам аристократов. В этих домах жили люди среднего слоя, ремесленники или торговцы. Надгробные надписи, найденные на абидосском кладбище, подтверждают, что в это время уже появлялись представители среднего слоя населения, ремесленники --«мастера, изготовители сандалий», «золотых дел мастера», «медянки» или просто, как они себя называли «жители города» Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. -- М., 1998..

Квартал богачей в Кахуне был отделен от квартала бедняков прочной стеной, а дворец был защищен особенно массивными стенами. Видимо, не совсем спокойно чувствовали себя в своих усадьбах жрецы и чиновники, окруженные массами трудового люда, жившего в условиях нищеты.

Социальные отношения и классовая и структура Нового царства. Высокий уровень экономического развития предполагает сложную структуру египетского общества эпохи Нового царства. К этому времени оформились основные классы египетского общества: основные классы производителей -- класс рабов и подневольных работников; класс мелких свободных производителей, жителей сельских общин, беднота городов; господствующий класс, включающий рабовладельцев, землевладельцев, представителей бюрократии, жречества, военной верхушки, зажиточных членов сельских общин.

Источники Нового царства свидетельствуют о росте числа рабов в Египте и бурном развитии рабовладения. Большое количество невольников -- от нескольких сот до нескольких тысяч -- пригонялось во время каждого из многочисленных и успешных завоевательных походов фараонов. Например, после взятия Мегиддо Тутмос III привел 823 раба, из Митанни -- 691 пленника, из городов Иануамму и Кадета -- 2503. Фараон Мернептах из сирийского похода пригнал свыше 9 тыс. рабов Но особенно много невольников принес удачный поход фараона Аменхотепа II в Сирию -- 101 218 человек. Захват рабов был желанной добычей, и многочисленные надписи рассказывают о том, как фараон награждал отличившихся воинов и вельмож рабами и как высоко ценились такие награды Васильев Л. С. История Востока. -- М., 1999. -- Т. 2.

Множество невольников фараоны дарили своим вельможам и храмовым хозяйствам. Особенно велики были пожертвования в крупные храмы, например в храм Амона в Фивах. За очень короткий промежуток времени Тутмос III пожертвовал храму лмоиа 1588 сирийцев, а Рамсес III создал храмовое хозяйство при своем поминальном храме в Мединет-Абу, в котором было 62 626 человек. За тридцатилетнее правление этот фараон подарил храмам Египта свыше 100 тыс. человек. Рабы широко внедряются в производство в качестве земледельцев, ремесленников, торговцев, работают на ирригационных сооружениях, на многочисленных стройках. Рабами владеют не только знать, вельможи, зажиточные люди. Судя по некоторым документам, рабы были у рядовых общинников, далеко не богатых людей. Есть также данные о том, что некоторые рабы сами имели рабов. Все это свидетельствует о глубоком проникновении рабства в жизнь египетского общества.

Рабов клеймили, заковывали в колодки. Однако в эпоху Нового царства рабам нередко предоставлялась возможность иметь маленький участок земли, небольшое имущество, семью, что несколько смягчало тяжесть их положения. В ремесленных мастерских рабы трудились зачастую бок с бок со свободными бедняками.

Огромную роль в экономике Древнего Египта играли мелкие свободные или полузависимые производители: земледельцы и ремесленники -- самый многочисленный класс древнеегипетского общества. Их трудом вспахивались и засевались поля, поливались и обрабатывались сады, убирался урожай, поддерживались в порядке ирригационные сооружения, мостились дороги, они работали в многочисленных ремесленных мастерских, строили велико цепные здания, из их числа набирались основные контингенты египетского войска.

Ремесленное производство достигло высокого уровня развития в Египте эпохи Нового царства. Частично ремесленники проживали в сельской местности в поселениях, где выполняли заказы своих односельчан, членов обшины, получая за свою работу натуральное довольствие. Однако множество ремесленников живет в городах, которые все более и более превращаются в центры ремесленного производства целой округи. Как правило, ремесленники работали в царских или храмовых мастерских. За свой труд они получали овощи, зерно, хлебцы, рыбу, пиво, одежду. По раскопкам хорошо известны громадные царские мастерские, где изготовлялась обстановка для погребения фараонов. Здесь работали ремесленники самых разных специальностей: каменотесы, строители, штукатуры, медники, гончары, деревообделочники, граверы, ткачи, резчики, скульпторы и многие другие. На западном берегу Нила, напротив Фив, археологи раскопали целый город, где жили эти многочисленные ремесленники. Положение и достаток ремесленников были различными. Ремесленники высокой квалификации -- скульпторы, ювелиры, художники -- имели приличные дома, а надписи говорят об их известном положении в обществе. Однако большая часть ремесленников этого городка ютилась в жалких лачугах.

К господствующему классу древнеегипетского общества принадлежали рабовладельцы, землевладельцы, придворная и храмовая знать, многочисленное жречество, военная верхушка. Именно они получали все выгоды от успешных завоевательных походов, развитого сельского хозяйства, процветающего ремесленного производства.

3. Авилум и мушкенум Месопатамии

Экономика, общественный и политический строй Вазилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся сборнику законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993.

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резкая граница между свободными гражданами и рабами.

Свободный гражданин «авелум»-- «человек», или «мар авелим» -- «сын человека». Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, там-кары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурэпи лишь в статье 202 различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20%); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговое рабство ограничивалось тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался, пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой -- рабов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.