Рефераты. Казанская губерния XVIII века

p align="left">ставляли на базары и ярмарки крупные партии валяной обуви (валенки). Широкое распространение в Казанской губернии получил промысел по изготовлению кожаной обуви, главным образом ичигов из цветного сафьяна. Этот промысел возник еще в Волжской Булгарии и успешно развивался среди татар в последующее время. Татарские ичижники, разработав собственные приемы и рисунки, стали делать эту обувь лучше среднеазиатских мастеров и успешно конкурировали с ними на восточном рынке. Кроме того, ичиги имели немалый спрос как декоративная обувь и среди русского общества, а как оригинальные вещи шли даже в страны Западной Европы. Центр промысла находился в Казани, с широким охватом татарских и русских близлежащих и отдаленных деревень.

2. Усиление политики насильственной русификации и христианизации в XVIII веке

XVIII век характеризуется дальнейшим усилением политики национального угнетения. В 1713 и 1720 гг. издаются указы Петра I, направленные на насильственную христианизацию татарского населения и предоставление существенных экономических и политических льгот для крещеных. Мусульмане и язычники были обложены дополнительными податями за право молиться своим богам.

По указу Петра от 1704 г., было велено «с абызов данные деньги сбирать с мечетей и с кереметей, переписав, сколько у которой мечети в приходе будет мужеска и женска полу, и вдовцев и холостых, и вдов и девок; и сбирать те данные деньги с женатых со всякого человека по три деньги; со вдовцев и с холостых и с малых ребят, со всякого человека по две деньги; с замужних жен по три деньги и с жены; со вдов и с девок по две деньги с человека на всякой год».

3 ноября 1713 г. был принят указ о крещении тех магометан в Казанской и Азовской губерниях, у которых во владениях имелись крестьяне православной веры. Эти мусульмане должны креститься в течение полугода, а «как воспримут святое крещение, и тем поместьям и вотчинам и людьми и крестьяне владеть по-прежнему. А ежели в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьянами у них взять и отписать на него Великого Государя, и без указу никому не отдавать»5.

В результате принятых мер мурзы и служилые татары, верные исламской вере, практически были лишены своих поместий и вотчин. Согласно документу, составленному в Сенате, «в 1715 г. по указу Петра Великого за невосприятие православной христианской веры греческого исповедания жалованные старые деревни с людьми и крестьянами отписаны на императорское величество»6.

2 ноября 1722 г. указом Петр I рекруты из инородцев, в случае крещения, освобождались от воинской службы. В 1724 г. Сенат дважды принимал решение о новых льготах новокрещеным.

28 августа он принял указ, по которому татар и прочих иноверцев, принявших православную веру, «освобождали от кабалы и учинили свободными»9.

21 октября Сенат удовлетворил прошение сибирского митрополита о предоставлении льгот осужденным, пожелавшим принять святое крещение. Сенат предписал осужденных на смерть и пожелавших креститься в православную веру татар и других иноверцев, обучив, крестить, а по восприятии святого крещения «ежели кто из них будет достоин казни, таких отсылать по обыкновению».

Для расширения миссионерской деятельности православной церкви в 1738 г. при свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора. Она ставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья «для вятщего утверждения в вере». Это была настоящая инквизиторская организация.

Наделенная большими полномочиями, контора насаждала православие среди народов нерусской национальности не стесняясь в средствах. основной целью которой являлось принудительное официальное крещение.

Новокрещенская контора действовала до 1764 г., т.е. 26 лет, и за эти годы вызвала всеобщую ненависть и возмущение. Они заставляли их креститься, подвергали смертельным побоям, разоряли их хозяйства, а доносчиков награждали. Руководивший Новокрещенской конторой архимандрит Сильвестр старался оправдать кровавый террор, проводившийся его инквизиторами. Но возмущение деятельностью Сильвестра было так велико, что Синод был вынужден назначить вместо него другого.

Не лучше был и новый инквизитор Лука Конашевич. Под его руководством деятельность этой конторы стала более энергичной. По его указанию только в Казанском уезде в 1742 г. из 546 действовавших мечетей было разрушено 418. Он подвергал татар-мусульман жестоким наказаниям, заточал в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синод поддерживал своего ставленника, проклиная мусульман и мусульманское учение, называя Магомета «самым студным лживым пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.).

Деятельность Луки Конашевича вызвала глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, что если их будут и дальше принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Луку Конашевича перевели в Белгород епископом, но память об этом жестоком инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, что Лука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе татар министры осерчали на него и сослали в Сибирь. За время существования Новокрещенской конторы было обращено в христианство 409864 человека - цифра по тому времени огромная

Именно нежелание татар принять православие, а также противодействие политике христианизации мусульманского духовенства, его огромное влияние в татарском обществе привели к принятию решения о разрушении мусульманских мечетей. За короткий срок в ряде территорий России было снесено 545 мечетей.

Татарское население отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718, 1735, 1739 гг.). Однако все они жестоко подавлялись.

Стремление татарского народа к свободе и национальной самостоятельности особенно сильно проявлялось в его участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то что «пугачевщина» потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политику Российского государства в отношении мусульман.

Екатерина II была вынуждена пойти на некоторые послабления. Так, например, в 1773 г. был издан указ «О веротерпимости», которым юридически запрещалось насильственное крещение, с 1776 г. татарам было разрешено вести торговлю по всей России, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, с 1784 г. татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству, в 1764 г. была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 г. было организовано Мусульманское духовное собрание. Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачно воспользовалось татарское общество. В Казани и других населенных пунктах открывались мектебе и медресе. Так, например, в 1771 г. в Казани были открыты Ахуновское и Апанаевское медресе, в 1780 г. - медресе при доме Амирханова. Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и других городах.

Екатерина II получила ласковое прозвище «Аби патша» - «Царица-бабушка». Ее царствование известный миссионер протоиерей Е. Малов считал «счастливым и благодетельным для мусульман». «Золотым веком» для татар-мусульман называет царствование Екатерины II А. Рорлих. «Однако это лишь отчасти верно, - продолжает историк, - так как она по-прежнему одобряла миссионерскую деятельность, несмотря на ее ограничение по сравнению с предшественниками. В отличие от предшественников, Екатерина II не испытывала презрения к татарам-мусульманам, более того, она считала, что татары могут выступать в роли цивилизирующего фактора по отношению к языческим народам Российской империи».

Для самих же мусульманских народов, прежде всего татар, христианизация обернулась социокультурным расколом.

3. Участие народов края в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева

Усиление национального и колониального гнета в XVIII в. вызвало ответные реакции татарского народа. Хотя реформы Петра 1 считаются прогрессивными, они были проведены на костях и крови трудящихся. При строительстве Петербурга на его болотах и подступах к нему погибали десятки тысяч лучших сыновей татарского народа. Только в Кавказском походе Петра 1 против Персии в 1724 г. погибло более чем 30 тыс. солдат-татар.

Татары, не вынося тяжелого национального и колониального гнета, продолжали бежать от своих очагов в Приуралье. Там постепенно копился горючий материал для новых вооруженных выступлений против угнетателей. В 1705-1711 гг. татары и башкиры восставали под руководством Алдара и Кучума, в 1735-1740 гг. повстанцы под руководством Акай-батыра дошли до Казани. Согласно преданиям, Акай родился в д. Катмыш (Мамадышский р-н.). В 1755 г. восстание готовил татарский мулла Батырша Мязгильдин. В 1764-1767 гг. поднялись на борьбу крестьяне села Тирса (Агрызский район ТР), в те же годы готовил выступление масс мулла Мурад.

Одно из самых крупных социальных потрясений XVIII века - восстание под предводительством беглого донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя «счастливо спасшимся» императором Петром III, как свидетельствуют документы архива, самым непосредственным образом затронуло жизнь жителей Казани.

В 1773 г. татары активно включились в крестьянскую войну под руководством донского казака Емельяна Пугачева. Война длилась до 1775 г. Из среды татар вышли талантливые организаторы масс, храбрые командиры, такие как полковники Бахтияр Канкаев, Мясгут Гумеров, Аит Уразметов, Муса Мустафин, Осип Енгалычев, Юскей Кудашев, Давыдов и десятки других. Восставшие добились крупных военных успехов, побед. Овладели такими городами-крепостями, как Яик, Оса, Сарапул, Мензелинск, Елабуга, Заинек, Ижевский, Воткинский и др., осадой взяли Оренбург…

1 января 1774 года казанское дворянство составило из своих людей и своим иждивением вооруженный конный корпус. Узнав об этом, Екатерина II выразила свое благоволение и повелела также из своих дворцовых волостей снарядить рекрутов. Среди личных бумаг императрицы сохранилась речь, сочиненная неизвестным казанским дворянином в 1774 году в связи с этими событиями: «Но едва успеваем сказать здесь, - обращается к Екатерине Великой неизвестный казанский помещик, - всемилостивейшая государыня Вашему императорскому величеству крайния чувствия искренности нашей за милости твои; едва успеваем воскурить пред образом твоим великая императрица нам священным и нам любезным кадило сердец наших за благоволении твои, уже мы слышим новый глас, новыя от тебя радости, новаго нам твоего великодушия и снисхождения. Что ты делаешь кроме милосердия? Что сие! В трех светах владычеством своим не вместимая самодержица, славимая в концах земных, честь царей, украшение корон, матерь человечества, из боголепия величества своего, из сияния славы своея снисходишь, приемлешь на себя рабие название и имянуешься нашею казанскою помещицею!… Признаем тебя своей помещицей, принимаем тебя в свое товарищество», - пишет в заключение всеподданнейшей речи неизвестный автор.

11 июля 1774 года войско Пугачева, насчитывающее около 20 тысяч человек при 12 орудиях, подошло к Казани. Утром следующего дня 14 колонн под руководством самозванца ринулись на город. Узнав, что к Казани приближаются правительственные войска под предводительством подполковника Михельсона, Пугачев отошел к Арскому полю и принял бой, который продолжался 5 часов и закончился поражением восставших. 15 июля войско Пугачева предприняло еще одну неудачную попытку взять Казань. В обороне города, как видно из доношения куратора Московского университета В.Е. Адодурова Екатерине II, активно участвовали гимназисты и их преподаватели. «Оные гимназисты, - сообщает Адодуров, - быв при защите города Казани особливым корпусом под приводом помянутого советника Каница, который при том и ранен, а из учителей и учеников трое убиты и несколько ранены». 25 августа 1774 года императрица особым указом наградила учителей и учеников Казанской гимназии за их верность и мужество в обороне города от «пугачевцев». В крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачева кроме русских приняли участие многие нации и народности огромной России.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.