Рефераты. Киевская Русь в IX-XIII веках

В 1111 г. состоялся второй поход против половцев, который также возглавили киевский и переяславский князья. В критический момент в бой были введены резервы во главе с Владимиром Мономахом, и это решило исход битвы. Половцы потерпели поражение.

Половецкие нападения и междоусобные феодальные войны усиливали бремя феодальной эксплуатации. Недовольство народа вылилось в восстание 1113 г. Владимир Мономах (1113--1125), став киевским князем после Святополка,

понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон -- «Устав Володимерь Всеволодичя», или дополнение к юридическому кодексу «Русская правда». Новые статьи, хотя и не лишали ростовщиков и землевладельцев основных привилегий, все же значительно ограничивали их бесконтрольную деятельность, приводившую к разорению горожан и крестьян. Были определены единые проценты на занятые деньги. Закон о холопах, отражавший тенденцию к ограничению и сокращению источников рабского труда на Руси, отвечал интересам хозяйственного развития страны.

Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Не нарушая принципа, провозглашенного на Любечском съезде -- «каждо да держит отчину свою». Мономах прибрал к рукам феодальных владетелей и создал для них обстановку, обязывавшую к повиновению.

Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами.

Деятельность Мономаха, направленная на укрепление единства Руси, успешно была продолжена его сыном Мстиславом (1125--1132 гг.). На международной арене Мстислав также продолжал политику Мономаха. Против половцев, нападавших на русские земли, были осуществлены победные походы, в результате которых их кочевья были отброшены «за Донъ и за Волгу, за Яикъ. В исторической литературе правление Мстислава справедливо считается временем решающего преобладания объединительных тенденций. Оно как бы подвело итог первому этапу истории Киевской Руси, в продолжении которого складывалось ее политическое единство, формировалась единая древнерусская народность, устанавливались государственные границы, происходило становление феодального общественного строя.

Социальноe устройство.

Управление. "Верховным гла-вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной”. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)".  Родовой строй уходил в прошлое.

В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это, несмотря на то, что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. Князья, правившие в конце X на-чале XI вв. считались с растущей силой го-родской общины.  При решение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внима-тельное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополче-ние - действенная военная сила уже в этот ранний период.

Так начинался процесс формирования волостной общины в Киевской земле. Пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные, требующие оружие киевляне соби-раются на торговище, сами принимают решение вновь сразиться с по-ловцами и предъявляют князю требование о вы-даче коней и оружие. То есть проявляется не-зависимость вече по отношению к княжеской власти. В событиях 1068-1069 гг. киевская об-щина действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с кня-жеской властью.

Социальный строй. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором "в обнаженной форме выступают отно-шения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность."  Фео-дальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалова-ний, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю фео-дала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального государства, и является

собственником орудий труда, жилища и т.д. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феода-лы - князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не плати-ли дани и имели другие привилегии. Таким об-разом, в Киевской Руси наряду с

классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Вотчина.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо-ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер-вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла-дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля-ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об-растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня-жеской власти на местах. Будучи представи-телями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они су-дили, собирали дань и различные пошлины, ве-дали другими делами. Посадники и во-лостели - управители сельскими волостями -имели ближайших помощников в лице тиунов.

Категории населения. Кроме фео-далов, в Киевской Руси существовали свобод-ные крестьяне - общинники, свободное го-родское население, феодально-зависимое население, рабы.

Свободные общинники. Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли свободные общины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да-ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребля-ется для наименования широких слоев сельско-го и городского населения.

Смерды. Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо-зяйство. Князь давал смерду землю при усло-вии, что тот будет работать на него. В слу-чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право вла-дения самостоятельным хозяйством смерд пла-тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа.

Закупы. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу-ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку-пу земельный надел, а также сельскохо-зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но за-купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в

качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль-но-зависимых изгоев формировался за счет вы-купившихся на волю холопов. Такие изгои-вольноотпущенники, пор-вавшие со своим прежним господином, попада-ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свобод-ных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.

Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли "че-лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ-лись холопами. Источниками холопства явля-лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря-ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра-щался сбежавший или провинившийся закуп. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо-ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка-честве "видока". Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

Экономическое развитие

Сельское хозяйство было одним из главных элементов русской национальной экономики киевского периода. " И на севере и на юге Руси земледелие - последовательно, вырастая из примитивных условий - прошло много стадий. Из зерновых на юге как основные культуры выращивали полбу, пшеницу, гречиху, на севере - рожь, овес и ячмень. При трехпольной системе возделывали только следующие культуры: волокнистые, пригодные для ткачества (лен и коноплю); бобовые (горох и чечевицу) и репу на отдельных полях. Выращивали капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву.

Разведение лошадей и крупного рогатого скота практиковалось в Южной Руси в течение веков и представляло собой важную отрасль русской национальной экономики в киевский период. Князья уделяли особое внимание разведению лошадей, частично в связи с военными нуждами.

Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. Даже для князей охота являлась не только развлечением, но и важным промыслом. Еще

более важной она была для простых людей, особенно в лесной зоне Северной Руси. Во-первых, охота доставляла пищу значительной части населения, во-вторых, она обеспечивала мехами, нужными для изготовления теплой одежды,

уплаты налогов (вместо денег) и торговли; в-третьих, давала шкуры для кожевенных работ.

Бортничество являлось другим распространенным видом лесного промысла. Продукция бортничества - воск и мед - пользовались огромным спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Воск, кроме всего прочего, был необходим для производства церковных свечей; он экспортировался в большом количестве в Византию и на запад, а после Крещения Руси стал использоваться также русскими церквями и монастырями.

Рыболовство играло не последнюю роль в русской экономике. Рыболовецкие артели на севере Руси, такие как на реке Волхов и озере Белом (Белоозеро), упоминаются в источниках двенадцатого века. Тогда же галицкие рыбаки обосновались в низовьях Дуная. Самой ценной рыбой считался осетр. В связи с рыболовством можно также упомянуть ловлю моржей в Северном Ледовитом океане и на Белом море. Моржей в основном добывали из-за их клыков, называемых по древнерусски "рыбий зуб". Новгородцы торговали ими уже в начале двенадцатого века.

Необходимо здесь упомянуть и о соли. Она добывалась в Карпатских горах Галицкого княжества. Киев главным образом зависел от этого источника, и когда в одной из междоусобных войн, в 1097 году, галицкие князья запретили поставки, возник острый дефицит этого продукта во всем Киевском регионе.

Другой важный источник соли находился в Крыму, где запасы сформировались естественным путем в мелководных заливах между полуостровом и материком. На севере новгородцы добывали соль из морской воды путем искусственного испарения.

Металлургия. Железо было единственным металлом, добываемым в границах Киевской Руси. Оно использовалось, главным образом, для изготовления оружия и разнообразных инструментов. Медь и олово привозили с Кавказа и из Малой Азии. Свинец поступал в основном из Богемии. Из меди отливали церковные колокола. Свинцом, иногда оловянными листами, покрывали крыши церквей. Медь также использовали при изготовлении кухонной и другой домашней утвари: котлов, тазов, подсвечников и т.п., а свинец для печатей. Серебро доставлялось с разных сторон: из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Золото получали в результате торговли или войны от византийцев и половцев. Золото и серебро использовали для чеканки монет, изготовления печатей и всевозможных сосудов: блюд, чаш и кубков.

Строительство. Суровость русского климата создавала необходимость строить дома, которые могли бы защитить человека во время зимних холодов, что было особенно важно на севере Руси. Поскольку прекрасный лес был в достатке во всей лесной зоне - то есть, в Северной и Центральной Руси - дома там строили из дерева. В степной зоне деревянные каркасы стен заполняли глиной и штукатурили. Северная русская изба и украинская хата, таким образом, представляют собой два традиционных типа жилья. С накоплением богатства высшими классами и ростом княжеской власти строились все более сложные по конструкции особняки, в большинстве своем из дерева Крепости и городские стены в киевский период

сооружались в основном из дерева, однако, епископ Ефрем Переяславльский построил каменную стену вокруг города в 1090 году.

В целом же, только в церковной архитектуре активно использовали камень. В небольших городах и сельских районах, особенно в Северной Руси, преобладали деревянные церкви.

Ткачество. Искусство ткачества было известно восточным славянам, а до них древним славянам, с незапамятных времен. Для производства пряжи использовали лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием ремесел и торговли потребность в текстильной продукции быстро возрастала. Рост благосостояния высших классов привел к определенному

повышению качества жизни и вкусу к роскоши. Появилась необходимость в тонком белье.

Скорняжное дело, надо полагать, было высоко развито в киевские времена, так как меховая верхняя одежда являлась предметом первой необходимости, особенно на севере Руси, в связи с суровостью климата.

Гончарное дело было известно русским славянам так же давно, как и прядение. Они делали горшки и кувшины самых разных видов, некоторые из них искусно украшали.

Торговля. Как мы знаем, в восьмом и девятом столетиях варяги проложили торговый путь через Русь из Балтики в Азовское и Каспийское моря. В десятом столетии русские организовали собственную торговлю в национальном масштабе, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли. Днепровский речной путь вскоре превратился в основную артерию русской торговли, главный южный конец которой теперь был в Константинополе.

На Балтике торговля продолжала расти, а с ней и значение северных русских городов-республик Новгорода и Пскова.

В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и, по крайней мере в отдельные периоды, - шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей. Русское торговое право киевского периода имело международный аспект, поскольку отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, начиная с русско-византийского договора десятого столетия. В начале одиннадцатого века была заключена торговая конвенция между Русью и волжскими булгарами (1006 год).

Список использованной литературы:

Ломоносов М.В. «Древняя Российская история»

Данилевский И.Н. «Легендарная Русь»

Карамзин Н. «История государства Российского», том первый

Щапов Я. Н. «Церковь в древней Руси», политиздат, 1989

" Христианство и Русь", Москва, 1988

Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»

Повесть Временных лет по Лаврентьевской летописи 1377г СПб.1996г

Повесть Временных лет” Нестор-летописец XIIв

http:\\oldslav.chat.ru

http:\\www.historymill.com

http:\\clario2.narod.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.