Рефераты. Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура

p align="left">Китайские гарнизоны были размещены в населенных пунктах по Великому шелковому пути вплоть до Урумчи. Вместе с караванами из государств Средней Азии в Китай и из танской столицы в Среднюю Азию и далее на запад шли послы, путешественники, паломники. В 648 г. прибыла посольская миссия от киргизов.

Продвижение китайцев в Центральную Азию облегчалось распадом державы Сасанидов. Последний сасанидский царь Йездигерд III просил заступничества у Китая.

Действия китайцев на северо-востоке ставили целью овладеть Ляонином и морскими путями в Желтом море.

Объектом захватнической политики империи Суй стали государства Когурё и Пэкче (в северной и юго-западной частях Корейского полуострова). Государство Силла (на юго-востоке полуострова) выступало союзником китайцев. В наиболее ожесточенной войне 612--614 гг. китайцы трижды совершили неудачные походы в Корею. Тяготы военных походов и особенно неудача корейских войн послужили одним из толчков к широкому выступлению народных масс, которое привело к падению династий Суй.

При танском Ли Шимине продолжалось завоевание Кореи. В 645 г. китайские войска приблизились к г. Пхеньяну, но под натиском сил противника были вынуждены отступать. В 660 г. 130-тысячная китайская армия высадилась на юге Кореи и разгромила Пэкче. Его окончательное падение произошло в 663 г., когда китайцы в союзе с государством Силла нанесли поражение японскому флоту, прибывшему на помощь Пэкче. Одновременно китайские армии вторглись и с севера. В 668 г. китайские войска захватили Пхеньян. Государство Силла признало себя вассалом Китая. Территории Когурё и Пэкче были разделены на девять военных губернаторств и формально присоединены к Китаю. Борьба корейского народа против поработителей привела к объединению Кореи во главе с государством Силла. Китайцам пришлось отступить. Ту же традиционную политику разжигания вражды между племенами китайские власти вели в отношении киданей и мохэ. Когда же в 698 г. было провозглашено новое государство Бохай, китайские дипломаты тщетно пытались использовать его против корейцев. В 705 и 713 гг. между Бохаем и Танской империей завязались торговые отношения.

С начала VII в. Китай установил первые официальные связи с Японией. В 607 г. оттуда прибыли послы для переговоров. Сильный китайский флот совершил экспедиции на острова Тайвань и Рюкю. Позднее с островитянами поддерживались посольские отношения.

В начале VII в. китайские войска разгромили племя тогонцев, родственных сяньбийцам (в районе провинции Цинхай), включив их земли в состав Танской империи. В 634 г. в Чанъань прибыли послы из Тибета. Несколько лет между Китаем и Тибетом шла борьба из-за тогонцев, и лишь в 647 г. был заключен мир, скрепленный браком Сронцзангамбо с китайской принцессой Вэнь Чэн. В Лхасе поселились китайские чиновники, военные, купцы.

Начало отношений между Китаем и Индией относится к VII в. В 641 г. в Чанъань прибыли послы из северного государства Харши. Посольский обмен был прерван распадом державы Харши. Когда китайские послы Ван Сюаньцэ и Цзян Шижэнь в 645 г. направились в Индию из Лхасы, на них было совершено нападение. Ван Сюаньцэ удалось бежать в Тибет, откуда он осуществил победоносный поход в долину Ганга. В VII -- VIII вв. посольства в Китай приходили из Кашмира, Магадхи, Гандхары, из княжеств Южной Индии и Цейлона.

Частые военные столкновения с соседними племенами происходили на юго-западе с племенами айлао, образовавшими в Юньнани государство Наньчжао. Эти войны, как правило, кончались поражением Китая.

Захватническая политика китайских феодалов распространялась на юг. В 602 -- 603 гг. их войска вторглись в северную часть современного Вьетнама, а затем направились к государству Тямпа, откуда они вскоре были вытеснены. В Северном Вьетнаме в 679 г. было учреждено наместничество Аньнань (Умиротворенный Юг).

С Камбоджей, островной империей Шривиджайей, Читу (на юге Малакки) Китай поддерживал посольские связи.

Китайское правительство пыталось использовать обмен посольствами для поддержания своего авторитета как на международной арене, так и внутри страны. Основы дипломатии, выработанные еще в древности, в VII -- IX вв. приобрели законченность, сложились в стройную систему. Сутью ее был китаецентризм, т. е. признание Китая главенствующим в мире государством, которому в лице императора должны подчиняться все зарубежные страны. Прибывающие обязаны были изъявлять покорность Китаю, а привезенные дары называть данью. Сложился особый церемониал приема послов, долженствующий символизировать сюзеренитет Китая. Властители стран, приславшие посольства, объявлялись вассалами императора. В знак особой милости им передавали ритуальные регалии власти, подарки, китайскую одежду. Такой чисто внешний и номинальный сюзеренитет признавался лишь китайцами. Сами государства рассматривали свои отношения с империей как равные. Однако в некоторых случаях имел место вассалитет как определенная форма зависимости, обусловленная давлением и военной угрозой со стороны Китая.

Вполне реальными были зависимость от Китая вождей некоторых тюркских и других племен после их разгрома, временный вассалитет государства Силла и государства Наньчжао в момент его ослабления.

Рост внешних связей Китая в VII--VIII вв. расширил внешнеторговые и культурные связи с зарубежными странами. В Китай приезжали посольства византийского императора, неоднократно прибывали и посланцы арабских халифов. Оживленные торговые связи поддерживались с Передним Востоком не только через Великий шелковый путь, но и морем. Один из. таких путей протянулся от Гуанчжоу до Багдада. Одновременно с арабскими купцами в Китай проникло и мусульманство, появились христианские проповедники несторианского толка.

Значительное расширение связей с внешним миром объяснялось подъемом экономики и культуры не только Китая, но и многих государств Востока.

КУЛЬТУРА

Социальные конфликты и нашествия кочевников, происходившие при переходе от рабовладения к феодализму, не нарушили преемственности китайской культуры, хотя и вызвали некоторый её упадок. Были разгромлены столичные училища и богатые библиотеки. Из шелковых свитков с произведениями древних авторов кочевники шили одежду и мешки. Несмотря на военные условия, на Севере, как и на Юге, интеллектуальная деятельность продолжалась. В Цзянькане -- столице Восточной Цзинь -- жили видные ученые и писатели. В области математических знаний прославился ученый Цзу Чунчжи. Известный философ Фань Чжэнь критиковал идеализм и мистику: в трактате «О смертности духа» (507) он опровергал тезис о бессмертии души. Историки собирали документы -- памятники прошлых лет -- и вели записи о современных им событиях. Видным ученым в этой области знаний был Фань Е -- составитель «Поздней истории Хань». Свои имена прославили поэты, критики. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юаньмин (365--427) -- автор утопии «Персиковый источник».

Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. Вместе с религиозными буддийскими миссиями прибывали купцы из далеких стран. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи. Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. К V в. относятся изобретения в области плавки металлов.

С объединением страны открылись новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы; расширялись знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия раскрывали свойства металлов и минералов. Лекари постигали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией. Средневековые инженеры и математики прославились своими познаниями при строительстве городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения за сменами сезонов, за небесными светилами расширяли астрономические знания. Астрологи составляли гороскопы и предсказания. Буддийский монах И Хан (VIII в.) внес немалый вклад в астрономию.

Развитие географических знаний было связано с паломничеством ученых-монахов к святым местам. Китайский монах Фа Сянь, совершив путешествие в Индию в 399--415 гг., составил «Записки о буддийских царствах». В VII в. монах Сюаньцзан свое путешествие в Среднюю Азию и Северную Индию (через Гиндукуш) описал в «Записках о западных страных периода великой династии Тан» -- ценнейшем источнике для изучения истории народов Средней Азии и Индии. Знаменитый автор отказался от светских должностей, удалился в монастырь, где усердно трудился над переводами санскритских и других источников. Монах И Цзин оставил после себя «Повествование о плавании по южным морям и о внутреннем законе», в котором описал путешествие из Гуанчжоу к берегам Суматры и через Бенгальский залив -- в Индию. Широко развилось в VII в. историописание. При Ли Шимине средневековое государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок Сыма Цяня». На ос было создано 13 историй, охватывавших период I -- начало VII в. н. э. Историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Материалом для них служили императорские указы, отчеты ведомств, доклады с мест и другие документы. Составленные ими сборники хранились до конца царствования династии. Новая династия окончательно дорабатывала их и выпускала в свет истории царствования своих предшественников. Исторические труды содержали сведения об экономике, государственном правлении, культуре, календаре, этике, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о соседях Китая и о далеких странах. Первым критиком исторических трудов стал Лю Чжицзи, создатель в 710 г. труда «Проникновение в историю».

Ученые работали над восстановлением древних трудов. Большого подъема достигло искусство каллиграфии. Непревзойденным мастером в этой области был Ван Сичжи (307--365).

Для подготовки учащихся к экзаменам из древних конфуцианских канонических трудов были составлены сборники под общим названием «Четырехкнижие».

При дворе императора в VIII в. было создано высшее собрание ученых, позже получившее название академии Ханьлинь. Была предпринята публикация копий указов и распоряжений, которая постепенно, превратилась в своеобразный правительственный вестник. Ученый Ду Ю (755--812) составил первый сборник энциклопедического характера «Тундянь».

Высокого расцвета достигла поэзия. Ее прославила целая плеяда блестящих талантов. Традиции Тао Юаньмина, автора социальной утопии «Персиковый источник» продолжили великие поэты Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770).

В живописи особую школу создал Ван Вэй. Распространилась живопись на шелке и на бумаге в виде свитка. На развитии искусства и архитектуры сказалось влияние буддизма. Свидетельство тому -- многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения будд и религиозная роспись пещерных буддийских храмов. При императорском дворе развивалось светское искусство, в стихах и красках прославлялись радость жизни, природа и веселье. Появился театр пантомимы. С расширением внешних связей в империю проникли и стали достоянием Китая достижения культуры других народов. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях производства (например, сахароварении) отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние культур других народов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.