Рефераты. Китайский социализм и его экономическая политика

p align="left">Государственно-частные предприятия, представлявшие собой ранее лишь отдельные островки, к концу 1956 г. охватили 90% капиталистических промышленных предприятий, на их долю приходилось 99,8 % производства валовой продукции последних. 82% частных торговых предприятий стали государственно-частными.

В государственном капиталистическом секторе средства производства, формально принадлежавшие капиталистам, использовались и распределялись государством централизованно. Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли было в основном завершено.

Поставив перед собой цель перехода к социализму путем мирного преобразования капитализма, государство осуществляло постепенно выкуп средств производства, принадлежавших ранее капиталистам.

После образования государственно-частной собственности руководящий персонал бывших капиталистических предприятий был трудоустроен, а о тех, кто не мог работать, государство соответствующим образом позаботилось, в частности некоторым из них были назначены пособия. По данным обследований, в 1957 г. 710 тыс. бывших частных собственников получали фиксированный процент, 100 тыс. бывших работников управленческого аппарата была предоставлена работа. Из них 60 - 65% оказались заняты непосредственно в производстве или торговле, а 35 - 40% -- в аппарате управления, причем им была сохранена высокая заработная плата. Социалистическое преобразование капиталистической экономики шло рука об руку с перевоспитанием капиталистов. Путем политического воспитания государство помогло им из эксплуататоров стать людьми, живущими за счет собственного труда.

3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

История экономического развития КНР с 1949 по 1984 г. -- одно из труднейших сражений, которые вел китайский народ. Эти годы можно условно разделить на 4 периода.

Завершение в основном социалистических преобразований (1949--1956), после периода восстановления (1949-- 1952) был осуществлен первый пятилетний план развития национальной экономики (1953--1957). План предусматривал создание необходимой основы для социалистической индустриализации путем строительства 156 крупных промышленных объектов. Опираясь на собственные усилия, используя помощь и поддержку Советского Союза и других дружественных стран, китайский народ за 5 лет добился выдающихся результатов. Относительно быстро развивалась экономика, успешно шло строительство предприятий, основные отрасли народного хозяйства в целом были сбалансированы. Рынок процветал, сохранялись стабильные цены. Заметно возрос уровень жизни народа. В период первой пятилетки было построено более 100 крупных промышленных предприятий, главным образом тяжелой промышленности. Были созданы новые отрасли промышленности, такие, как авиационная, автомобиле- и тракторостроение, производство энергетического, металлургического и горно-шахтного оборудования, тяжелых и прецизионных станков. Первая пятилетка была одним из важнейших периодов в истории экономического развития нового Китая.

Период социалистического строительства (1956--1966) начался с завершения в основном социалистических преобразований в стране. Несмотря на ряд серьезных трудностей, в целом Китай добился огромных успехов в своем экономическом развитии. Производство основных видов промышленной продукции возросло: хлопчатобумажной пряжи - на 64%, стали - 200, угля - 130, электроэнергии - 400, нефти - более чем в 10 раз. В 1965 г. страна полностью удовлетворила потребности в нефти за счёт собственной добычи. Появились современные отрасли, такие, как электроника, нефтехимия. Было освоено производство химических волокон, синтетических моющих средств и телевизоров. Вступили в эксплуатацию автомобильные и тракторные заводы. Улучшилось географическое расположение промышленности. Увеличилась протяжённость железных дорог.

Благодаря достижениям науки и техники были проведены успешные испытания ядерного оружия.

Однако серьезные отклонения от генеральной линии отрицательно сказались на развитии экономики. В 1958 г., не считаясь с реальными экономическими условиями в стране, началось движение "большого скачка" и создания народных коммун. Были предприняты опрометчивые попытки резко поднять уровень обобществления собственности и добиться быстрых успехов в экономическом развитии. В результате возникли "левацкие" ошибки, выразившиеся в постановке нереально высоких задач в производстве и строительстве, в разработке произвольных, оторванных от реальной практики указаний, в преувеличениях производственных достижений и в "коммунистическом поветрии". Эти ошибки, усугубленные стихийными бедствиями, вызвали серьезные трудности в национальной экономике в 1959 -- 1961 гг.

Начиная с зимы 1960 г. были предприняты попытки исправить "левацкие" ошибки в сельском хозяйстве. Для стабилизации экономики проводилась политика "урегулирования, закрепления, пополнения и повышения". В 1962 г. начался подъем экономики. Он продолжался до 1966 г. В этот период китайское правительство выплатило все долги Советскому Союзу. На сессии ВСНП третьего созыва, проходившей в конце 1964 г. и начале 1965 г., констатировалось, что страна в основном выполнила задачу экономического урегулирования и готова вступить в новый период экономического развития, в течение которого Китай должен постепенно превратиться в мощное социалистическое государство с модернизированным сельским хозяйством, промышленностью, национальной обороной, наукой и техникой. Однако в 1966 г. в Китае началась "культурная революция".

"Культурная революция" (май 1966 г. -- октябрь 1976 г.) принесла Китаю самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд. юаней национального дохода. Но несмотря на это, благодаря совместной борьбе, которую вели члены КПК, массы рабочих и крестьян, Народно-освободительная армия, интеллигенция и образованная молодежь, за эти годы был достигнут и определенный экономический прогресс. Производство зерна увеличилось с 214 млн. т в 1966 г. до 286 млн. т в 1976 г., или на 34%. Развивались отрасли промышленности, транспорта и связи, капитального строительства, наука и техника. Были введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии, мост через реку Янцзы в городе Нанкин. Были завершены некоторые промышленные объекты, имевшие передовой уровень технологии, проведены испытания водородной бомбы, осуществлено возвращение искусственного спутника Земли, выведены и распространены некоторые новые гибридные сорта риса. В этот период было построено 1570 крупных и средних промышленных объектов, а также большое количество мелких. Основные фонды в промышленности увеличились на 170 млрд. юаней. Однако без "культурной революции" китайский народ смог бы добиться гораздо большего.

Новый исторический период (начавшийся после окончания "культурной революции" с октября 1976 г.). Поворотным пунктом в китайской истории после освобождения явился 3-й пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978 г. Пленум принял решение начиная с 1979 г. осуществлять политику "урегулирования, преобразования, упорядочения и повышения". Развитие экономики обрело новое качество благодаря работе по исправлению "левацких" ошибок, совершенных в годы "культурной революции" и ранее. Фокус работы переместился на социалистическую модернизацию, урегулирование национальной экономики и перестройку системы управления экономикой. На основе достижения практического опыта был определен путь социалистической модернизации, соответствующий условиям Китая. В 1979 -- 1984 гг. среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4%, а производство зерна, хлопка, пищевых масел, сахара и мяса превысило прежние рекордные показатели. Среднегодовые темпы прироста валовой промышленной продукции поддерживались на уровне 8,9%. Соотношения между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями внутри промышленности и сельского хозяйства, между различными отраслями национальной экономики постепенно сблизились. За 5 лет увеличение было больше, чем за 21 предшествовавший год начиная с 1949 г. Да- же с учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза.

3.1 Преобразования экономики Китая в 1979-- 1984 гг.

Реформа началась в сельском хозяйстве. В качестве важных мер по перестройке сельской экономики были предложены: воспитание уважения к правам собственности и предоставление полномочий по принятию решений производственным бригадам; соблюдение принципа "каждому по труду" вместо уравнительного, возрождение подсобных промыслов, защита личной собственности на земельные участки членов коммун; оживление сельских рынков, повышение государственных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов. Одновременно вводилась система ответственности в хозяйствах, основанных на общественной собственности на основные средства производства, прежде всего на землю. Система ответственности имела многообразные формы. К 1984 г. 99% производственных бригад перешли на систему ответственности, главным образом в форме заключения государством контрактов с отдельными дворами. Проведение реформы в сельских районах значительно развязало инициативу крестьян и ускорило развитие сельскохозяйственного производства. Китайская деревня начала переходить от традиционных форм ведения хозяйства к новой агрокультуре, характеризующейся специализацией производства и рыночной ориентацией. Ряд хозяйств превратились в специализированные, товарные. Они составляли в 1985 г. 10% от общего числа хозяйств. Товарность по зерну увеличилась с 20% в 1978 г. до более 30% в 1984 г. Удельный вес продукции подсобных промыслов, реализуемой на рынке, за эти годы возрос с 49 до 55%. В 1984 г. крестьяне направили 60% своих денежных расходов на потребление (против 39,7% в 1978 г.). Среднегодовой прирост производства зерна увеличился с 5,24 млн. т за период с 1959 по 1978 г. до 17,09 млн. т в период с 1978 по 1984 г. Производство хлопка, державшееся в течение многих лет после 1958 г. на уровне 2 млн. т в год, достигло в 1984 г. 6,258 млн. т и превысило уровень 1978 г. почти в 2 раза. Быстрое развитие сельского хозяйства дало толчок развитию всей экономики, а проведение реформы в сельских районах ускорило проведение реформы в городах.

В Китае товарное производство, обмен и финансовая деятельность концентрируются в городах. Статистические данные показывают, что в 1983 г. численность рабочих, занятых на государственных предприятиях в городах, включая сельские районы, находящиеся в административном подчинении городов, составило 79% от их общей численности. Эти предприятия производили 85% промышленной продукции (по стоимости), на них приходилось 76 % всех основных фондов промышленности. Эти предприятия давали около 83 % прибыли и налогов, их доля в розничном товарообороте составляла 63%. Реформа экономической системы в городах оказывала прямое воздействие как на экономику страны в целом, так и на развитие собственно городской экономики. Реформы, осуществленные после 1984 г. в городе, были направлены прежде всего на усиление самостоятельности предприятий. При условии выполнения заданий государственного плана предприятиям предоставлялось право вести производство в соответствии с потребностями рынка. Им было разрешено покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию (не включенную в планы государственных закупок) и даже в определенных пределах продавать часть своей продукции по рыночным ценам или ценам, которые они устанавливали сами. Из части прибыли, остающейся у предприятий, формируются фонды поощрения. Их величина находится в пропорциональной зависимости от увеличения прибыли предприятия, что стимулирует инициативу его работников. В соответствии с требованиями социалистической товарной экономики государство принимает меры по совершенствованию административной и управленческой систем. В той или иной степени проводятся реформы в области планирования, торговли, денежной системы и связанных с ними ценах, заработной плате, финансах и налогах. Решается основная задача -- оживить внутреннюю экономику и расширить международные экономические контакты. Реформы в области городской экономики, проведенные в последние годы в порядке эксперимента, принесли заметные результаты. При сохранении господствующих позиций за государственным сектором увеличилась доля кооперативного и частного секторов. Число рабочих на государственных и кооперативных предприятиях достигло 32,16 млн. человек в 1984 г. (возросло на 57 % по сравнению с 1978 г.). Количество тружеников, ведущих индивидуальное хозяйство в городах, в 1984 г. составило 3,39 млн. человек против 150 тыс. в 1978 г., или увеличилось в 21,6 раза. C расширением экономической самостоятельности предприятия стали вести более активную деятельность. После успешных экспериментов по всей стране была введена система ответственности директоров или управляющих. Первые реформы были проведены и в системе торговли. Сформировался рынок средств производства; в городах и поселках стали быстро расти рынки сельскохозяйственных продуктов. Была ограничена сфера планирования, и снизилось значение директивных планов, все большую регулирующую роль стал играть рынок. Вместе с тем государство улучшило управление экономикой, уделив больше внимания экономическим рычагам воздействия на предприятия и регулирование рынка. Политика открытых дверей начала проводиться в Шэньчжене, Чжухае, Шаньтоу и Сямыне, которые были превращены в особые экономические районы. Для притока иностранных капиталов было открыто 14 приморских городов. Проведение реформ дало опыт, который использовался впоследствии для всесторонней реформы экономической системы снабжения, практиковавшейся в Китае во время революционных войн. Тогда в армии и революционеры получали примерно поровну -- минимальное количество благ, необходимых в экстремально трудных условиях. Эта система сыграла важную роль в достижении победы в революционных войнах. Несмотря на то что после войн ситуация полностью изменилась, старая практика распределения не была уничтожена, она продолжала осуществляться во многих областях социалистического строительства, хотя она противоречила основному принципу социализма -- принципу распределения по труду. Эгалитаризм лишь связывает рабочую инициативу и препятствует росту производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.