Рефераты. Клады в Кыргызстане (страницы истории)

p align="left">1. Пектораль (нагрудное украшение) в форме полумесяца с небольшим трапециевидным выступом. Сделана из цельного листа гонко прокованного золота.

2. Пара одинаковых браслетов с разомкнутыми прямыми концами. Сделаны из тонкой золотой пластины. Внешняя сторона браслетов украшена тремя параллельными продольными бороздками.

3. Три четырехугольные нашивные бляшки с едва вогнутыми сторонами. По краям бляшек -- рельефный ободок, повторяющий форму изделия. В центре каждой бляшки отверстие. По паре таких же отверстий у края каждой из сторон четырехугольника.

4. Шаровидный бубенчик, сделанный из двух половинок; линия соединения их рельефная. К бубенчику прикреплена петелька для подвешивания.

5. Навершие головного убора в виде стилизованного «древа жизни».

Вес всех золотых украшений, найденных мальчишками на го-родской свалке, составил 78,98 грамма, проба 900 /9/.

Наибольшее художественное значение из всего комплекса имеет четырехугольная серебряная ажурная пластинка. Каждая из ее сторон, как и у золотых бляшек, немного вогнута внутрь.

Ученые считают, что в северо-восточной окраине города Бишкека летом 1985 г. было открыто первое погребение усуньского времени в Северном Кыргызстане. Для датировки его нужно рассмотреть комплексы и целые серии вещей из Афганистана и Центральной Азии.

Нет сомнения, что мальчишки из «Красного строителя» обнаружили ценный комплекс вещей, которые относятся к рубежу н. э., то есть к усуньскому времени.

2.3. История денежных кладов

Денежные клады не столь уж большая редкость. Наши предки всегда почитали землю не только как мать-кормилицу, но и как самый надежный сейф.

На территории Кыргызстана чересчур древние клады не могли быть ни спрятаны, ни найдены, так как собственная денежная эмиссия здесь появилась только в VIII в. Первые медные монеты в городах Чуйской и Таласской долин стали выпускать господствующие здесь тюргешские каганы и их вассалы.

До сих пор в руки ученых не попало ни одного клада тюргешских монет. Но они были. Так, в 1902 г. учащиеся бишкекской средней школы №10 Слава Тымчик и Гера Вакулин во время похода на городище Шиш-Тюбе (севернее города Кара-Балта) нашли четыре слипшиеся тюргешские монеты. Поиски клада не увенчались успехом.

В конце 70-х годов клад медных тюргешских монет был найден в окрестностях городища Ак-Бешим (близ города Токмака). Клад находился в глиняном горшке и, по словам очевидцев, содержал несколько сотен монет, которые тут же разошлись по рукам местных жителей. Расхитители Акбешимского клада медных тюргешских монет, нисколько не обогатившись лично, нанесли огромный вред исследованию раннесредневековой истории Кыргызстана и истории своего села.

Если клады тюргешских монет еще предстоит найти и изучить, то кладов караханидских монет в земле нашей республики найдено много. Кто такие Караханиды? В середине X в. в Семиречье, Центральном Тянь-Шане и Восточном Туркестане тюркские племена, объединившись, создали мощное государство, которое к началу XI в. подчинило себе почти всю Среднюю Азию. Правители этих тюрков именовали себя караханами.

В X -- начале XI в. тюркские владыки выпускали дирхемы из серебра высокой пробы. Такие монеты были найдены в кладе на городище Шиш-Тюбе.

Студент-археолог М. Оморов нашел "кубышку", а в ней оказалось тридцать высокопробных серебряных монет, обломки серебряных украшений и про-волоки, около 1000 целых монетных кружков и несколько сотен обломков. Кубышку-копилку М. Оморов передал в музей школы № 10, а монеты изучил и, будучи уже доцентом исторического факультета КГУ, издал в соавторстве с нумизматом М. Н. Федоровым, книгу о нумезматике средневекового Кыргызстана /10/. Клад оказался уникальным.

В 1958 г. в Оше во дворе средней школы им. Калинина под корнями старой чинары был найден глиняный горшок на глубине 1,5м с 399 медными посеребренными дирхемами. Здесь же лежало три витых серебряных браслета. Клад хранится в Ошском краеведческом музее.

Во время строительства электролампового завода в г. Майли-Сай в 1968 г. рабочие обнаружили глиняный сосуд с медными посеребренными дирхемами XII в. Монетных кружков в кладе было больше сотни. Только 17 из них попали в фонды Исторического музея. Три монеты оказались в Ферганском областном краеведческом музее. Остальные монеты стали сувенирами свидетелей находки клада.

Неоднократно в разных областях республики жители находили клады свинцово-медных дирхем. Кладам свинцово-медных дирхемов Кыргызстана повезло. Их изучали очень опытные ученые. Это академик АН Узбекистана М. Е. Массой (г. Ташкент) /11/, профессор Е. А. Давидович (г. Москва), кандидаты исторических наук Б. Д. Кочнев (г. Самарканд) и наш земляк М. Н. Федоров. Изученные ими дирхемы позволили с достаточной определенностью судить о политической карте Кыргызстана в середине XI в., о количестве феодальных уделов, их размерах, переменах границ, сменах правителей и многом другом, чего нет в скудных письменных источниках. Монеты являются ценнейшим источником по истории торговли, торговых связей и экономики Кыргызстана того времени.

2.4. Исследование загадки Усто Ахмада

Кара-Куль - город гидростроителей и энергетиков. Он находится рядом с Токтогульской гидроэлектростанцией. Именно строители Токтогульской ГЭС совсем неожиданно нашли клад, когда в городке Кара-Куль копали котлован под Комсомольское озеро - небольшой водоем в городском парке отдыха.

Бульдозеристы наткнулись на бронзовый кувшинчик. В нем было найдено пять предметов из бронзы:

1. Чаша полусферическая. Вся внешняя поверхность чаши заполнена богатым восточным орнаментом, размещенным в десяти горизонтальных полосах и четырех медальонах. Четвертая сверху полоса -- красивая вязь арабской надписи, которая гласит: «И счастье, благополучие, и счастье, и счастье».

2. Чаша той же формы, но меньше в диаметре. Мотив орнамента примитивный: ряд кружков с точкой, помещенных между двумя параллельными выгравированными линиями.

3. Подставка-кольцо на трех ножках. Верх широкого кольца имеет шесть фигурных выступов в виде трилистника. На них выгравирован растительный орнамент.

4. Фрагмент кольца от подставки с одним выступом-трилистником, заполненным растительным орнаментом.

5. Кувшин, тулово грушевидный на конической подставке. На тулове куфическим шрифтом вырезана подпись мастера: «Сделал Ахмад».

Клад относятся к XI--XII вв., хотя время сокрытия их точно установить трудно. Состав его неоднороден. Здесь собрана продукция разных мастерских, а скорей даже разных ремесленных центров Мавераннахра, Хорасана и др., что свидетельствует о торговых связях населения горного Кыргызстана с крупными ремесленными центрами средневекового Востока.

Наибольший интерес в составе клада из Кара-Куля вызвал изящный кувшинчик с указанием имени мастера: «Сделал Ахмад». Всего известно десять находок кувшинов такой формы, иногда почти полностью совпадающих по размерам и про-порциям. Все они были найдены в северо-восточных областях Средней Азии.

Ученые определили, что мастерская знаменитого усто могла располагаться если и не в самом средневековом Оше, то где-то поблизости от него -- в восточной части Ферганской долины /12/.

Жил знаменитый мастер во второй половине XI--начале XII вв. В наше время, став экспонатами, изделия усто Ахмада хранятся в музеях Оша, Ходжента, Ленинграда, Стокгольма. Кара-Кульский экземпляр пополнил фонды Института истории АН Республики Кыргызстан.

3. МЕСТО И РОЛЬ КЛАДОВ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КЫРГЫЗСТАНА

Сегодня, как и сотни лет назад, люди продолжают находить клады. Чаще всего такую находку предсказать не возможно. Однако историки и археологи Кыргызстана стремятся как можно больше узнать о быте и укладе жизни прошлых поколений поселенцев нашей страны. Именно опора на историческое прошлое государства дает ему уверенность в завтрашнем дне.

Ученые Кыргызстана, не смотря на финансовые затруднения, сегодня организовывают археологические экспедиции для поиска исторических ценностей нашей страны. Летом 2007 г. на северо-восточном побережье озера Иссык-Куль обнаружили храм /13/. Это затерянный средневековый христианский монастырь армянских братьев.

Об этом храме знает весь православный мир. О нем в своих записках упомянул даже знаменитый путешественник Семенов Тян-Шанский, а Митрополит Среднеазиатский Владимир написал об этом монастыре в своей книге «Земля потомков патриарха тюрка».

Храм искали долго, но безуспешно. До последнего времени ученые попросту не могли определить даже примерное месторасположение монастыря. Но недавно академику Владимиру Плоских прислали из Германии точную копию знаменитой Каталанской карты, которая находится в Венеции. На атласе изображен Иссык-Куль, и рядом с ним на старолатинском и староиспанском языках написано: «Это место называется Исикол. В этой местности расположен монастырь армянских братьев христиан, где, как говорят, находятся останки святого апостола-евангелиста Матфея».

Вооружившись картой, экспедиционная группа во главе с академиком Владимиром Плоских отправилась на новые поиски. Не сумев обнаружить храм под водой, экспедиция перенесла свои поиски на берег Иссык-Куля. Наконец, старания археологов были вознаграждены: на Светлом Мысе, что находится на северо-восточном побережье озера, ученые обнаружили целое средневековое городище. А в пятистах метрах от него, у полуострова Заячий, были найдены подземные катакомбы с кельями.

Помимо христианского святилища ученым удалось найти целый кладезь предметов средневековой культуры и быта сакского (скифского) времени, относящийся к середине первого тысячелетия до н. э. В основном это оружие древних кочевников, сделанное из бронзы: короткий меч саков акинак, наконечники пик, стрел и копий, пять кинжалов, датируемых вторым тысячелетием до н. э. Главное открытие ученых связано с находками предметов земледелия - бронзовых серпов, ручных мельниц.

- Это свидетельствует о том, что, несмотря на то, что саки были кочевниками, у них было широко развито земледелие и даже металлургия, - заявил Владимир Плоских. - Это новая страница в истории нашей страны.

Также среди уникальных экспонатов есть и золотой слиток весом почти в 70 граммов. По предположению историков, этот кусок драгоценного металла может быть первым, обнаруженным в Центральной Азии образцом ранней формы металлических денег, служившим эквивалентом обмена, предшественником золотых монет (см. приложение, рисунок 18).

Если это так, то находка имеет не только материальную, но и уникальную историко-культурную ценность мирового значения.

Одной из уникальных находок стал серебряный кубок - дар караханидскому кагану Тогорул-карахану (см. приложение, рисунок 19). Не нем имеется арабская надпись, которую ученые уже расшифровали: «Хакан славнейший, господин, царь победоносный, побеждающий, опора государства и правый путь религиозный обороны Тогорул-карахан, приближенный Повелителя правоверных».

Эти и другие находки подтверждают на сколько богата история Кыргызстана. Находки, которые пополняют Национальный исторический музей и Музей Академии Наук Кыргызской Республики представляют огромную не только материальную, но и культурно-историческую ценность для нашего народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закон Кыргызской Республики «ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ», принятый Законодательным собранием Жогорку Кенеша 29 июня 1999 года, устанавливает правовые нормы в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия на территории Кыргызстана /14/.

Закон говорит, что Историко-культурным наследием являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность. К таким ценностям относятся чаще всего и клады. Исторические и культурные ценности, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики, охраняются государством.

Государственный орган Кыргызской Республики по охране и использованию историко-культурного наследия разрабатывает государственные программы и участвует в формировании и реализации государственной политики в области защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры, а также обеспечивает выявление, учет, сохранение и соблюдение правил использования памятников истории и культуры (в том числе и кладов, представляющий научно-материальную ценность), находящихся на территории Кыргызской Республики.

Как бы не был найден клад, любому нашедшему его следует помнить:

· Клад является серьезным и достоверным историческим источ-ником, отражающим материальную и духовную жизнь прошлых поколений, свидетельствующим о вкладе народов нашей республи-ки в мировую цивилизацию.

· Клады служат целям развития исторической науки, народного образования и культуры Кыргызстана.

· Клад является национальным достоянием Республики Кыргыз-стан и принадлежит только государству. Его нельзя присвоить.

· Гражданский долг нашедшего клад или узнавшего о находке -- собрать его полностью и передать компетентным органам по акту.

Нельзя оставить для себя единой вещички из состава клада, даже в качестве сувенира--комплекс предметов сразу нарушится. С научной точки зрения клад -- это своеобразная и хорошо написанная книга по истории республики, причем «изданная» в одном (и неповторимом!) экземпляре. Нужно помнить, что клады -- это материальная Память народная, и охранять их от посягательства корыстолюбцев необходимо уже потому, что народ, лишившийся вещественных и подлинных атрибутов своей истории, вправе чувствовать себя ограбленным.

Древние мудрецы говорили: «Без прошлого нет будущего!». Народ Кыргызстана сегодня все больше и больше узнает о своем достойном прошлом. Это дает право нашим гражданам гордиться достижениями своих предков, опираясь на которые мы строим сегодня светлое прекрасное будущее.

Список использованных источников

1. Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты: Изд. 2-е. -- Минск, 1977. -- 32 с..

2. Комсомольская правда. 1987, 25 октября.

3. Большой энциклопедический словарь. -- М., 1980. --593 с.

4. Мокрынин В., Плоских В. Клады: мифы и реальность. - Бишкек: Илим, 1992. - 176 с.

5. Кузьмина Е.Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии// САИ, вып.84. -М., 1966.

6. Бернштам А.Н. Основные этапы истории культуры Семиречья и Тянь-Шаня //СА. 1949.

7. Винник Д. Ф. Клад из Чельпека// По следам памятников истории и культуры Кыргызстана. --Фрунзе, 1982. - С. 27.

8. Мокрынин С. В. Обработка металла в Прииссыккулье в 1 тыс. до н.э.// Проблему археологии степной Епразии. --Кемерово, 1987. С. 84--85.

9. Газиев А. Люди и клады// Литературный Киргизстан. 1988. -С.126.

10. Федоров М.Н. Нумезматика Средней Азии. - Фрунзе, 1977. - С.129-130.

11. Массой М. Е. Исторический этюд по нумизматике Джагатаидов. (По поводу Таласского клада монет XIV в.) //Тр. САГУ им. В. И. Ленина. Археология Средней Азии. Вып. IV. --Ташкент, 1957. С. 41 --100.

12. Иванов Л. Л., Кожомбердиев И. К. Клад бронзовых вещей из Кетмень-Тюбе //' Киргизии при Караханидах. -- Фрунзе, 1983. С. 193--202.

13. Комсомольская правда 2008, 23 марта.

14. Закон Кыргызской Республики об охране и использовании историко-культурного наследия/ Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.