Рефераты. Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность

актические отношения между тремя основными органами власти постоянно изменяются.

Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. А вторым важным средством воздействия являются послания Президента - "О положении Союза". Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому, в случае разногласий, принадлежит последнее слово.

Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов.

Конституция закрепила федеративную форму территориального устройства страны; США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, так как на его территории находится столица страны - Вашингтон. Так же в Конституции регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами.

В принятии поправок юридически участвуют только законодательные органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты.

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны, так как она способствовала развитию новых производственных отношений.

В настоящее время Конституция США выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

Крепостнический строй в России на рубеже XVIII-XIX-го столетий

"Уничтожение права земельной собственности и есть, по моему мнению, та ближайшая щель, достижение которой должно сделать в наше время совей задачей русское правительство" - Л.Н. Толстой.

В жизни русского народа продолжал существовать сословный строй. Но он значительно изменился. Сформировался средний класс, он, в основном, состоял из вольнонаемных рабочих.

По-прежнему дворянство, духовенство, предприниматели и крупное купечество оставались вне налогового пресса государства. Из представителей этих сословий формировались все государственные структуры и культурная, интеллектуальная элита общества.

В стране господствовала крепостная система.

Аграрный сектор страны в основном базировался на подневольном труде. Российская тяжелая промышленность держалась на подневольном труде приписных и посессионных крестьян. Дворянские мануфактуры, винокуренные заводы также использовали труд своих крепостных работников.

Вся жизнь как крепостных, так государственных, а также других категорий крестьян регулировалась правилами, традициями, обычаями крестьянской общины, дошедшей из глубокой древности и почти исчезнувшей в западных странах. Ее наличие вполне соответствовало общему политическому и экономическому уровню России, являлось составной и неотъемлемой частью российской жизни.

При таких условиях российская экономика была обречена на отставание от стран, перешедших к буржуазному строю.

Сложным было положение и с территориальными характеристиками России. Одним из показателей цивилизационного развития страны является плотность населения. В России она была ниже, чем в Европе. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока были вообще малонаселенными.

Вхождение в состав России территорий Северного Кавказа, Казахстана, кочевых пространств Нижнего Заволжья, Сибири отбрасывало Россию назад, так как большинство обитателей этих пространств жило на уровне родоплеменных отношений, а основным занятием многих из них оставались охота или кочевое скотоводство. При всем блеске российской столицы, значительном влиянии на экономику, культуру, духовную жизнь страны крупных городов общая численность городского населения в России была крайне низкой - всего около 7%. Большинство же российских городов относилось к категории малых. В их по преимуществу одно - и двухэтажных деревянных домах протекала дремотная, полудеревенская жизнь. Горожане держали огороды, разводили сады, разводили коров, коз и овец. Да и окраины крупных городов мало чем отличались от жизни малых городов: немощные улицы плавно переходили в грунтовые дороги, которые связывали города друг с другом. Все оставалось многие годы на месте, не происходило никаких перемен в жизни крестьян. Поэтому в эти века Россия на много отстала от Европейских стран.

Карамзин и его взгляды на Российское самодержавие

Залог благополучия. В своей критике Карамзин придает очень большое значение нравственным принципам этническим требованиям в государственной и общественной жизни.

Он всегда четко формировал свои взгляды и говорил, что стоит за абсолютную монархию, неограниченную власть монарха. Но это не значит, что он не ценил свободу или был принципиально настроен против свободы.

Карамзин формирует свои суждения, которые высказаны в ст.13 Екатеринского наказа: "Предмет "самодержавие" есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу".

Историк уверен, что тиранства не может быть при абсолютной монархии (за всю историю, в России было только два тирана: Иван IV и Павел I). Монарх должен соответствовать основным нравственным требованиям, т.е. жить по сложившимся вековым традициям, тогда в его государстве будет царить мир.

Карамзин не согласен с мнением Сперанского, что под монархом стоит закон. Он говорит, что правитель должен быть связан Божьим законом и велениям совести, поэтому монарх не должен следить за соблюдением законов в государстве.

Царствование Александра I - это возврат к методам и программе Екатерины, которая отчистила самодержавие от примесей тиранства.

Карамзин также был против революций, поддерживал программу либерального абсолютизма и Екатеринского наказа, где личность ставится на первый план.

Сперанский же поддерживает самодержавие, говоря, что правитель выполняет все функции, но соблюдает определенные нормы (традиции, вещественные пределы, мнения). Он считает, что в России существует целый ряд институтов, которые считаются взятыми от самоуправленческой власти (Совет, Комитет, Министерство). Они представляют собой зародыша конституционного порядка внутри страны.

Взгляды Пушкина и декабристов на русское самодержавие

"
Свобода! Равенство! Братство!" - лозунг декабристов.

Декабристы - это русские дворянские революционеры. Они мечтали о свободной, сильной, просвещенной России, о сокрушении феодально-крепостнической системы и неограниченного самодержавия, о наступлении в России царства закона и справедливости.

Они думали о необходимости активно действовать в щелях переустройства России. Декабристы выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод.

Многие из офицеров прошли великое испытание Отечественной войны 1812 года, победителями вступили в Париж. Большинство из них воспитывались на идеалах французских просветителей. Они с восторгом воспринимали Великую французскую революцию, сокрушившую отжившие совой век феодальные устои и абсолютизм.

Мнение декабристов склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту.

Главное в "декабризме" - его общечеловеческое начало "высокой" духовности мысли ("дум высокое стремленье" - как емко определил А.С. Пушкин в послании декабристам начала 1827 г.), предопределяющее образ поведения, а не политико-идеологическое выражение мировоззрения декабристов, тем более в попытках практических политических мероприятий. Это-то и сближало декабристов с современниками более консервативной политической ориентации, убежденными сторонниками эволюционного пути в общественном развитии, уповавшими преимущественно на воспитание человечества - в целом и тех, кто у руля правления, - просвещением и нравственным примером. А позднее сближало и с людьми другого века.

А.С. Пушкин был достаточно дружен с декабристами. Он поддерживал цели и задачи их движения. Посвящал свои сочинения выдающимся декабристам, а они в свою очередь считали Пушкина членом своего общества, которое должно было изменить Россию во всех направлениях.

Пушкин тоже был сторонником свержения самодержавия, но он всегда оставался в стороне, не действовал активно. Он будто наблюдал за всеми событиями с точки зрения поэзии.

Экстремизм декабристов, кровь, которой они грозили России, обернулись для страны долгим перерывом во введении реформ, и долгим мучительным осторожным подходом к конституционным реформам, к отмене крепостного права. Дворянство могло торжествовать.

В общем, восстание декабристов принесло России множество нестерпимых бед и потерь.

Проект Михаила Сперанского и Конституция США

"
Да, ваш статс-секретарь меня покорил. Не угодно ли вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?" (Наполеон).

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839г.) - сын сельского священника. Силой своей образованности добился расположения царя Александра I.

Он принимал участие в выработке европейской политики. А в 1808 году Сперанский находился в свите государя во время его встречи в Эрфурте с Наполеоном. Михаил Сперанский не просто понимал императора, но и всячески подвигал его на дружеские переговоры с Наполеоном.

После переговоров в Эрфурте Александр I назначил Сперанского товарищем, заместителем министра юстиции, сделав его своим главным советником в государственных делах. Все бумаги, поступающие на высочайшее имя, Александр I распорядился подавать сначала на прочтение и резолюцию Сперанскому. С ним, сыном поповича, он стал проводить долгие вечера в "доверительных беседах" и чтении политических сочинений. Именно в те годы император предложил нашему герою подготовить общий план государственных преобразований. И через некоторое время получил от него "Введение к Уложению государственных законов".

Законодательно оформленные пожелания императора у Сперанского получились, как всегда, с блеском. Они отвечали самым передовым по тому времени юридическим воззрениям. Главные черты преобразования, по замыслу Михаила Михайловича, должны были состоять в следующем:

1. Законодательное собрание не будет иметь власти санкционировать свои собственные постановления. Его мнения, совершенно свободные, должны быть точными выражениями народных желаний.

2. Члены судебного сословия будут свободно выбираться народом, но правительство будет следить за соблюдением судебных форм и охраной общественной безопасности.

3. Исполнительная власть должна принадлежать правительству, которое было ответственным перед законодательным собранием.

По проекту Сперанского политические права принадлежат, под условием владения собственностью, дворянству и среднему сословию. К среднему сословию были отнесены купцы, мещане, однодворцы и все крестьяне, владеющие недвижимой собственностью в известном качестве. Низшее состояние, в котором числились помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, должны иметь общие гражданские права, но не права политические. Переход из низшего класса в средний открыт всем, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве. Законодательное собрание должно носить название "государственной думы" и избираться каждые три года. Судебная власть в первых трех инстанциях должна была быть предоставлена лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате (комитет министров), державная власть должна была назначать членов из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных. Но наиболее важные вопросы рассматривал государственный совет.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.