Рефераты. Кооперативное движение в России

набжение остального сельского населения было направлено на специализированное увеличение им производства и продажи государству с/х продукции. С этой целью кооперация вела встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции.

С 1943 года мелкие предприятия потребительской кооперации стали объединяться в промкомбинаты. Потребительская кооперация организовывала подсобные хозяйства по выращиванию овощей, разведению птицы, откорму животных, производила лов рыбы. Кооперация увеличила заготовки картофеля и овощей, расширила емкости овощехранилищ, закупала яйца, хлеб для государства. На территории РСФСР в 1942 г. было заготовлено 1803 тонны меда, 891 тонна грибов. Кооператоры поставляли фармацевтической промышленности лекарственные растения, оборонной промышленности - лом цветных и черных металлов, заметно увеличились заготовки пушнины.

В годы войны кооператоры России, как и весь народ, трудились под лозунгом "Все для фронта, все для победы!".

Война задержала развитие потребительской кооперации на длительный период. На оккупированной территории были уничтожены и повреждены многие кооперативные предприятия. Потребсоюзы восточных районов оказывали организациям на освобожденных территориях всестороннюю помощь.

После победоносного окончания войны фашистскими захватчиками и японскими милитаристами потребительская кооперация направляет свою деятельность решению задач мирного времени. Проводятся отчеты и выборы органов управления и контроля, открываются магазины, столовые, расширяется собственное производство товаров широкого потребителя и заготовки продукции сельского хозяйства. Важное значение для кооперации имело снижение для нее ставки подоходного налога с прибыли до 25%

В декабре 1947 года была проведена денежная реформа и отменены карточки на товары. Вводились единые розничные цены вместо коммерческих и пайковых.

В 1948 году состоялся III Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Впервые с конца 20-х годов были переизбраны Совет, правление и ревизионная комиссия Центросоюза СССР и РСФСР.

В 1950 году потребительская кооперация имела 123,7 тыс. розничных торговых предприятий, а их товарооборот составил 52,4 млрд. руб. Росли объемы производства и заготовок. Восстанавливалась материально-техническая база. Труднее решались вопросы восстановления принципов внутрикооперативной демократии, привлечения широких слоев пайщиков к участию в работе своих сельпо. В 50-х годах проведено укрупнение маломощных сельских потребительских обществ.

Большое значение для улучшения деятельности потребительской кооперации имели изменения в жизни общества, связанные с именем Н.С. Хрущева. В сентябре 1953 года стали осуществляться мероприятия по подъему сельского хозяйства, повысились заготовительные и закупочные цены. Вскоре началось освоение целинных и залежных земель. Все это благоприятно сказывалось на работе потребительской кооперации.

Весной и летом 1954 года в системе потребительской кооперации прошли собрания пайщиков, их уполномоченных и съезды. Потребкооперация РСФСР занимала самый большой удельный вес в потребительской кооперации Советского Союза: 56,9% - во всем розничном товарообороте, 53,5% - в заготовительном, 60,1% - в выпуске продукции.

Открывшийся 29 июня 1954 года IV Всесоюзный съезд кооперации наметил мероприятия по улучшению обслуживания сельского населения и утверждению демократических норм потребительской кооперации. Съезд единогласно принял постановление об образовании Союза потребительских обществ РСФСР. На него возлагалось руководство всей организационной, торговой, заготовительной и всей хозяйственной деятельностью потребительских обществ, а также планирование, распределение и реализация фондов и материалов, предназначенных для организации потребительской кооперации республики.

Конечно, жизнь кооперации не была безоблачной. В 1958 году правительство повысило ставку налога с прибыли с 25% до 35% и это при мизерной рентабельности кооперативной торговли. Уменьшение административным путем размеров личных подсобных хозяйств граждан отрицательно сказалось на заготовительной и торговой деятельности потребительской кооперации. Ущемлялись интересы потребкооперации, а следовательно и сельских жителей, ведомственным монополизмом министерства торговли РСФСР; до 1968 года его главки являлись основными поставщиками фондовых товаров, но кооперативным организациям товары поступали не в полном объеме, с нарушением срока поставок. Кооператоры сами тоже допускали в своей работе немало ошибок и промахов. Из-за слабого контроля со стороны работников кооперации в торговую сеть завозились товары низкого качества, не пользующиеся спросом у населения. Нерасторопность кооператоров приводила к перебоям в торговле товарами, отнюдь не являющимися дефицитными.

Тем не менее, в послесталинский период потребкооперация РСФСР, даже сохраняя черты огосударствления, сделала заметный шаг вперед.

На рубеже 70-х,80-х годов, которые характеризуются как застойные, местные органы власти нередко сваливали на потребительскую кооперацию вину за острый недостаток товаров в сельских магазинах, хотя истинная причина неудовлетворительного снабжения населения объяснялась постоянным отставанием легкой и пищевой промышленности.

Весь розничный товарооборот кооперации в сложившихся ценах составил в 1955г. -7,5млрд. руб., в 1975г. - 30,78 млрд. руб., в 1984г. - 43,5 млрд. руб.

Несмотря на рост товарооборота и некоторое его улучшение структуры, платежеспособный спрос пайщиков и остального сельского населения на товары хронически удовлетворялся не полностью. Весьма серьезным являлся вопрос управления товарными запасами.

Потребительская кооперация РСФСР не на словах, а на деле осуществляли самофинансирование своей деятельности и вели в широких масштабах строительство типовых оптовых баз, заготовительных складов и баз, розничных торговых предприятий, хлебозаводов и других производственных объектов.

Интенсивнее всего торговая сеть обновлялась в районных центрах, центральных усадьбах колхозов, совхозов, в крупных населенных пунктах. Именно здесь кооперация в первую очередь осуществляла специализацию и оснащение новым торговым оборудованием. В результате уровень обслуживания стал постепенно повышаться.

Тесно связанная с с/ хозяйством потребкооперация закупала 60 видов продукции и сырья. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции осуществлялось по поручению государства. Некоторая часть закупленной продукции перерабатывалась на собственных предприятиях. Это выработка колбасных изделий, засолка огурцов, квашение капусты, консервирование грибов, расфасовка меда. Выросла производственная база хлебопечения. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий с 3,2 млн. тонн в 1955 году возросла до 5,7 млн. тонн в 1984году.

Потребкооперация заново создала пивоваренную и консервную промышленности, развила подсобное хозяйство (откорм животных, кролиководство, разведение птицы и др.). Все это способствовало увеличению источников продовольствия.

Рост объемов экономической деятельности потребкооперации РСФСР вызвал увеличение работников в 1955 году их было 710 тыс. человек, к 1984 году - 1512 тыс. человек.

За конкретные достижения в производственной и общественной деятельности кооператоры награждались значком отличника потребительской кооперации и некоторые из них - даже медалями и орденами.

Однако в управлении кооперацией действовала жестко централизованная система. Пайщиков продолжал подменять административный аппарат кооперации.

Таким образом, существенно увеличился заметный контраст между двумя гранями одной и той же потребительской кооперации: между относительно развитой материальной базой, растущей хозяйственной деятельностью и ее же малоподвижной организационной структурой, не знающими подлинной демократии общественными институтами.

Вторая половина 80-х годов ознаменовалась курсом на перестройку всех сторон жизни нашего общества. Были провозглашены отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, развитие демократии, развертывание гласности. Необходимость перестройки обосновывалась стремлением омолодить, улучшить социализм.

С 1986 года по решению директивных органов стали создаваться так называемые кооперативы в сферах производства и услуг. Во второй половине 80-х годов потребительская кооперация РСФСР осуществляла свою деятельность в условиях реформы политической системы, в сложной социально-экономической обстановке.

Примерно с 1989 года экономика оказалась в состоянии глубокого и затяжного кризиса, спрос на потребительские товары устойчиво опережал предложение: колбасы, крупы, макароны, мыло - все отпускалось населению по талонам. Компания по борьбе с алкоголизмом еще больше обострила проблему дефицита; деньги у населения высвобождались, а предложить взамен другие товары страна оказалась не в состоянии, к тому же сократился импорт товаров. Труднее всего приходилось потребительской кооперации, которая обслуживала в основном сельское население и в неравной борьбе с государственной торговлей отстаивала его интересы при распределении товарных ресурсов между городом и деревней.

Розничный товарооборот потребительской кооперации РСФСР с 43,7 млрд. руб. в 1985 году увеличился до 58,3 млрд. руб. в 1990году. Этот рост мог быть более значительным при лучшем обеспечении кооперативной торговли товарными ресурсами. Продажа водки и винно-водочных изделий за эти годы сократилась, в товарообороте стала увеличиваться доля остальных продовольственных товаров.

Потребительская кооперация сохранила роль одного из основных заготовителей с/хозяйственной продукции, расширилась сеть приемозаготовительных пунктов.

Существенное развитие получила в этот период и промышленность потребительской кооперации. Рост выработки собственной продукции составил 1,8 раза, в том числе колбасных и кондитерских изделий почти в 3 раза. Кооперативные хлебозаводы выпускали, чуть ли не каждую третью буханку хлеба. Роспотребсоюз принимал меры по приближению производства хлеба к сельским жителям путем возрождения небольших пекарен.

В период перестройки в стране проводилась "радикальная", но безуспешная экономическая реформа. В нее была втянута и потребительская кооперация. Но ее работники, в меру консервативные и одновременно здравомыслящие, дальше попыток возрождения хозяйственной инициативы и предприимчивости, не погибли.

Несмотря на падение рентабельных основ в основной отрасли и другие нежелательные тенденции, потребительская кооперация РСФСР постоянно увеличивала свои доходы. Прибыль в 1985 году составила 1,08 млрдруб, рост в 1,6 раза. За счет прибыли обновлялась материально-техническая база потребкооперации.

В течении 1990-1991 года кооператоры России вели активную подготовку к работе в условиях свободного предпринимательства.

Итак, в условиях плановой (командной) экономики отечественная потребительская кооперация сохранила свою известную обособленность как общественно-экономическая система. Вместе с тем, потребительская кооперация была огосударствлена и сверхцентрализована, кооперативные ценности и принципы полностью или частично игнорированы. Добровольное по уставу членство фактически явилось полупринудительное, было подорвано доверие населения к кооперации и к ее аппарату.

Вопрос 3. Законодательство Российской Федерации о принципах создания и деятельности потребительского общества

Возрождение потребительской кооперации - это ее восстановление, подъем после частичного разрушения и некоторого упадка. Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен. Проблемы возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 года в новую эпоху.

Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон о кооперации СССР 1988 года при своей относительной прогрессивности был не совершенен, а после 1991 года он частично устарел, и возникла потребность в специальном законе о потребительской кооперации.

Такой закон был принят в июне 1992 года. Закон состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использование ее хозяйственного потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В соответствии с указанным законом были приняты уставы потребительских обществ и потребсоюзов. И их имущество закреплено за пайщиками и работниками, потребительскими обществами и союзами. В целом закон "О потребительской кооперации в РФ" спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственников - от раскооперирования.

Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 19993 года, предоставляет каждому право на объединение (ст.30), это означает право граждан создавать и свои кооперативные общества, включая потребительские. Кооператоры связывают свою надежду на возрождение потребительской кооперации со смыслом провозглашения РФ социальным государством, с гарантией свободы экономической деятельности, с признанием и равной защитой всех форм собственности, с иными положениями конституции.

Правительством России 24 января 1994 года принято постановление "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации". Постановление положило начало цивилизованным отношениям сотрудничества между правительством РФ и Центросоюзом РФ, Правительство признало необходимым строить эти взаимоотношения на основе ежегодно заключаемых между ними соглашений.

Постановление рекомендовано местным органам исполнительной власти также строить свои взаимоотношения с организациями потребкооперации в соответствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями, предусмотрено оказание организациями потребительской кооперации финансовой помощи и поддержки путем предоставления кредитов, налоговых льгот, льгот по тарифам и др.

Эта политика государственной поддержки потребительской кооперации нашла подтверждение в указе Президента РФ от 31 мая 1996 года "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами ". В указе поднимается проблема выравнивания условий жизни сельского и городского населения, которая возводится в ранг государственной политики.

С января 1995 года начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями закона "О потребительской кооперации в РФ" 1992 года и положением нового ГК РФ.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве издан закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О потребительской кооперации в РФ". В новой редакции это закон РФ "О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации". Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статьей.

В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации, записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.

В 1 главе "Общие положения" - раскрыты использованные в законе основные понятие, определены взаимоотношения государства и системы потребкооперации, сформулированы важнейшие принципы создания деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенно трудовых отношений в обществе и их союзах.

2 глава " Образование потребительского общества" - определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.

3 глава "Членство в потребительском обществе" - содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, прекращение членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.

4 глава "Органы управления потребительского общества" - определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества, дана структура этих органов, устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях.

5 глава "Имущество потребительского общества" - устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых потребительским обществом фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

В 6 главе "Основы деятельности потребительского общества" - речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядок ведения документов и самих документах, которые должны хранится по месту нахождения Совета потребительского общества.

7 глава "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" - определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

В 8 главе "Союз потребительских обществ" - рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления и контроля союза, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец. Порядок реорганизации и ликвидации союза.

9 глава "Переходные положения" - содержат требования к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего закона, привести свои уставы в соответствии с ними в течение 12 месяцев.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является хорошей правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Закон открывает новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, широкие возможности для свободного развития потребительской кооперации.

Решающее значение для обеспечения "работы" Закона имеет активное и последовательное сотворчество пайщиков и работников кооперации одновременно во всех звеньях системы, особенно в потребительских обществах.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц с/ хозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика, в том числе через средства массовой информации;

Настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзам, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Используемая литература

1. Бернальд А.В. Потребкооперация в условиях перехода к рыночной экономики., М., 1993 г.

2. Темирбулатов А.О. Основы кооперативного строительства, учебное пособие, 1991 г.

3. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации., Томск., 1988г.

4. Указ Президента РФ от 16.02.92 № 144 "О коммерциализации деятельности потребкооперации", "Российская газета", 1992 г.

5. Гражданский кодекс РФ, I курс, закон РФ от 21.10 94 № 32 ст.3301

6. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О потребкооперации в Российской Федерации " от 13.06.97 г." "Российская газета" от 17.07.97 г.

7. Потребительская кооперация Российской Федерация, информационно-аналитический выпуск, 1996 г.

8. Международный кооперативный альянс. Декларация о кооперативной идентичности, Будапешт, X - 1986 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.