Рефераты. Крестовые походы - военно-религиозная акция

p align="left">2.2 Положение на Востоке. Византия накануне походов.

Условия ,сложившиеся на Востоке, обещали, легкий успех крестоносцам. Из двух халифатов (Багдатского -Аббасидов и Египетского -Фатимидов) первый был в 1055 г. захвачен турками-сельджуками,которые всед за этим отняли у Фатимидов Сирию и Палестину .В 1071 г. Турки разбили византийцев при Манцикерте,взяли в плен императора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии.Сельджуское государство распалось на ряд княжеств-Мосул,Дамск,Антиохию,Триполи,Алеппо и др.Сельджские княжества враждовали друг с другом .Большие затруднения в это время испытывала Византия ,только перенесшая страшный удар от турок-сельджуков.

В 11 в. Византия уже была феодальной страной. Свободное крестьянство почти исчезло .Оно перестало служить основой военной мощи Византии ,в войсках которой главную роль играли наемники из варягов и англо-саксов.Внешнеполитическое положение Византии накануне крестовых походов также было очень сложным .С запада империю теснили норманны ,незадолго перед тем покончившие с завоеванием южноитальянских владений Византии и основавшие свои княжества в Южной Италии и Сицилии ,правда,при помощи венецианцев,боявшихся усиления норманнов на Андриатическом море, Византии удалось задержать их наступление. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целый квартал в Констатинополе.

Турки-сельджуки готовили новое наступление на Византию с востока.Печенеги угрожали с севера.Печенеги,нашедшие поддержку у славян Балканского полуострова,угнетаемых Византией,в 1091 г. Подошли к самым стенам Константинополя .Византии удалось отвести эту опасность ,вступив в связь с половцами, которые разгромили печенегов.

Таким образом, ко времени первого крестового похода Византия несколько оправилась от внешних ударов и готовилась к борьбе с турками. Не раз и раньше ,в критические для государства моменты, византийские императоры обращались с просьбами о помощи к папе ,к императору, даже к некоторым феодальным государям( в том числе и к русским).Такие просьбы были для государей Запада предлогом для вмешательства в восточные дела; они порождали на Западе преувеличенное представление о легкости завоевания Востока ,раздираемого внутренними столкновениями .

2.3 Поход бедноты .Поход феодалов

В первом крестовом походе приняли участие две противоположные социальные группы, поэтому большинством историков он условно делиться на две части, поход бедноты- как правило это были крестьяне, и поход феодалов. После Клермонского собора среди простого народа появились проповедники, для которых религиозная цель крестового похода сливалась с какими то неясными представлениями об освобождении ,об улучшении участи бедняков, отправлявшихся в крестовый поход .Такие проповедники, как Петр Амьенский ,нашли много приверженцев среди крестьян, доведенных до отчаяния голодом и эксплуатацией. В 1096 г. Массы крестьян ,главным образом из Средней и Северной Франции и из Западной Германии, тронулись со своих мест. Это было безрассудное, гибельное предприятие. Крестьяне были совершенно не готовы к такого рода походу и плохо представляли себе все его трудности. Большая их часть не имела оружия или была вооружена как попало Не было должного довольствия этой крестьянской армии. Продовольствие не редко ей приходилось брать силой у населения тех мест, через которые крестьяне двигались.

Беднота двигалась несколькими отрядами по одному из старых путей пилигримов- по Рейну и по Дунаю на Константинополь. Тем же путем двигались из Германии отряды полуголодных рыцарей-бандитов, думавших только о грабеже и добыче. Они устроили в городах Лотарингии ,на Рейне, в Праге первые в истории средневековой Европы еврейские погромы.

Всем этим отрядам пришлось двигаться через владения венгров, потом через земли болгар. И венгры и болгары нападали на этих пришельцев, грабивших все на своем пути. В результате этих столкновений часть отрядов погибла или разбежались .Отряды бедноты дошли до Константинополя значительно поредевшими.

Конечно, не такой помощи ждал себе с Запада византийский император. Он поспешно переправил крестьян в Малую Азию, где турки их разгромили. Спастись удалось только нескольким тысячам человек, которые в панике бежали обратно в Константинополь.Вместе с ними Петр Амьенский стал дожидаться подхода главных сил.

Безусловно ,отряды феодалов были подготовлены значительно лучше: были лучше вооружены, чем крестьяне, и успели запастись деньгами, распродав часть своих земель. Многие двинулись в поход ,забрав с собой все свое имущество и свои семьи .Главная масса феодалов собралась в Лотарингии. Во главе этого ополчения стояли герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский и его брат Болдуин. Из рыцарей Северной Франции, главным образом Нормандии ,составилось ополчение, возглавленное нормандским герцогом Робертом. Предводителем рыцарей из Южной Франции был граф Раймонд Тулузский. Во главе ополчения нормандских княжеств Южной Италии был Боэмунд Таренский. За рыцарскими отрядами двигались огромные толпы, в большинстве, безоружных крестьян. За войском двигались огромные обозы. Все эти отряды представляли собой совершенно самостоятельные единицы. Они не были организационно связаны между собой. Отряды двигались разными путями. Одни пошли по рейнско-дунайской дороге, другие-берегом Адриатического моря, третьи -через Италию, откуда они морем переправлялись на Балканский полуостров.

Весной 1097 г. все эти отряды соединились в Константинополе. Здесь начались столкновения между греками и крестоносцами .Крестоносцы держали себя вызывающе грубо. Утонченной верхушке византийского общества западные рыцари казались варварами ,и они действительно делали все чтобы оправдать эту репутацию.Император Алексей поспешно переправил их в Малую Азию ,предварительно взяв с них вассальную присягу и обязав их вернуть Византии ее прежние владения на Востоке ,которые будут отвоеваны у турок.

В Малой Азии турки непрерывно тревожили отряды крестоносцев. Турки опустошили страну ,так что рыцарям пришлось терпеть голод. Крестоносцы были совершенно не готовы к переходам при палящей жаре. Их тяжелое вооружение накалялось ,люди и кони падали от солнечных ударов.

Крестоносцы пересекли Малую Азию и были дружественно встречены в княжестве Малой Армении ,в Киликии. Тогда же Болдуин и захватил город Эдессу, лежавший на пути из Месопотамии в Сирию и ,чрезвычайно важный по своему стратегическому положению,и основал графство Эдесское. За тем более года было потрачено на осаду Антиохи. Взятие Антиохи сопровождалось дикой резней мусульман. Здесь было основано второе владение крестоносцев- княжество Антиохия, во главе которого стал Боэмунд Таренский. Увлекшись грабежами изахватами ,вожди крестоносцев не спешили к своей предполагаемой цели-Иерусалиму. Только в 1099 г. значительно поредевшее войско крестоносцев достигло Иерусалима и взяло его после ожесточенного штурма. Вслед за этим последовала резня перед которой бледнеет разгром в Антиохи. Архиепископ Вильгельм Тирский , написавшй в конце 12 в. Историю Иерусалимского королевства на основании еще свежих преданий, дал потрясающее описание зверств и жадности крестоносцев при взятии Иерусалима. Чудовищные расправы сменялись религиозными церемониями, после чего они возобновлялись с еще большим ожесточением.

2.4 Образование первых государств крестоносцев на Востоке

После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря .При помощи венецианцев ,генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов.

Так возникло на Востоке ряд крестоносных городов. Крупнейшим из них было королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первым государем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства :графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.

В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвели феодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства,или “Иерусалимские ассизы “,известны нам лишь в поздней ,измененной редакции ,записанной в 13 в. На Кипре ,где долго сохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.

“Иерусалимские ассизы “перечисляли ,в каких случаях король имеет право требовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская власть не превышала своих требований к последним .Королевская власть была ограничена “высокой палатой”- собранием крупных феодалов, без которого король не мог принять ни одного важного решения. В случае нарушения королем прав какого-либо из феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствах крестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком она существовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарские феоды ,обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне были возведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защита завоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьяне должны были арендовать землю у рыцарей ,уплачивая за это часть урожая .Церковь завладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военной службы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составляло крепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же из греческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами. Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможные промышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от воли господ. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их как иноверцев, и не раз оказывали им сопротивление. Так в 1125 г. Вспыхнуло большое крестьянское восстание в районе Бейрута.

3.ВТОРОЙ,ТРЕТИЙ,ЧЕТВЕРТЫЙ,КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

3.1 Духовно-рыцарские ордена

Для усиления обороноспособности христиан-ских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломни-ков и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские орде-ны -- орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:

“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное то-варищество для защиты пилигримов от грабителей и разбой-ников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый ор-ден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета це-ломудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пи-лигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites Templi, Templari. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два там-плиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некото-рые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому ко-роль Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.